Чудотворный образ из Красной Волоки
07.09.2013 15:09:22
В деревне Груздово Молодечненского района прихожанка местной церкви долгое время живет с тяжелой болезнью и считает, что ей помогает Груздовская икона Божией Матери
Праздник Ризоположения в Груздово престольный. В этих краях его называют Груздовское Пётра. А согласно преданию, Ризу Богородицы, которую привезли из Назарета два знатных византийца, поместили в ковчег в Храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива в 458 году. Во имя этого события установлено ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В честь Ризоположения освящено множество церквей и монастырей по всему христианскому миру. В том числе и в Москве. Но Груздовская церковь старше Московской.
Да и возникновение храма, как гласит предание, связано с историей явления чудотворной иконы Божией Матери. Близ деревень Груздово и Капачи, между двумя курганами, находится равнина, еще со времен княжеских междоусобиц названная Красной Волокой. В 1433 году на этом поле сошлись в сечи дружины князей Сигизмунда Кейстутовича и Свидригайлы. Битва была жестокой, и земля обагрилась от пролитой крови. В том бою сражался рыцарь Андрей Сакович. Имя хоть и из легенды, но не вымышленное, оно встречается в исторических документах. Представители рода Саковичей владели поместьями и пущами на Виленщине, в Ошмянском и Минском поветах. И Андрей был крупным землевладельцем, воеводой Смоленским, имел талант военачальника и дипломата, занимал высокие государственные должности. На Красной Волоке раненый Андрей Сакович, теряя сознание, заметил рядом с собой Богородичную икону, взял ее в руки и из последних сил прижал к себе. На следующий день на поле битвы пришли крестьяне, чтобы похоронить тела убитых ратников. Там и нашли рыцаря с иконой на груди. Когда подошли к нему, тот подал признаки жизни. Местные жители его выходили. Сам же князь Андрей считал, что остался жить благодаря милости Пресвятой Богородицы. Тогда он
Сейчас на месте часовни стоит крест. Настоятель отец Анатолий обустраивает эту территорию, а также делает стоянку для автомашин. Ведь сюда приезжает все больше паломников. «Молодые девчата весной приезжают, пока находятся в храме, машина стоит на траве, а потом сразу газуют и вязнут, не могут выбраться. Прибавляют газу и еще больше проседают. Приходится трактористов на подмогу звать», — улыбается отец Анатолий. Старожилы же рассказывают, что в прежние времена на поклонение иконе прибывали не только из белорусских сел и городов, но и украинских, российских, болгарских, чешских. Сохранился любопытный документ — докладная записка уполномоченного по делам Русской православной церкви при Молодечненском облисполкоме Казакова «О праздновании храмового праздника в приходе дер. Груздово Молодечненской области 15 июля 1954 года». «К 2 часам дня в деревне Груздово собралось посетителей разного пола и возраста свыше 200 человек, — пишет наблюдавший за происходящим Казаков. — В церкви находилось до 500 человек… Подвод одиноких и парных находилось около 100, велосипедов, лежащих и прислоненных к ограде церкви, было свыше 100, мотоциклов — свыше 5, а легковая машина БТ 36-97 подвезла двух женщин с девочкой дошкольного возраста и высадила их…» Стиль уполномоченного, конечно, хромает, но для истории его полнейший отчет оказался очень ценным. Кто мог в то время ездить на легковой машине, когда и мотоциклов-то у местных жителей было не многим «свыше 5»? Вероятно, это приезжали родные какого-нибудь высокопоставленного чиновника или известного человека. Возможно, взяв с собой болеющего ребенка.
И сейчас бла
— Какую молитву надо читать перед святыней? — спрашиваю у настоятеля храма.
— Любую молитву Пресвятой Богородице. Женщины обязательно должны знать их. Всем надо знать «Верую». Приходят порой крестить детей, а молиться не умеют. Это неправильно, когда говорят, что, к примеру, Серафиму Соровскому надо молиться тем, у кого больные ноги, раз он тоже страдал таким недугом. Да любому святому молитесь! Главное — ваше сердце, как оно Богу принадлежит, — наставляет священник.
Когда в 1962 году церковь закрыли, многие иконы и книги храма были утрачены, колокол разбит и утоплен в воде. Но почитаемую святыню и напрестольное Евангелие прихожанам удалось спрятать. Позже Груздовскую икону Божией Матери передали в Молодечненскую церковь. Около оскверненного храма люди нашли листки церковной летописи, из которой и узнали древнее предание о его возникновении и о чудотворной иконе.
В 1994 году по благословлению митрополита Филарета в Груздово воссоздана православная община. Обветшавшая деревянная церковь, где хранились удобрения местного колхоза, требовала восстановления. Памятник народного зодчества разобрали и на его фундаменте по образцу старого возвели новый, тоже деревянный, храм. Отстраивал его отец Анатолия Попова, ветеран финской и Великой Отечественной войн Григорий Борисович Попов. Сын донского казака, глубоко верующего человека, пошел на фронт добровольцем. Был несколько раз ранен, но уцелел. Встретил победу под Берлином. После войны попал в Молодечно. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и Московскую академию. Защитил ученую степень кандидата Богословия. Но всегда служил в отдаленных и бедных приходах, куда приводила его пастырская дорога. И чудесным образом она закончилась здесь, в Груздово, где проходила братоубийственная война в XV столетии. Он стал первым настоятелем возрожденного храма. И именно ему, бывшему солдату, пришлось вселять в сердца людские веру и любовь к ближнему, восстанавливать приходскую жизнь. Сын Анатолий помогал ему. Вместе ездили на службу.
— Отцу было уже за восемьдесят, а он все еще сам водил машину, — вспоминает Анатолий Попов. — Поехали как-то на Нарочь на престольный праздник. Как раз служил Филарет. Когда шел рядом с ним и отцом, он и спросил: «А ты где работаешь?» Я говорю: на тепловозе. «А как это — перевести стрелку с тепловоза на духовную почву?» — спросил Владыка. Так и стал священником в 2000 году. Филарет рукоположил.
Теперь продолжает дело своего отца, сохраняя приход с такой славной и древней историей.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»
НА СНИМКАХ: Груздовская церковь; отец Анатолий у захоронений священников.
Фото автора