О неонацистских знаках «перемен»
28.03.2023 07:59:00
Людмила ГЛАДКАЯ
Кем были (чем стали — понятно) воюющие нынче в Украине неонацисты? Те, кто мечтает взорвать Беларусь в прямом смысле. Если коротко — то всякий шлак, однако расскажу о них чуть подробнее.
Большинство из них пригрела у себя Украина, сейчас там условия что надо. Отсюда погнали. Или посадили. Не место таким у нас. Так решило белорусское общество, не дает преступникам развернуться и правоохранительная система.— Работа по выявлению экстремистов, радикалов ведется ГУБОПиК МВД давно и системно, — слушаю начальника управления по противодействию экстремизму ГУБОПиК Михаила Бедункевича. — Мы видели такие вызовы и угрозы еще до 2020 года и к моменту обострения кризиса оказались готовы. Правоохранительным органам удалось привлечь к ответственности активистов и лидеров опасного движения, пресечь вовлечение в него новых сторонников.
Противодействием экстремизму в молодежных неполитизированных формированиях, в основном в околофутбольных группировках, оперативники начали заниматься с учетом угроз, которые появились из-за террористической активности в мире, в соседних странах. Полковник милиции продолжил:
— Категория футбольных фанатов с нацистскими идеями уже более десяти лет оценивается как носящая явный экстремистский характер. Как правило, лидеры и активисты таких движений причастны к совершению ряда уголовных преступлений: от хулиганства и хищений до распространения наркотиков и мошенничества. Исходящую от таких организаций угрозу действительно удалось купировать. Законопослушные же любители футбола при этом никаких негативных последствий для себя не ощутили.
Сотрудники видели, что по аналогии с ОПГ в таких формированиях была четкая иерархия, организованность, управляемость, тренированность, влияние на криминальную обстановку в регионах. Во все это втягивали и несовершеннолетних, навязывали идеи неонацизма, ультралевой философии.
Организованные движения с нацистской идеологией крайне опасны. И тогда, и теперь. Причем опасность эта именно террористическая. Потому отрабатываются в том числе личные, родственные и прочие связи возможного диверсанта.
Теперь по лицам. Есть такой Игорь Янков. В прошлом — футбольный хулиган с ультраправым уклоном. Оказался среди махровых правосеков из «Азова». Наблюдательный читатель, возможно, помнит это чудо по лоснящейся физиономии с дебильными клоунскими усами. Теперь клоун в Украине, фотографируется в военной форме и с оружием, делает нелепые заявления. А чтобы фоточки и видео с «войны» подписать красиво, взял себе как бы позывной — «Янки».Как правило, те, кто едет наемниками нацподразделений ВСУ, это безработные маргиналы. Они надеются на сомнительную удачу, признание или на уровне подсознания просто хотят быть убитыми. Да, есть и такое.
В «незалежную» бежал в сентябре 2020‑го. Просто испугался, что за августовскую блокировку дорог ему тут а-та-та сделают. На пузе у Игорька — татуировка «Черное солнце». Такое накалывают неонацисты, неоязычники и поклонники культа сатанизма. В отношении фигуранта возбуждено уголовное дело по статье «Создание экстремистского формирования либо участие в нем».
Андрей Трацевский (1993 года рождения) решил, что он «Бессмертный» — взял себе такой позывной. Хотя люди понимают, что Андрюхино бессмертие ровно до тех пор, пока телефон в сторону не отложит и на настоящие позиции не выйдет. Но этот не выйдет, боязно. Вообще, на физиономию Трацевского посмотришь — будто кто след от берца оставил. Взял так и припечатал хорошенько.
Когда-то Андрюха совмещал спортивную карьеру с околофутбольным беспределом. В 2011 году был под следствием по уголовному делу о хулиганстве… А видели бы вы, как на коленях ползал, умоляя потерпевшего забрать заявление. Человек чмо пожалел, чмо в колонию не отправили. Но оно снова вляпалось, в 2016‑м. В Украине же ошивается с августа 2020‑го. До этого тоже «воевал» на белорусских улицах с транспортом да скамейками. Были, в общем, и административные статьи, и уголовные. Сейчас при ВСУ.
