Большой театр Беларуси представит знаменитый балет
25.03.2022 08:36:15
В предстоящие выходные в Большом театре Беларуси Валентин Елизарьев представит новую редакцию балета «Спящая красавица». Один из главных русских балетных шедевров отсутствовал на афишах белорусского Большого всего пять месяцев.
Возвращение спектакля в репертуар станет своеобразным подарком зрителям к Международному дню театра. Последние штрихи перед премьерой.
Возвращение спектакля в репертуар станет своеобразным подарком зрителям к Международному дню театра. Новую, пятую редакцию «Спящей красавицы» Большой подает как премьеру. И главная ее цель — реставраторская. Никаких радикальных интерпретаций и вольных трактовок: осовременить сюжет, лексику, толкование персонажей, время и место действия знаменитый балетмейстер категорически отказался. Вместе с тем Валентин Елизарьев внес в «Спящую красавицу» несколько важных поправок. Каких именно, узнаем в день премьеры.
К слову, эту красивую, но столь далекую от действительности сказку Шарля Перро народный артист СССР в белорусском Большом уже ставил. Премьера четвертой редакции состоялась в 2001 году. Дирижером‑постановщиком выступил Николай Колядко, а на сцену в разных составах выходили примы Ольга Гайко, Людмила Кудрявцева и Марина Вежновец. Спектакль прожил в Большом 22 сезона, последний его показ состоялся 3 октября прошлого года.
Ну а самая первая «Спящая красавица» появилась на белорусской сцене в 1954‑м. За постановку отвечали дирижер Иосиф Абрамис и балетмейстер Константин Муллер. В главных партиях блистали теперешние легенды белорусского балета Нина Млодзинская, Александра Николаева, Тамара Караваева, Бася Карпилова, Лидия Ряженова, Семен Дречин. Спустя 16 лет дирижер Татьяна Коломийцева (к слову, единственная женщина‑дирижер в Беларуси и одна из двух в СССР) и балетмейстер Нина Федорова представили публике свою постановку. Исполнителями ведущих партий стали блистательные Людмила Бржозовская, Нина Давыденко, Клара Малышева, Юрий Троян, Ольга Лаппо и Виктор Саркисьян. В 1990‑м дирижер Александр Анисимов и балетмейстер Ирина Колпакова снова пригласили зрителей в сказку. На этот раз в главных ролях выходили Нателла Дадишкилиани, Инесса Душкевич, Владимир Долгих, Татьяна Шеметовец и Татьяна Ершова, которая в эти дни снова вернулась к роли Авроры. Правда, уже в качестве балетмейстера‑репетитора. Языку «Спящей красавицы» — классическому, прозрачному, идеально скоординированному — Татьяна Михайловна учит в том числе народную артистку Беларуси, номинанта премии Союзного государства в области литературы и искусства Ирину Еромкину.
От груза прошлого Ирина не свободна — танцевала Аврору в предыдущей редакции. Но по‑прежнему находит в этой работе новые смыслы. Артистка признается:
— Даже имея за плечами огромное количество исполнений, я все равно возвращаюсь к истокам этой истории. Когда ты молодой, ты еще «щупаешь» роль, пытаешься ее понять. А сейчас я уже предъявляю к самой себе определенные требования, поэтому вычищаю роль до мельчайших нюансов. В «Спящей красавице» важны собранность, умеренность и аккуратность исполнения: положение рук, корпуса — все должно быть идеально. Над этим в том числе мы работаем с Татьяной Михайловной. Мне вообще повезло с педагогами: Ирина Колпакова, Татьяна Ершова передавали мне знания, что называется, из ног в ноги.
К слову, акцент в новом спектакле Валентин Елизарьев сделал не только на острую пластику артистов и дивную музыку Петра Чайковского. Шикарные костюмы и сценография — то новое, ради чего в соавторы «Спящей красавицы» Валентин Николаевич позвал именитого российского сценографа Вячеслава Окунева, давно и плодотворно сотрудничающего с белорусским Большим. Постановочная роскошь декораций и нарядов буквально ослепит зрителей — народный художник России также работает над дизайном светового оформления.
Первым делом Вячеслав Александрович набросал около сотни эскизов и одел фей, принцев и принцесс действительно с иголочки. Артисты шутят в кулуарах: теперь в вечный сон Аврора отправляется красивой. Всю эту небывалую красочность, стильность и элегантность отметила в том числе генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова:
— Спектакль просто не может не понравиться. Когда я увидела костюмы в мастерской, они произвели на меня ошеломляющее впечатление красотой, качеством и трепетным отношением в исполнении. Тогда я поняла, что удивительный сон Авроры может быть реализован в самых ярких красках и представлениях, ведь всем нам этой красоты сегодня очень не хватает. Для меня все то, что делает Валентин Николаевич, — это высшего класса академизм, который завораживает.
Сам балетмейстер, говоря о новом спектакле, подчеркивает:
— Балет «Спящая красавица» всегда должен быть в форме. Эта постановка будет по‑настоящему изящной и изысканной. И, конечно, другой, все‑таки за эти годы я изменился. Надеюсь, зрители увидят взгляд хореографа XXI столетия.
