О лени и культурном невежестве
20.10.2017 07:31:00
Вот вы знали, что Минск — это провинция? Глухомань, захолустье, периферия — называйте как хотите, — где существование механизмов, запускающих культурные процессы, невозможно по своей сути? В этом, по крайней мере, свято убежден нью–йоркский дирижер Томас, один из героев модного американского сериала «Моцарт в джунглях». В одной из серий перспектива презентовать свою новую симфонию в Беларуси приводит престарелого маэстро в ужас: там же совсем нет возможностей глотнуть воздуха большой сцены! Живи Томас в этой, а не телевизионной реальности, Ростислав Кример, уверена, с удовольствием пригласил бы американца на свой фестиваль в Минск, чтобы объяснить простую истину: жить стереотипами уже немодно. И на пути международного культурного обмена в самой романтичной и уязвимой сфере нашего искусства давно не стоит ничего, кроме собственной лени, узнать что–то большее о такой далекой, но совсем не закрытой стране.
Порой нам, журналистам, кажется, что именитых гостей, пачками прибывающих в Беларусь то на один, то на другой культурный форум, кто–то разом и одним махом «забанил» в Гугле. Ни о стране, ни о Минске, ни тем более о процессах, бурлящих в наших культурных широтах, они не знают ровным счетом ни–че–го. В меньшей степени это, конечно, касается гастролеров из соседних России или, скажем, Литвы: общее прошлое еще дает им мало–мальское представление о нашей театральной или киносреде. В глазах же «дальних» соевропейцев, даже поляков, по тем или иным причинам в эти осенние будни вдруг надумавших заглянуть на культурный огонек в Минск, — туман и пустота. В ответах набившие белорусам оскомину «вкусные драники» да «чистые широкие улицы».
На этой неделе дышать полной грудью на наших широких улицах прибыл именитый гость из Италии Джанфранко Кабидду. Мэтр пробыл в столице несколько дней, активно выступал перед журналистами и студентами филфака, параллельно представляя зрителям всех статусов и возрастов свое самое удачное режиссерское детище. Перед отправлением на малую родину итальянца доставили еще и в обновленные павильоны «Беларусьфильма», с целью, как сообщил журналистам бесстрастный пресс–релиз, «информирования о возможности работы над новыми итало–белорусскими проектами в кинематографе».
Лично мне на этой встрече было неловко и не совсем понятно, о каких новых совместных проектах может идти речь, если господин режиссер и старых–то в глаза не видел. Об «Альпийской балладе», как оказалось, слыхом не слыхивал. Ни один из киноопусов белорусских режиссеров тем более не сдюжил. Фамилии Туров и Пташук, о которых с гордостью рассказывал директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев и чьи барельефы показывал на фасаде у входа в нашу кинообитель, для итальянского мастера оказались не более чем набором смачных звуков и букв. Ни перед поездкой, ни во время ее он не потрудился зайти в интернет и пробежаться по скромному, но все же списку достижений отечественного кинематографа, с которым он приехал «сотрудничать» и «развивать культурные связи».
В сердцах пожаловалась коллеге. Мол, мы же, журналисты, готовились к встрече с синьором Кабидду! Изучили фильмографию, посмотрели накануне ту самую нашумевшую ленту... Так почему артисты, прекрасно зная, что их атакуют репортеры, элементарно не удосужатся хотя бы открыть страницу в Википедии и уделить 5 минут изучению страны или ее культурных процессов? Хотя бы для общего развития. Хотя бы для того, чтобы найти в себе силы выдавить что–то кроме «чистых широких улиц».
В ответ неожиданно получила: это для тебя каждая поездка событие. Для них — рутина. Обязанность. Способ отработать гонорары, в конце концов. Поэтому их график прост как рельс: самолет — пресс–конференция — концерт/презентация/спектакль — ресторан — гостиница. Времени на погружение в местную культуру, увы, не остается. Иногда сил. А зачастую, чего греха таить, и интереса тоже.
Сошлись на том, что винить наших гостей в невежестве все же не стоит. Ведь это для нас визит птиц такого полета — всегда событие, вопрос престижа. Для них же — лишь «очередная командировочная точка», один из многочисленных пунктов «чеса». Да и любит их публика, в конце концов, не за оригинальные интервью, а за творчество в первую очередь. Потому вновь и вновь прощает им округленные глаза и набившие оскомину «чистые широкие улицы»...
leonovich@sb.by
Порой нам, журналистам, кажется, что именитых гостей, пачками прибывающих в Беларусь то на один, то на другой культурный форум, кто–то разом и одним махом «забанил» в Гугле. Ни о стране, ни о Минске, ни тем более о процессах, бурлящих в наших культурных широтах, они не знают ровным счетом ни–че–го. В меньшей степени это, конечно, касается гастролеров из соседних России или, скажем, Литвы: общее прошлое еще дает им мало–мальское представление о нашей театральной или киносреде. В глазах же «дальних» соевропейцев, даже поляков, по тем или иным причинам в эти осенние будни вдруг надумавших заглянуть на культурный огонек в Минск, — туман и пустота. В ответах набившие белорусам оскомину «вкусные драники» да «чистые широкие улицы».
Лично мне на этой встрече было неловко и не совсем понятно, о каких новых совместных проектах может идти речь, если господин режиссер и старых–то в глаза не видел. Об «Альпийской балладе», как оказалось, слыхом не слыхивал. Ни один из киноопусов белорусских режиссеров тем более не сдюжил. Фамилии Туров и Пташук, о которых с гордостью рассказывал директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев и чьи барельефы показывал на фасаде у входа в нашу кинообитель, для итальянского мастера оказались не более чем набором смачных звуков и букв. Ни перед поездкой, ни во время ее он не потрудился зайти в интернет и пробежаться по скромному, но все же списку достижений отечественного кинематографа, с которым он приехал «сотрудничать» и «развивать культурные связи».
В сердцах пожаловалась коллеге. Мол, мы же, журналисты, готовились к встрече с синьором Кабидду! Изучили фильмографию, посмотрели накануне ту самую нашумевшую ленту... Так почему артисты, прекрасно зная, что их атакуют репортеры, элементарно не удосужатся хотя бы открыть страницу в Википедии и уделить 5 минут изучению страны или ее культурных процессов? Хотя бы для общего развития. Хотя бы для того, чтобы найти в себе силы выдавить что–то кроме «чистых широких улиц».
В ответ неожиданно получила: это для тебя каждая поездка событие. Для них — рутина. Обязанность. Способ отработать гонорары, в конце концов. Поэтому их график прост как рельс: самолет — пресс–конференция — концерт/презентация/спектакль — ресторан — гостиница. Времени на погружение в местную культуру, увы, не остается. Иногда сил. А зачастую, чего греха таить, и интереса тоже.
Сошлись на том, что винить наших гостей в невежестве все же не стоит. Ведь это для нас визит птиц такого полета — всегда событие, вопрос престижа. Для них же — лишь «очередная командировочная точка», один из многочисленных пунктов «чеса». Да и любит их публика, в конце концов, не за оригинальные интервью, а за творчество в первую очередь. Потому вновь и вновь прощает им округленные глаза и набившие оскомину «чистые широкие улицы»...
leonovich@sb.by