О парковках, страстях на тротуаре и советах, как уберечься от велосипедного вора
01.06.2024 22:00:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
«30 дней на велосипеде» провела корреспондент «НГ», присоединившись к одноименной всемирной акции. Ее суть проста: месяц нужно выкатывать свое двухколесное транспортное средство и крутить педали. Ближайшего магазина вы достигнете или соседней области — неважно, цель — проверить собственную стойкость, а в нашем случае еще и велодружелюбность города. Необходимый любому двухколесному транспортному средству минимум — велодорожки и велопарковки — в Гомеле есть, но и вопросы к ним тоже.
Одна из старейших велодорожек протянулась по Речицкому проспекту от Давыдовского рынка, вдоль шикарного Фестивального парка. Виды изумительные, но и потрястись придется. Качество велосипедной полосы хромает на обе ноги, на ней размещены и самые «шикарные» впадины. Вряд ли они там предусмотрены по проекту. Атмосферы добавляют и люди, несущие с рынка сумки с продуктами. Им, честно говоря, нужна отдельная полоса, на пешеходной они категорически не помещаются. В третий раз получив (случайно, но от души) пакетом с огурцами по колесу, я научилась притормаживать перед ними еще быстрее, чем перед детьми и собаками.
Немножко разномастных тротуаров — и мы попадаем на роскошное пространство, с недавних пор соединяющее проспект Октября и Любенский микрорайон. Ехать по отведенной здесь двухколесным транспортным средствам местности — одно удовольствие. Но вот нюанс: тротуар выделили и пешеходам, и велосипедистам на всех, без разметки и строгой полосности. Разбираться надо, как подсказывают совесть и здравый смысл.
— Разрешите я вас объеду?
— Так объезжай. Мы что, мешаем? — злобно зыркает глава семейства.
И если бы такой случай был единичным. Останавливаюсь и спокойным голосом прошу не бежать на велодорожку и под колеса трехлетнего малыша, чья мама неторопливо шествует метрах в ста от него. Убеждаю роскошных дам за 60 дать мне простор для объезда. Они нервно отмахиваются:
— На своих велосипедах езжайте на дорогу!
А на чудном велопереезде по зеленой разметке бодро шагает мужчина средних лет. Сузив глаза, я цежу ему в спину:
— Здесь велосипедный переезд, ходить опасно, вас могут сбить, — практика показывает, что такие замечания действуют на людей гораздо эффективнее, чем теоретические рассуждения о месте под солнцем.
А вот этот пешеход оказался премилым мужчиной, рассыпался в извинениях, сказал, что задумался, но тотчас же сменил направление. А ты уже и вправо свернула, чтобы проехаться по широченной велодорожке в сторону Шведской горки. На ней и покрытие от пешеходной зоны отличается, и собак выгуливают с каждым годом все реже — на сердце лепота...
Прекрасный трек для гомельчан сотворили на Восточном обходе, а на параллельно идущей улице Мазурова велосипедная дорожка вызывает когнитивный диссонанс. Вот ты вроде и проехал, ворча и выгнав пешеходов на их сторону тротуара, а тут внезапно съезд с дорожки в ноль не утоплен. Мол, ты же транспорт — попрыгаешь. Идеальную часть тротуара, отрисованную в пользу велосипедов, я встретила на улице Ефремова: дорожка в двух направлениях, да еще и со свеженькой разметкой и заниженными съездами! Вот только длится она всего пару десятков метров. Есть трасса, стартующая перед поворотом на улицу Советскую, но только разгонишься — влетаешь аккурат в остановку, объездных путей не придумали. Зато после светофора начинается рай с профильным светофором и ровным асфальтом.
За 30 дней на велосипеде я тихо и мирно наездила по городу 251 километр, и, к сожалению, только 30 из них проходили по велодорожкам. Но если планомерная политика городских властей по наполнению улиц новыми отрезками пути для велосипедистов не сдаст позиций, то в будущем двухколесные транспортные средства станут передвигаться исключительно по своим полосам.