Напомним, за последние два года Валентин Елизарьев представил белорусской публике свое прочтение «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Премьерой «Спящей красавицы» хореограф завершит работу над «балетным триптихом» Петра Чайковского.
leonovich@sb.by
Возвращение спектакля в репертуар станет своеобразным подарком зрителям к Международному дню театра. Последние штрихи перед премьерой.
Возвращение спектакля в репертуар станет своеобразным подарком зрителям к Международному дню театра. Новую, пятую редакцию «Спящей красавицы» Большой подает как премьеру. И главная ее цель — реставраторская. Никаких радикальных интерпретаций и вольных трактовок: осовременить сюжет, лексику, толкование персонажей, время и место действия знаменитый балетмейстер категорически отказался. Вместе с тем Валентин Елизарьев внес в «Спящую красавицу» несколько важных поправок. Каких именно, узнаем в день премьеры.
К слову, эту красивую, но столь далекую от действительности сказку Шарля Перро народный артист СССР в белорусском Большом уже ставил. Премьера четвертой редакции состоялась в 2001 году. Дирижером‑постановщиком выступил Николай Колядко, а на сцену в разных составах выходили примы Ольга Гайко, Людмила Кудрявцева и Марина Вежновец. Спектакль прожил в Большом 22 сезона, последний его показ состоялся 3 октября прошлого года.
Ну а самая первая «Спящая красавица» появилась на белорусской сцене в 1954‑м. За постановку отвечали дирижер Иосиф Абрамис и балетмейстер Константин Муллер. В главных партиях блистали теперешние легенды белорусского балета Нина Млодзинская, Александра Николаева, Тамара Караваева, Бася Карпилова, Лидия Ряженова, Семен Дречин. Спустя 16 лет дирижер Татьяна Коломийцева (к слову, единственная женщина‑дирижер в Беларуси и одна из двух в СССР) и балетмейстер Нина Федорова представили публике свою постановку. Исполнителями ведущих партий стали блистательные Людмила Бржозовская, Нина Давыденко, Клара Малышева, Юрий Троян, Ольга Лаппо и Виктор Саркисьян. В 1990‑м дирижер Александр Анисимов и балетмейстер Ирина Колпакова снова пригласили зрителей в сказку. На этот раз в главных ролях выходили Нателла Дадишкилиани, Инесса Душкевич, Владимир Долгих, Татьяна Шеметовец и Татьяна Ершова, которая в эти дни снова вернулась к роли Авроры. Правда, уже в качестве балетмейстера‑репетитора. Языку «Спящей красавицы» — классическому, прозрачному, идеально скоординированному — Татьяна Михайловна учит в том числе народную артистку Беларуси, номинанта премии Союзного государства в области литературы и искусства Ирину Еромкину.
От груза прошлого Ирина не свободна — танцевала Аврору в предыдущей редакции. Но по‑прежнему находит в этой работе новые смыслы. Артистка признается:
— Даже имея за плечами огромное количество исполнений, я все равно возвращаюсь к истокам этой истории. Когда ты молодой, ты еще «щупаешь» роль, пытаешься ее понять. А сейчас я уже предъявляю к самой себе определенные требования, поэтому вычищаю роль до мельчайших нюансов. В «Спящей красавице» важны собранность, умеренность и аккуратность исполнения: положение рук, корпуса — все должно быть идеально. Над этим в том числе мы работаем с Татьяной Михайловной. Мне вообще повезло с педагогами: Ирина Колпакова, Татьяна Ершова передавали мне знания, что называется, из ног в ноги.
К слову, акцент в новом спектакле Валентин Елизарьев сделал не только на острую пластику артистов и дивную музыку Петра Чайковского. Шикарные костюмы и сценография — то новое, ради чего в соавторы «Спящей красавицы» Валентин Николаевич позвал именитого российского сценографа Вячеслава Окунева, давно и плодотворно сотрудничающего с белорусским Большим. Постановочная роскошь декораций и нарядов буквально ослепит зрителей — народный художник России также работает над дизайном светового оформления.
Первым делом Вячеслав Александрович набросал около сотни эскизов и одел фей, принцев и принцесс действительно с иголочки. Артисты шутят в кулуарах: теперь в вечный сон Аврора отправляется красивой. Всю эту небывалую красочность, стильность и элегантность отметила в том числе генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова:
— Спектакль просто не может не понравиться. Когда я увидела костюмы в мастерской, они произвели на меня ошеломляющее впечатление красотой, качеством и трепетным отношением в исполнении. Тогда я поняла, что удивительный сон Авроры может быть реализован в самых ярких красках и представлениях, ведь всем нам этой красоты сегодня очень не хватает. Для меня все то, что делает Валентин Николаевич, — это высшего класса академизм, который завораживает.
Сам балетмейстер, говоря о новом спектакле, подчеркивает:
— Балет «Спящая красавица» всегда должен быть в форме. Эта постановка будет по‑настоящему изящной и изысканной. И, конечно, другой, все‑таки за эти годы я изменился. Надеюсь, зрители увидят взгляд хореографа XXI столетия.
Напомним, за последние два года Валентин Елизарьев представил белорусской публике свое прочтение «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Премьерой «Спящей красавицы» хореограф завершит работу над «балетным триптихом» Петра Чайковского.
leonovich@sb.by