Большое число долгостроев приходится на 1980—1990-е годы: решение проблемы есть
29.09.2022 08:01:00
Принять кардинальные меры для решения проблемы долгостроев в Минске потребовал Президент во время недавнего совещания по соответствующей тематике на площадке комплексной реконструкции застройки ООО «Минский городской технопарк». Глава государства привел ряд примеров недостроенных объектов в столице, в том числе в центральных районах. Прежде всего это несозданные рабочие места, недополученные налоги в бюджет, замороженная экономическая активность. Такое положение дел никуда не годится, заявил Александр Лукашенко. Отметим, что к данной теме Президент обращается регулярно. Как решить вопрос с долгостроями, разбирался наш корреспондент.
С начала 2021 года количество долгостроев снизилось более чем в два раза — с 4465 до 1984.
А это уже Брестская область, Пружанский район, деревня Смоляны. Тут ОАО «Отечество» с 2011 года строит комбикормовый завод производительностью 15 тонн в час. Несмотря на то что строительство еще не завершено, объект уже эксплуатируется. Хотя на его возведение были привлечены кредитные ресурсы в сумме около 5 миллионов рублей. Как выяснилось, застройщик для завершения строительства не может изыскать необходимые средства в размере почти 100 тысяч рублей, в то время как ежегодно платятся проценты по кредиту в сумме 900 тысяч. Из них половину государство компенсирует из бюджета. При этом хозяйство с трудом изыскивает денежные средства на зарплату своим работникам. И в выигрыше от этого строительства пока только банки, а не застройщик и хозяйства района, потребности которых в комбикорме мог бы удовлетворить этот завод.
Таких примеров бесхозяйственности, к сожалению, предостаточно. Наведением порядка с объектами незавершенного сверхнормативного строительства с 2021 года по поручению Президента активно занимается Комитет государственного контроля.
С этого времени проведена значительная работа: по требованию госконтролеров были обследованы все сверхнормативные объекты, по каждому из которых местным властям и собственникам объектов поручено выработать конкретные меры — что делать с ними дальше. Вариантов несколько: достраивать, продавать, сносить… При этом под каждый объект не только должны быть рассчитаны необходимые средства, но и определены источники финансирования.
Результатом этой работы стало значительное снижение числа долгостроев. К примеру, с начала 2021 года их количество снизилось более чем в два раза — с 4465 до 1984. Однако, как отмечают в Комитете госконтроля, более эффективной работе по сокращению сверхнормативных объектов препятствует формализм на местах. Например, в стране значительная часть долгостроев эксплуатируется без оформления документов о вводе в эксплуатацию.
— Приемка в эксплуатацию таких долгостроев — один из значительных резервов по дальнейшему снижению количества сверхнормативных объектов, — отмечает начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля Николай Зеньчик. — В целом такие объекты составляют 40 процентов всех сверхнормативных по стране. Например, в Минской области Комитетом госконтроля выявлено 303 таких объекта. Их приемка в эксплуатацию позволила бы почти на треть сократить количество имеющихся в регионе долгостроев. При этом направление письменных рекомендаций по исправлению ситуации в райисполкомы и организациям-застройщикам не всегда приводило к принятию оперативных мер реагирования.
В этой связи Комитетом госконтроля начата практика привлечения виновных к административной ответственности. За эксплуатацию объектов без их ввода в установленном порядке предусмотрен штраф: от двух до десяти базовых величин на физическое лицо, до 200 базовых величин — на юридическое. К примеру, в сентябре нынешнего года Комитетом госконтроля Минской области к административной ответственности привлечены КСУП «Ветеревичи» Пуховичского района и КСУП «Ухвала» Крупского района, которые более десяти лет эксплуатировали без приемки зерносушильные комплексы.
— Аналогичную работу по фактически эксплуатируемым застройщиками долгостроям без их приемки в эксплуатацию в установленном порядке в настоящее время проводят все территориальные органы Комитета госконтроля, — заверил Николай Зеньчик.