— С начала 2024-го в области зарегистрировано 26 велокраж. Снижение идет, но за прошлый год владельцы лишились 325 велосипедов. Значит, нужно быть более бдительными. Пристегивайте транспорт, оставляйте его в поле обзора видеокамер и обязательно зарегистрируйте: сегодня база данных содержит информацию о 250 711 велосипедах в Гомельской области — от серийного номера до данных владельца. Это помогает проверить принадлежность велосипедов и вернуть украденное.
Я отправилась грамотно пристегивать велосипед к парковке, но даже в центре города смогла сделать это только с шестого раза. Гимнастки с лентами, скрепочки, столбики — все это, конечно, креативно, красиво, но крайне бесполезно и в самый неподходящий момент еще врезается тебе в бока дизайнерскими завитушками. Самый популярный вид — уголки — тоже не особо полезен. А вот найденная на Волгоградской улице парковка из старых велорам стала и дизайнерским изыском, и неожиданно очень удобным элементом. Некоторые пиццерии сделали парковки (в виде собственного названия) вроде бы подходящими по размеру и высоте, но вмонтированы в плитку они весьма условно и радостно покачиваются даже при малейшем усилии. Отдельное издевательство над велосипедистами — низкий полукруг, который в народе прозвали «колаўторквалкі». Колесо в них действительно приходится вталкивать, попутно царапая краску и повреждая тормозные диски. Застегнуть замок можно, только распластавшись на земле. Вид, я вам доложу, малопривлекательный. Итог неутешительный: на 17 удобных и безопасных велопарковок попалось 35 бесполезных.
valchenko@sb.by
Огурцами по колесу
В Гомеле нет сети велосипедных дорожек. Нет именно сети. Все асфальтные метры, выделенные в полноправное пользование двухколесным, — это отдельные кусочки велосчастья, иногда донельзя выщербленные трещинами, впадинами и выпуклостями, иногда просто шикарные. В этом плане городские власти с каждым годом методично двигаются вперед, хотя крейсерскими скоростями похвастаться не могут. И все же время от времени появляются новые отрезки, на которых теоретически мы можем двигаться полноправно и безоглядно. Теоретически — потому что еще нужно отвоевать свое место под солнцем у пешеходов, а иногда и автомобилистов.Одна из старейших велодорожек протянулась по Речицкому проспекту от Давыдовского рынка, вдоль шикарного Фестивального парка. Виды изумительные, но и потрястись придется. Качество велосипедной полосы хромает на обе ноги, на ней размещены и самые «шикарные» впадины. Вряд ли они там предусмотрены по проекту. Атмосферы добавляют и люди, несущие с рынка сумки с продуктами. Им, честно говоря, нужна отдельная полоса, на пешеходной они категорически не помещаются. В третий раз получив (случайно, но от души) пакетом с огурцами по колесу, я научилась притормаживать перед ними еще быстрее, чем перед детьми и собаками.
Немножко разномастных тротуаров — и мы попадаем на роскошное пространство, с недавних пор соединяющее проспект Октября и Любенский микрорайон. Ехать по отведенной здесь двухколесным транспортным средствам местности — одно удовольствие. Но вот нюанс: тротуар выделили и пешеходам, и велосипедистам на всех, без разметки и строгой полосности. Разбираться надо, как подсказывают совесть и здравый смысл.
Ты туда не ходи
Я люблю пешеходов и всецело признаю за ними право на главенство перед всякими средствами мобильности, но здравого смысла тоже никто не отменял. Вот и едешь ты медленно и печально, занудно дергая звонок, потому что впереди прогуливается обширное семейство, растянувшись по дорожке цепочкой, будто лес в поисках заблудившегося грибника прочесывает. От бордюра до бордюра. Тогда в дело идут громкий вздох и последние остатки вежливости:— Разрешите я вас объеду?
— Так объезжай. Мы что, мешаем? — злобно зыркает глава семейства.
И если бы такой случай был единичным. Останавливаюсь и спокойным голосом прошу не бежать на велодорожку и под колеса трехлетнего малыша, чья мама неторопливо шествует метрах в ста от него. Убеждаю роскошных дам за 60 дать мне простор для объезда. Они нервно отмахиваются:
— На своих велосипедах езжайте на дорогу!
