Проверено: выбрать попутчика по гендерному признаку можно только на железной дороге
25.11.2017 08:25:19
Собираясь в дорогу, рассчитываешь, что время в пути пройдет приятно и комфортно, и, без сомнений, большую роль здесь играет компания. Если вдруг попутчиком станет храпящий субъект на верхней полке купе, чересчур болтливая дама или люди выпивающие — остается только считать минуты до прибытия в точку назначения. Многие полагают, что если уж проводить время в пути с незнакомыми людьми, то лучше в компании попутчиков своего пола: мол, с ними найти общий язык куда проще. Но всегда ли нам предоставляют право выбора? Корреспондент «Р» провела эксперимент: при заказе билета на разные виды транспорта просила место рядом с попутчицей.
Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины
Мальчики — налево, девочки — направо
Практика разделения мест в транспорте на мужские и женские применяется в разных странах. Так, в Японии, например, существуют целые поезда и вагоны метро только для женщин. Нововведение было обусловлено многочисленными жалобами японок на домогательства в общественном транспорте. По той же причине в Мехико появились автобусы, в которые мужчинам вход воспрещен. А правом выбора мужского, женского или смешанного купе в поездах и вовсе никого не удивишь. В России однополые купе ввели еще в 2007 году. Интересный факт: ожидалось, что чаще пользоваться этой услугой РЖД будут женщины, но статистика показала, что 59% всех пассажиров покупали билет в мужское купе и только 30% — в женское.
Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины. Они хотят избежать заигрываний или приставаний, стесняются переодеваться в присутствии мужчины, боятся, что попутчиком станет обладатель давно не стиранных носков или, не дай бог, компания с гитарой, распивающая спиртные напитки. Стереотипы стереотипами, но частая пассажирка БЖД Алла Косенкова, которая всегда интересуется возможностью выбрать однополое купе, объясняет свое желание ехать в женском коллективе так:
— Поездки в смешанном купе, за редким исключением, я вспоминаю как страшный сон. Однажды я повесила свою верхнюю одежду, а утром она вся была залита плодово-ягодным… Оказалось, что мой сосед с верхней полки решил выпить вина ночью. А другой попутчик никак не отставал с предложением познакомиться! Я не говорю, что с женщинами дорога проходит идеально, разные попутчицы попадаются: и храпящие, и болтливые. Но с ними я хотя бы не чувствую стеснения и беспокойства.
Однополые купе
Что ж, посмотрим, по каким направлениям БЖД готова предложить раздельные для женщин и мужчин купе. Звоню в справочную: меня интересует маршрут Минск — Санкт-Петербург. В пути — больше 13 часов, хочу провести это время в женской компании. Диспетчер моему пожеланию ничуть не удивилась:
— Конечно, без проблем. На какой день хотите взять билет?
А вот поезда, следующие по территории нашей страны, таких услуг не предлагают. Хоть время в пути, например, из Бреста в Витебск составляет 16 часов 45 минут.
— Продажа билетов с формированием женских и мужских купе производится на фирменные поезда, следующие в международном сообщении: № 2/1 Минск — Москва, № 39/40 Полоцк — Москва, № 52/51 Минск — Санкт-Петербург, № 55/56 Гомель — Москва, а также на поезд № 87/88 Минск — Рига, — посвящает в детали первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Дрожжа. — Принцип продажи такой: если пассажир женского пола приобретает билет в свободное купе, то оно автоматически помечается как женское. Оставшиеся три места предлагаются только женщинам. По аналогичной схеме формируется и мужское купе. На стоимости билета выбор однополого купе никак не отражается. Такая услуга действительно востребована, особенно женщинами, которые в силу разных причин не хотят находиться с мужчинами в купе, и в следующем году мы продолжим эту практику. Но распространить ее абсолютно на все поезда, в схеме формирования которых предусмотрены купейные вагоны, не планируем. Все-таки при продаже билетов с учетом пола пассажира есть высокая вероятность того, что, например, где-то в женских купе места останутся пустыми, а мужчин туда подселить мы не сможем.
Все для удобства пассажира
Дорога в автобусе тоже может занять немало времени. Как оказалось, просьбы пассажиров посадить их рядом с попутчиком того же пола и здесь не редкость. Интересуюсь, могу ли я провести поездку в женской компании в автобусе Полоцк — Санкт-Петербург. Кассир на автовокзале явно не ожидала подобного вопроса:
— Такой услуги у нас нет. Но в автобусе, следующем в этом направлении, часто остаются свободные места. Так что, если возникнет какая-то проблема, вы сможете пересесть, куда захотите.
Европейская сеть международных автобусных пассажирских перевозок «Эколайнс» тоже женщин отдельно от мужчин не рассаживает. При заказе билетов, по словам диспетчера, высвечиваются только свободные места, а пол пассажиров не уточняется:
— Если вам будет по каким-то причинам некомфортно, можно поменяться местами с кем-нибудь из пассажиров.
А что насчет авиатранспорта? На мою просьбу провести несколько часов полета в Сургут сидя рядом с представительницей слабого пола диспетчер «Белавиа» отвечает:
— В аэропорту во время регистрации на рейс можно попросить место рядом с попутчицей — я думаю, сотрудники аэропорта пойдут вам навстречу. К тому же на борту самолета люди сами зачастую по разным причинам меняются местами. Но это уже зависит от пассажиров, пойдут ли они на уступки.