— В целях сокращения количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства Минстройархитектуры разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по сокращению объектов долгостроев» и проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым утверждается Положение о порядке формирования перечней объектов долгостроев для их приемки в эксплуатацию. Кроме этого, разработан проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, предусматривающий утверждение Инструкции о порядке формирования региональных и отраслевых мероприятий по сокращению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства. В целях фиксации и контроля строительства всех объектов капитального строительства на протяжении их жизненного цикла на конкретном земельном участке и хронологии принятых решений создается Единый реестр объектов строительства, который будет частью информационного ресурса «Госстройпортал».
Председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич рассказал, как видится решение вопроса:
— Если находится долгострой, который инвестор или собственник не может по объективным или субъективным причинам завершить, то местные органы совместно с Госкомимуществом и другими заинтересованными должны принять все меры, чтобы этот объект был введен в эксплуатацию. Основной упор будет сделан на завершение объектов в производственной сфере. Решения по каждому будут приниматься индивидуально исходя из ситуации, после подробного изучения местными органами власти. Как это может быть, видно на примере Минского городского технопарка. Ему в собственность были переданы площади, где ранее располагался мотовелозавод. Многие производственные помещения им не использовались, нуждались в модернизации и реконструкции. После визита Президента было подготовлено соответствующее распоряжение о развитии этой территории. Ее владельцем стал город в лице Минского городского технопарка, что позволило вкладывать средства в развитие площадки.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На площадке долгостроя «Гулливер» в Минске планируется возвести многоквартирную застройку. По проекту детальной планировки на этой территории можно разместить до 70 тысяч квадратных метров жилья. Планируется, что дом будет индивидуальной конструкцией с подземным паркингом. Также на этой площадке планируется построить пять домов панельного домостроения, часть которых предусмотрена для нуждающихся.
sichevich@sb.by
С начала 2021 года количество долгостроев снизилось более чем в два раза — с 4465 до 1984.
Беcхозяйственный подход
Деревня Падевичи Белыничского района Могилевской области. Тут с 2014 года ведется строительство коровника. На объект уже затрачено более 1 миллиона 100 тысяч рублей кредитных средств. При этом строительство не ведется, объект не эксплуатируется. И сколько нужно еще средств для завершения строительства, застройщик до сих пор не определил, хотя планирует его закончить в 2023 году. Но к работам так и не приступил, поскольку ферма ему уже не нужна.А это уже Брестская область, Пружанский район, деревня Смоляны. Тут ОАО «Отечество» с 2011 года строит комбикормовый завод производительностью 15 тонн в час. Несмотря на то что строительство еще не завершено, объект уже эксплуатируется. Хотя на его возведение были привлечены кредитные ресурсы в сумме около 5 миллионов рублей. Как выяснилось, застройщик для завершения строительства не может изыскать необходимые средства в размере почти 100 тысяч рублей, в то время как ежегодно платятся проценты по кредиту в сумме 900 тысяч. Из них половину государство компенсирует из бюджета. При этом хозяйство с трудом изыскивает денежные средства на зарплату своим работникам. И в выигрыше от этого строительства пока только банки, а не застройщик и хозяйства района, потребности которых в комбикорме мог бы удовлетворить этот завод.
Таких примеров бесхозяйственности, к сожалению, предостаточно. Наведением порядка с объектами незавершенного сверхнормативного строительства с 2021 года по поручению Президента активно занимается Комитет государственного контроля.
С этого времени проведена значительная работа: по требованию госконтролеров были обследованы все сверхнормативные объекты, по каждому из которых местным властям и собственникам объектов поручено выработать конкретные меры — что делать с ними дальше. Вариантов несколько: достраивать, продавать, сносить… При этом под каждый объект не только должны быть рассчитаны необходимые средства, но и определены источники финансирования.
Результатом этой работы стало значительное снижение числа долгостроев. К примеру, с начала 2021 года их количество снизилось более чем в два раза — с 4465 до 1984. Однако, как отмечают в Комитете госконтроля, более эффективной работе по сокращению сверхнормативных объектов препятствует формализм на местах. Например, в стране значительная часть долгостроев эксплуатируется без оформления документов о вводе в эксплуатацию.