А на чудном велопереезде по зеленой разметке бодро шагает мужчина средних лет. Сузив глаза, я цежу ему в спину:
— Здесь велосипедный переезд, ходить опасно, вас могут сбить, — практика показывает, что такие замечания действуют на людей гораздо эффективнее, чем теоретические рассуждения о месте под солнцем.
А вот этот пешеход оказался премилым мужчиной, рассыпался в извинениях, сказал, что задумался, но тотчас же сменил направление. А ты уже и вправо свернула, чтобы проехаться по широченной велодорожке в сторону Шведской горки. На ней и покрытие от пешеходной зоны отличается, и собак выгуливают с каждым годом все реже — на сердце лепота...
Прекрасный трек для гомельчан сотворили на Восточном обходе, а на параллельно идущей улице Мазурова велосипедная дорожка вызывает когнитивный диссонанс. Вот ты вроде и проехал, ворча и выгнав пешеходов на их сторону тротуара, а тут внезапно съезд с дорожки в ноль не утоплен. Мол, ты же транспорт — попрыгаешь. Идеальную часть тротуара, отрисованную в пользу велосипедов, я встретила на улице Ефремова: дорожка в двух направлениях, да еще и со свеженькой разметкой и заниженными съездами! Вот только длится она всего пару десятков метров. Есть трасса, стартующая перед поворотом на улицу Советскую, но только разгонишься — влетаешь аккурат в остановку, объездных путей не придумали. Зато после светофора начинается рай с профильным светофором и ровным асфальтом.
За 30 дней на велосипеде я тихо и мирно наездила по городу 251 километр, и, к сожалению, только 30 из них проходили по велодорожкам. Но если планомерная политика городских властей по наполнению улиц новыми отрезками пути для велосипедистов не сдаст позиций, то в будущем двухколесные транспортные средства станут передвигаться исключительно по своим полосам.
Привязать «железного коня»
Немаловажно для города и наличие хороших велопарковок. Вот только иногда их дизайн может довести кого угодно до истерики. Маленький ликбез для собственников зданий: самый удобный вариант парковки — конструкция в виде буквы П или перевернутой U, хорошая высота стоек — 80—90 сантиметров. Пристегнуть велосипед нужно, зацепив его замком за раму и колесо одновременно (желательно в двух точках) и не ползая при этом на коленях вокруг конструкции. Ведь это вопрос безопасности. Первый заместитель начальника УВД Гомельского облисполкома Анатолий Васильев рассказал:— С начала 2024-го в области зарегистрировано 26 велокраж. Снижение идет, но за прошлый год владельцы лишились 325 велосипедов. Значит, нужно быть более бдительными. Пристегивайте транспорт, оставляйте его в поле обзора видеокамер и обязательно зарегистрируйте: сегодня база данных содержит информацию о 250 711 велосипедах в Гомельской области — от серийного номера до данных владельца. Это помогает проверить принадлежность велосипедов и вернуть украденное.
Я отправилась грамотно пристегивать велосипед к парковке, но даже в центре города смогла сделать это только с шестого раза. Гимнастки с лентами, скрепочки, столбики — все это, конечно, креативно, красиво, но крайне бесполезно и в самый неподходящий момент еще врезается тебе в бока дизайнерскими завитушками. Самый популярный вид — уголки — тоже не особо полезен. А вот найденная на Волгоградской улице парковка из старых велорам стала и дизайнерским изыском, и неожиданно очень удобным элементом. Некоторые пиццерии сделали парковки (в виде собственного названия) вроде бы подходящими по размеру и высоте, но вмонтированы в плитку они весьма условно и радостно покачиваются даже при малейшем усилии. Отдельное издевательство над велосипедистами — низкий полукруг, который в народе прозвали «колаўторквалкі». Колесо в них действительно приходится вталкивать, попутно царапая краску и повреждая тормозные диски. Застегнуть замок можно, только распластавшись на земле. Вид, я вам доложу, малопривлекательный. Итог неутешительный: на 17 удобных и безопасных велопарковок попалось 35 бесполезных.
valchenko@sb.by