Как устроена система «музыкальных» гонораров
14.11.2014 22:56:40
Открытое письмо Ильи Резника на имя Дмитрия Медведева, в котором поэт жалуется премьеру на «унизительные» и «смехотворные» гонорары, начисленные ему Российским авторским обществом (РАО), наделало много шума. Мы обратились к вице-президенту РАО Юрию Антонову, больше известному своими песнями, чтобы узнать, кто и зачем обидел автора «Маэстро».
– В мою компетенцию бухгалтерия не входит. Мы в авторском совете обсуждаем общие вопросы, стратегию развития...
– Скоро вам помогут с развитием. Такая народная примета: написал письмо премьеру – жди проверок.
– Я давно знаю Илью как порядочного человека, но мне кажется, что не стоило так сразу идти в атаку, писать Медведеву...
– А как бы вы поступили, получив за песню 12 копеек?
– В том, что у Резника такие гонорары, отчасти виноват он сам. Он, например, запрещает артистам исполнять свои песни. В этом случае песни в рапортичках, если не ошибаюсь, не фиксируются... А второе: вопрос, мне кажется, должен быть решен между Резником и генеральной дирекцией РАО. Пусть Илья придет на авторский совет, и мы разберемся. Поверьте, никто специально не обделяет Резника. Мы все с большим уважением относимся к нему, учитывая его высокий профессиональный уровень. Подняли бы финансовые документы, посмотрели бы, сколько поступило, куда распределилось... Это же открытые данные, не военная тайна.
А КАК У НАС?
О том, как устроена белорусская система «музыкальных» гонораров, рассказали продюсер, автор текстов песен Владимир Кубышкин и певец, народный артист Александр Тиханович.
Владимир Кубышкин:
— Я не видел человека, который был бы доволен своими гонорарами. Но в России, Украине композиторам, певцам, поэтам–песенникам грех жаловаться. Там отработаны схемы, по которым авторам регулярно производятся отчисления за использование их произведений. Причем немалые, так как тамошний рынок огромен. У нас рынок не столь велик, поэтому и суммы значительно меньше. Впрочем, в Беларуси также можно рассчитывать на более–менее стабильную прибыль. Я сам состою в совете при Национальном центре интеллектуальной собственности. В НЦИСе работают люди, которые делают все возможное, чтобы авторы получали положенное им вознаграждение. Остальное зависит от автора. Кто–то написал «вечную» песню — и она кормит его всю жизнь. А большинству нужно писать постоянно что–то новое, — и эти новинки должны попадать в ротацию. Быть все время в тренде — тяжкий труд, гонка. Кроме того, источников прибыли несколько, но по значимости они неодинаковые.
Во–первых, трансляции на радио, телевидении. Чем больше тебя там крутят, тем больше получаешь денег.
Во–вторых, концерты (за исключением корпоративов). В случае если мою песню исполняет артист, то после концерта 5 процентов от выручки направляется в НЦИС и там происходит отчисление полагающейся мне суммы. Она может быть разной. Например, я автор слов песни Александра Солодухи «Виноград». Он ее будет петь всегда. Это меня отчасти кормит, потому что Солодуха — гастролер номер один в стране. Те исполнители, которые поют народные песни, никому ничего не отчисляют. Те, кто использует репертуар, к примеру, Владимира Мулявина, обязаны часть прибыли отдавать потомкам «песняра» и т.д.
В–третьих, продажа дисков. 5 — 10 лет назад это был основной источник дохода. Но сейчас, с развитием интернета, тут все кардинальным образом изменилось. Из–за того, что записи песен доступны бесплатно в сети, особенно в одной из российских соцсетей, это наносит удар по благосостоянию авторов и исполнителей. На Западе любое скачивание композиции происходит за деньги. В среднем за доллар. У нас в этом плане нет никакой защиты от пиратских копий.
Александр Тиханович:
— В советское время и теперь действует одна и та же схема. Когда мы проводим концерт, то заполняем так называемые авторские рапортички, в которых указываем авторов слов и музыки исполняемых песен. После концерта рапортички вместе с договором о проведении мероприятия направляются в НЦИС, и там от валовой суммы, полученной от проведения выступления, отчисляется 5 процентов, из которых свою долю получают авторы. Я в свою очередь получаю что–то от радиостанций за песни, которые звучат в их эфире. Эти деньги через НЦИС поступают на мой счет. Жить можно за счет творчества только в том случае, если работаешь регулярно и звучишь часто.
– В мою компетенцию бухгалтерия не входит. Мы в авторском совете обсуждаем общие вопросы, стратегию развития...
– Скоро вам помогут с развитием. Такая народная примета: написал письмо премьеру – жди проверок.
– Я давно знаю Илью как порядочного человека, но мне кажется, что не стоило так сразу идти в атаку, писать Медведеву...
– А как бы вы поступили, получив за песню 12 копеек?
– В том, что у Резника такие гонорары, отчасти виноват он сам. Он, например, запрещает артистам исполнять свои песни. В этом случае песни в рапортичках, если не ошибаюсь, не фиксируются... А второе: вопрос, мне кажется, должен быть решен между Резником и генеральной дирекцией РАО. Пусть Илья придет на авторский совет, и мы разберемся. Поверьте, никто специально не обделяет Резника. Мы все с большим уважением относимся к нему, учитывая его высокий профессиональный уровень. Подняли бы финансовые документы, посмотрели бы, сколько поступило, куда распределилось... Это же открытые данные, не военная тайна.
Ольга Сабурова
А КАК У НАС?
О том, как устроена белорусская система «музыкальных» гонораров, рассказали продюсер, автор текстов песен Владимир Кубышкин и певец, народный артист Александр Тиханович.
Владимир Кубышкин:
Во–первых, трансляции на радио, телевидении. Чем больше тебя там крутят, тем больше получаешь денег.
Во–вторых, концерты (за исключением корпоративов). В случае если мою песню исполняет артист, то после концерта 5 процентов от выручки направляется в НЦИС и там происходит отчисление полагающейся мне суммы. Она может быть разной. Например, я автор слов песни Александра Солодухи «Виноград». Он ее будет петь всегда. Это меня отчасти кормит, потому что Солодуха — гастролер номер один в стране. Те исполнители, которые поют народные песни, никому ничего не отчисляют. Те, кто использует репертуар, к примеру, Владимира Мулявина, обязаны часть прибыли отдавать потомкам «песняра» и т.д.
В–третьих, продажа дисков. 5 — 10 лет назад это был основной источник дохода. Но сейчас, с развитием интернета, тут все кардинальным образом изменилось. Из–за того, что записи песен доступны бесплатно в сети, особенно в одной из российских соцсетей, это наносит удар по благосостоянию авторов и исполнителей. На Западе любое скачивание композиции происходит за деньги. В среднем за доллар. У нас в этом плане нет никакой защиты от пиратских копий.
Александр Тиханович:
vk@sb.by
Советская Белоруссия №218 (24599). Суббота, 15 ноября 2014.
Советская Белоруссия №218 (24599). Суббота, 15 ноября 2014.