— Приемка в эксплуатацию таких долгостроев — один из значительных резервов по дальнейшему снижению количества сверхнормативных объектов, — отмечает начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля Николай Зеньчик. — В целом такие объекты составляют 40 процентов всех сверхнормативных по стране. Например, в Минской области Комитетом госконтроля выявлено 303 таких объекта. Их приемка в эксплуатацию позволила бы почти на треть сократить количество имеющихся в регионе долгостроев. При этом направление письменных рекомендаций по исправлению ситуации в райисполкомы и организациям-застройщикам не всегда приводило к принятию оперативных мер реагирования.
В этой связи Комитетом госконтроля начата практика привлечения виновных к административной ответственности. За эксплуатацию объектов без их ввода в установленном порядке предусмотрен штраф: от двух до десяти базовых величин на физическое лицо, до 200 базовых величин — на юридическое. К примеру, в сентябре нынешнего года Комитетом госконтроля Минской области к административной ответственности привлечены КСУП «Ветеревичи» Пуховичского района и КСУП «Ухвала» Крупского района, которые более десяти лет эксплуатировали без приемки зерносушильные комплексы.
— Аналогичную работу по фактически эксплуатируемым застройщиками долгостроям без их приемки в эксплуатацию в установленном порядке в настоящее время проводят все территориальные органы Комитета госконтроля, — заверил Николай Зеньчик.
Причины и следствия
Анализ показал, что большое число долгостроев приходится на 1980–1990-е годы. То есть проблема не решалась многие годы и даже десятилетия. На сегодня количество значительно снизилось. Специалисты отмечают: этот вопрос можно было решить более эффективно и быстрее разобраться. Дело в исполнительской дисциплине. Но основными причинами возникновения таких объектов является отсутствие денежных средств на достройку, а также низкая инвестиционная активность со стороны участников строительного процесса, считает начальник управления строительства и экономики предприятий строительной отрасли главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Сергей Утлик:— В целях сокращения количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства Минстройархитектуры разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по сокращению объектов долгостроев» и проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым утверждается Положение о порядке формирования перечней объектов долгостроев для их приемки в эксплуатацию. Кроме этого, разработан проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, предусматривающий утверждение Инструкции о порядке формирования региональных и отраслевых мероприятий по сокращению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства. В целях фиксации и контроля строительства всех объектов капитального строительства на протяжении их жизненного цикла на конкретном земельном участке и хронологии принятых решений создается Единый реестр объектов строительства, который будет частью информационного ресурса «Госстройпортал».
Есть решение
Напомним, во время недавнего совещания по завершению строительства проблемных долгостроев, которое состоялось на площадке Минского городского технопарка, Президент поставил задачу принимать все меры для того, чтобы они были введены в эксплуатацию.Председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич рассказал, как видится решение вопроса:
— Если находится долгострой, который инвестор или собственник не может по объективным или субъективным причинам завершить, то местные органы совместно с Госкомимуществом и другими заинтересованными должны принять все меры, чтобы этот объект был введен в эксплуатацию. Основной упор будет сделан на завершение объектов в производственной сфере. Решения по каждому будут приниматься индивидуально исходя из ситуации, после подробного изучения местными органами власти. Как это может быть, видно на примере Минского городского технопарка. Ему в собственность были переданы площади, где ранее располагался мотовелозавод. Многие производственные помещения им не использовались, нуждались в модернизации и реконструкции. После визита Президента было подготовлено соответствующее распоряжение о развитии этой территории. Ее владельцем стал город в лице Минского городского технопарка, что позволило вкладывать средства в развитие площадки.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На площадке долгостроя «Гулливер» в Минске планируется возвести многоквартирную застройку. По проекту детальной планировки на этой территории можно разместить до 70 тысяч квадратных метров жилья. Планируется, что дом будет индивидуальной конструкцией с подземным паркингом. Также на этой площадке планируется построить пять домов панельного домостроения, часть которых предусмотрена для нуждающихся.
sichevich@sb.by