Итак, женщины/мужчины, по разным причинам не желающие ехать в компании представителей противоположного пола, могут заказать однополое купе в поездах, следующих в Ригу, Санкт-Петербург, Москву. В других видах транспорта места на женские и мужские не делят, но готовы в случае каких-либо проблем найти удобный для пассажира вариант. Сама с просьбами такими я никогда не обращалась, да и конфликтов с попутчиками ни в поездах, ни в самолетах не возникало. В целом я за то, чтобы у пассажиров было право выбора — главное, чтобы деление по гендерному признаку не дискриминировало ни мужчин, ни женщин.
matuzova@sb.by
Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины
Мальчики — налево, девочки — направо
Практика разделения мест в транспорте на мужские и женские применяется в разных странах. Так, в Японии, например, существуют целые поезда и вагоны метро только для женщин. Нововведение было обусловлено многочисленными жалобами японок на домогательства в общественном транспорте. По той же причине в Мехико появились автобусы, в которые мужчинам вход воспрещен. А правом выбора мужского, женского или смешанного купе в поездах и вовсе никого не удивишь. В России однополые купе ввели еще в 2007 году. Интересный факт: ожидалось, что чаще пользоваться этой услугой РЖД будут женщины, но статистика показала, что 59% всех пассажиров покупали билет в мужское купе и только 30% — в женское.
Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины. Они хотят избежать заигрываний или приставаний, стесняются переодеваться в присутствии мужчины, боятся, что попутчиком станет обладатель давно не стиранных носков или, не дай бог, компания с гитарой, распивающая спиртные напитки. Стереотипы стереотипами, но частая пассажирка БЖД Алла Косенкова, которая всегда интересуется возможностью выбрать однополое купе, объясняет свое желание ехать в женском коллективе так:
— Поездки в смешанном купе, за редким исключением, я вспоминаю как страшный сон. Однажды я повесила свою верхнюю одежду, а утром она вся была залита плодово-ягодным… Оказалось, что мой сосед с верхней полки решил выпить вина ночью. А другой попутчик никак не отставал с предложением познакомиться! Я не говорю, что с женщинами дорога проходит идеально, разные попутчицы попадаются: и храпящие, и болтливые. Но с ними я хотя бы не чувствую стеснения и беспокойства.
Однополые купе
Что ж, посмотрим, по каким направлениям БЖД готова предложить раздельные для женщин и мужчин купе. Звоню в справочную: меня интересует маршрут Минск — Санкт-Петербург. В пути — больше 13 часов, хочу провести это время в женской компании. Диспетчер моему пожеланию ничуть не удивилась:
— Конечно, без проблем. На какой день хотите взять билет?
— Продажа билетов с формированием женских и мужских купе производится на фирменные поезда, следующие в международном сообщении: № 2/1 Минск — Москва, № 39/40 Полоцк — Москва, № 52/51 Минск — Санкт-Петербург, № 55/56 Гомель — Москва, а также на поезд № 87/88 Минск — Рига, — посвящает в детали первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Дрожжа. — Принцип продажи такой: если пассажир женского пола приобретает билет в свободное купе, то оно автоматически помечается как женское. Оставшиеся три места предлагаются только женщинам. По аналогичной схеме формируется и мужское купе. На стоимости билета выбор однополого купе никак не отражается. Такая услуга действительно востребована, особенно женщинами, которые в силу разных причин не хотят находиться с мужчинами в купе, и в следующем году мы продолжим эту практику. Но распространить ее абсолютно на все поезда, в схеме формирования которых предусмотрены купейные вагоны, не планируем. Все-таки при продаже билетов с учетом пола пассажира есть высокая вероятность того, что, например, где-то в женских купе места останутся пустыми, а мужчин туда подселить мы не сможем.
Все для удобства пассажира
Дорога в автобусе тоже может занять немало времени. Как оказалось, просьбы пассажиров посадить их рядом с попутчиком того же пола и здесь не редкость. Интересуюсь, могу ли я провести поездку в женской компании в автобусе Полоцк — Санкт-Петербург. Кассир на автовокзале явно не ожидала подобного вопроса:
— Такой услуги у нас нет. Но в автобусе, следующем в этом направлении, часто остаются свободные места. Так что, если возникнет какая-то проблема, вы сможете пересесть, куда захотите.
Европейская сеть международных автобусных пассажирских перевозок «Эколайнс» тоже женщин отдельно от мужчин не рассаживает. При заказе билетов, по словам диспетчера, высвечиваются только свободные места, а пол пассажиров не уточняется:
— Если вам будет по каким-то причинам некомфортно, можно поменяться местами с кем-нибудь из пассажиров.
— В аэропорту во время регистрации на рейс можно попросить место рядом с попутчицей — я думаю, сотрудники аэропорта пойдут вам навстречу. К тому же на борту самолета люди сами зачастую по разным причинам меняются местами. Но это уже зависит от пассажиров, пойдут ли они на уступки.
Итак, женщины/мужчины, по разным причинам не желающие ехать в компании представителей противоположного пола, могут заказать однополое купе в поездах, следующих в Ригу, Санкт-Петербург, Москву. В других видах транспорта места на женские и мужские не делят, но готовы в случае каких-либо проблем найти удобный для пассажира вариант. Сама с просьбами такими я никогда не обращалась, да и конфликтов с попутчиками ни в поездах, ни в самолетах не возникало. В целом я за то, чтобы у пассажиров было право выбора — главное, чтобы деление по гендерному признаку не дискриминировало ни мужчин, ни женщин.
matuzova@sb.by