Виталя Пигорев чуть постарше (1984 года рождения), но ума та же палата. Этот начал свое беспутное существование с околофутбольной среды «Динамо-Минск». Фигурантом уголовных дел становился трижды: за хулиганство, распространение порнографии, разжигание вражды по этническому признаку. Участвовал в нападениях на представителей восточных диаспор в Беларуси, в том числе чеченской. Убежденный нацист, скинхед и фашист. В 2020‑м (4 августа) тоже, поджав что-то там, бежал из страны. Прибился к «калиновцам», позывной «Пума». Лучше б «Пуделем» назвался, больше подходит.
Даник Ляшук из Бреста. Откосил от армии, связался с отморозками от околофутбола No Comments. С тех пор как над верхней губой пробился первый пушок, Даня старается всем доказать, что животное он исключительно редкостное. В голове Ляшука каша еще та. Патологическая жестокость и метания между неонацистскими идеями, язычеством и исламом выглядят как диагноз.
В 2014 году вступил в неонацистский батальон «Торнадо». Тот, который насиловал даже младенцев…
Это сборище укронациков ликвидировано в 2015‑м, его командир Онищенко и часть «бойцов» арестованы, конкретно Ляшук — за преступления в Луганской области. С марта по апрель участвовал в похищении и пытках десяти человек. Вообще, обвинения ему были предъявлены по пяти статьям УК Украины. Приговорен к десяти годам колонии. Да, свой срок не отсидел, освобожден летом 2021‑го. Обслуживает ВСУ. Сейчас там такие в почете. Кстати, поговаривают, что Даник обделался, когда чуть не попал в руки белорусского ГУБОП (только т-с-с-с). Чтобы хоть как-то реабилитироваться в глазах таких же отморозков, взял позывной «Моджахед».
Чем ущербнее гниль, тем громче она себя называет. «Террор» — так попросил величать себя Стас Гончаров. Он из Витебска. Промышлял гоп-стопом, воровал конфеты в магазине. Навязывал нацистские взгляды, из татуировок — свастика, символика карательной дивизии СС Дирлевангера.
В 2014‑м уехал в Украину, где в составе «Азова» мародерствовал и уничтожал мирное население. С гопниками из «Правого сектора» и «Патриотов Украины» громил здания Федерации профсоюзов Украины в Киеве. В соцсетях выкладывал фото с мест боевых действий. Задержан в 2016‑м в Беларуси, сел на семь лет.
— ГУБОПиК системно отслеживает деятельность всех участников вооруженных формирований, в том числе так называемого «полка Калиновского», — говорит Михаил Бедункевич. — Каждый преступник на учете, контролируются его связи в стране и намерения. Сейчас известно о нескольких десятках ликвидированных в Украине «калиновцев». Плюс раненые и дезертиры.
Националистические подразделения финансируются и вооружаются из бюджета Украины и стран ЕС и НАТО. Деньги готовы платить и беглые, на поддержку терроризма с бчб-окраской. Формирования вроде «калиновцев» обычно используются в карательных операциях против мирного населения или диверсий в тылу. Сейчас, учитывая катастрофически возросшие потери, некоторых бросают ближе к фронту, для уничтожения.
— Беглые также хвастаются, мол, тут у них агенты, пособники, — продолжает офицер. — Как правило, исполнители забрасываются из-за рубежа иностранными спецслужбами. Роль же находящихся внутри Беларуси сводится к обеспечению прикрытия, проживания и прочей помощи. Поэтому усилия правоохранителей сосредоточены и на выявление тех, кто имеет зарубежные связи и готов оказывать содействие террористам.
Важно понимать главное. Взять ту же ситуацию с подрывом самолета в Мачулищах. Исполнителя нашли? Нашли. Быстро? Быстро.
Неонацистам не надо думать, что если их сейчас не показывают, к примеру, в СМИ, то о них силовики не знают. Знают. Каждого. Ну и пламенный привет из морга гнили вроде «калиновцев» шлет ликвидированный недавно в Гродно иностранный наемник.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил Бедункевич:
— Преступная деятельность по посягательствам на суверенитет и государственную целостность Беларуси организована, финансируется и курируется из-за рубежа. Составляются планы, пишутся отчеты, проводятся атаки и провокации. Сейчас больше в информационной сфере. Но еще год назад действовали ячейки, которые совершали теракты на железной дороге и получали задания из Польши. Они уже нейтрализованы. Наобум же могут действовать лишь так называемые жертвы деструктивной пропаганды, находящиеся под внешним информационным влиянием.