Почему профессию необходимо выбирать по велению сердца
02.08.2022 08:25:00
Грусть берет, когда во время вступительной кампании в очередной раз убеждаешься, как многие абитуриенты выбирают специальность исключительно по указке родителей (им же виднее!). Или судорожно мониторят ход приема документов, перебрасывая их не туда, куда задумали, а куда баллы позволяют. Зачем? Ради заветной корочки. И как же часто эти люди впоследствии разочаровываются! Отчисляются из университетов, или кладут диплом на полку, или на рабочем месте трудятся спустя рукава.
А ведь карьерное предчувствие, назовем это так, может подвести даже умудренных опытом родителей.
Когда слышите фразу «перспективная профессия», имейте в виду, что она может быть сформирована на стереотипах. Пример из жизни. Знакомая поступила на второе высшее. Выбрала то, что действительно нравится, — юридический. Ее упрекнули: «С первым не угадала, так еще и со вторым ошиблась: юристов у нас немерено». Постойте, избыток юристов-бухгалтеров у нас был в конце и 1990‑х, и 2000‑х. Но уже давно сокращены объемы подготовки по некогда популярным направлениям. Все-таки количество бюджетных мест в учебных заведениях не с потолка устанавливается.
Многие вузы тоже пришли к тому, что надо привлекать в первую очередь мотивированных студентов. Казалось бы, как может университет проводить профориентационную работу с теми, кто еще к ним даже не пришел? Но давайте посмотрим на опыт того же БГУ. Каждый год здесь запускают проекты «Студент на неделю», «Совместный классный час», «Моя дорога в БГУ». А на факультетах действуют «Школы юных», где у ребят есть возможность ознакомиться с образовательной и научной базой будущей альма-матер.
А ведь карьерное предчувствие, назовем это так, может подвести даже умудренных опытом родителей.
Все предугадать, какие специальности будут на волне востребованности через несколько лет, сложно. Даже экспертам тяжело спрогнозировать потребности национальной экономики.Хорошо помню, как в беседе о выборе профессии представитель Минобразования сказал, что нынешняя информационная открытость — это и счастье, и несчастье одновременно. Ребенку настойчиво навязывают перспективные (в чьем-то понимании) направления. Мама с папой убеждают идти в IT, а у него душа не лежит и все. Он хочет, допустим, геологоразведкой заниматься. Кстати, есть такое понятие — барьер входа в профессию. Например, чтобы стать айтишником, достаточно окончить соответствующие курсы и начать программировать, тестировать, рисовать... А попробуй такие курсы по той же геологоразведке найти! Здесь только один путь — полноценный процесс обучения в вузе длиной в несколько лет. И этих лет кого-то лишило жесткое родительское слово…
Когда слышите фразу «перспективная профессия», имейте в виду, что она может быть сформирована на стереотипах. Пример из жизни. Знакомая поступила на второе высшее. Выбрала то, что действительно нравится, — юридический. Ее упрекнули: «С первым не угадала, так еще и со вторым ошиблась: юристов у нас немерено». Постойте, избыток юристов-бухгалтеров у нас был в конце и 1990‑х, и 2000‑х. Но уже давно сокращены объемы подготовки по некогда популярным направлениям. Все-таки количество бюджетных мест в учебных заведениях не с потолка устанавливается.
Поэтому на путь профессиональный не по указке надо становиться, а прислушиваясь к себе, оценивая интересы и способности.И чем раньше начнешь эту работу проводить, тем быстрее определишься с призванием. В гимназии № 1 города Любани профориентацию начинают с начальных классов. Здесь проводят целые ярмарки профессий, где детям презентуют многообразие специальностей. Причем не лекции читают, а на экскурсии водят, приглашают врачей, пожарных, агрономов. Директор школы Светлана Красюк не нарадуется: 95 процентов гимназистов поступают в учебные заведения по профилю, который выбрали раньше. И большинство потом трудятся по специальности.
Многие вузы тоже пришли к тому, что надо привлекать в первую очередь мотивированных студентов. Казалось бы, как может университет проводить профориентационную работу с теми, кто еще к ним даже не пришел? Но давайте посмотрим на опыт того же БГУ. Каждый год здесь запускают проекты «Студент на неделю», «Совместный классный час», «Моя дорога в БГУ». А на факультетах действуют «Школы юных», где у ребят есть возможность ознакомиться с образовательной и научной базой будущей альма-матер.
Так что тщательно выбирайте свой путь сегодня, чтобы быть на своем месте завтра. Не гнушайтесь, молодые люди, этим незатейливым советом.azanovich@sb.by