Корреспондент «СБ» вышла с бригадой электромонтеров на дежурную смену
01.09.2018 08:44:51
Надежда ДЕКОЛА
В современном высокотехнологичном мире малейший сбой в электроснабжении доставляет массу проблем, а уж масштабное отключение способно парализовать даже целые города. Впрочем, пока все исправно работает, кто об этом задумывается? Кроме специалистов, занятых обслуживанием электросетей. Круглосуточно, без праздников и выходных, нередко с риском для жизни. Электромонтеру Евгению Третьякову — 29. В оперативно–выездной бригаде районной диспетчерской службы Заславского РЭС филиала «Минские электрические сети» РУП «Минскэнерго» он с 2010–го. А по итогам прошлого года был признан лучшим работником топливно–энергетической сферы в Минском районе. Корреспондент «СБ» вышла с Евгением и его коллегами по бригаде на дежурную смену.
8.00. Как только одна команда возвращается с ночного дежурства, на смену им приходит наша — вместе с Третьяковым в оперативно–выездной бригаде водитель Владимир Шамшиев и электромонтер Юрий Руденко.
— Сегодня запланирована покраска РП (распределительного пункта) 19, а там проходят воздушные линии 10 кВ, — объясняет по пути Евгений Третьяков. — Чтобы обеспечить людям безопасность и комфорт, проедем по нескольким подстанциям, подготовим схему в обход, а потом отключим от напряжения и заземлим здесь участок линии. Работа плановая.
Но случись авария, бригаду тут же отправят на ее устранение. Это и нравится в работе — одинаковых смен не бывает.
И вот первая подстанция. Специалисты в дополнение к спецодежде надевают каски и резиновые перчатки, чтобы в случае чего защититься от тока и огня. Внутри снимают сигналы микропроцессоров на оборудовании, где фиксируются перепады напряжения, аварийные отключения... Третьяков, сегодня он старший по смене, звонит диспетчеру, докладывает, получает задание и фиксирует выполнение работы на видео. Во избежание несчастного случая. Так меньше вероятности совершить ошибку.
— Это только кажется, что тут все безопасно. Пришли, мол, на кнопку нажали, рубильник переключили в другое положение и все... — Юрий Жоржевич говорит, что 10 тысяч вольт — не шутки. — Бывает, в момент переключения даже кабельные отсеки взрываются. Такое пламя летит!
Несколько лет назад нелепо погиб молодой парень из другой бригады, года еще не проработавший в электросетях. Полез на опору ЛЭП и дотронулся до проводов — думал, линия обесточена, а она еще под напряжением была... Электричество ошибок не прощает. Шамшиев объясняет:
— Пока напряжение 220 вольт пальцем не тронешь, и оно тебя не тронет, а 10 тысяч вольт может достать и на расстоянии. Безопасное — не менее метра. А если возникнет электродуга, можно, как говорят в народе, «зайчиков поймать», как от сварки. Пару секунд ничего не видно...
РП 19. Электромонтеры отключают напряжение и устанавливают переносное заземление. Все, можно безопасно выполнять малярные работы.
Когда со «схемой в обход» закончили, отправляемся к деревне Приморье, вблизи которой электромонтеров ОВБ уже ждет другая бригада. Ее задача — подрезать деревья рядом с высоковольтными линиями. Наша — проверить заземление и дать допуск к работе.
Неожиданная остановка по дороге у одного из каналов Минского моря. «Рыбная ловля вблизи линий электропередачи запрещена», — предупреждают объявления: над водой висят провода. А на них десятки крючков болтаются...
— Сколько бы мы ни предупреждали, сколько бы ни разговаривали с людьми, они свое твердят, дескать, тут клюет хорошо... — сетует Юрий Жоржевич. — А ведь удар током от высоковольтных линий можно получить даже на расстоянии.
Про кабели в земле люди тоже частенько забывают: начинают строительные работы во дворе, роют ямы, не задумываясь о последствиях... Случаются аварийные повреждения линий и во время уборки урожая. Однажды, например, МАЗ, ехавший рядом с комбайном, зацепил опору ЛЭП. Она покосилась, и провода легли на грузовик. Пытаясь предотвратить еще большие проблемы, молодой водитель погиб на месте.
По договору с потребителями в случае аварии неисправность в электросетях должна быть устранена в течение 24 часов. Как правило, специалисты справляются раньше. Третьяков вспоминает случай с деревней Клюи. Зима, ночь, населенный пункт остался без света. Несмотря на то что ночью обычно работы не ведутся, руководство (его в такие моменты всегда ставят в известность) приняло решение не ждать до утра, а подключать деревню к электричеству от дизель–генератора, который специально доставили из Минска.
— А после нужно было пешком идти вдоль ЛЭП, искать проблему и затем отсоединять поврежденный кабель. В снежные зимы это особенно тяжело. Года 3 — 4 назад нам даже лыжи выдали. Но и они не всегда помогали.
13.00, а мы уже километров 100 намотали. На 12–часовой смене бригада почти все время в пути, даже обедает частенько на ходу... И вот очередной звонок диспетчера: в Ждановичах отключилась высоковольтная линия, полпоселка без света. Задачи две: как можно быстрее перезапитать потребителей и найти поврежденный участок. Электромонтеры едут по подстанциям и четко выполняют команды диспетчера, отключая и включая выключатели нагрузки. Один, второй, третий... Наконец поврежденный участок найден. Ребята вздыхают с облегчением.
Что в дневную, что в ночную смену нагрузка у бригад примерно одинаковая. Добавляет ее разве что погода — очень плохая или... очень хорошая. В жару ведь тоже, бывает, кабели «выстреливают», муфты не выдерживают, горят... А случается, птичка сядет на ЛЭП клюв почистить и устроит короткое замыкание. И везде первыми с проблемой разбираются электромонтеры ОВБ — они всегда на передовой.
Кстати
Всего в обслуживании Заславских районных электросетей около 1.000 подстанций, от Ракова до МКАД.
Вопрос ребром
Сегодня диспетчерскую службу Заславского РЭС стараются укомплектовать именно молодыми специалистами. Почему? Они легче адаптируются к работе с новыми технологиями, которые все больше применяются в электросетях. Планируется, что до конца года будет сформировано уже 6 бригад. Между тем готовят электромонтеров ОВБ прямо на предприятии, озвучивает проблему начальник РЭС Николай Лапицкий. А нужно было бы и в учебных заведениях.
dekola@sb.by