Своевременное и гибкое регулирование ценообразования доказало свою эффективность на практике
19.02.2024 08:48:00
Анна КУРАК
В 2022-м по поручению Президента Правительство приняло постановление № 713, призванное сдержать необоснованный рост цен на товары первой необходимости. Время показало: взвешенные ограничения оправдали себя и помогли уменьшить инфляцию. Даже в условиях беспрецедентных санкций наш потребитель имеет широкий выбор доступных товаров, а производители и торговля — возможность зарабатывать.
Поэтому когда речь заходит о необходимости регуляции рыночных процессов, то во главе угла стоят прежде всего интересы простого народа. Экономист, доктор физико-математических наук Михаил Ковалев обращает внимание:
— На рост цен, особенно резкий и необоснованный, общество реагирует всегда крайне негативно. Поэтому контроль в сфере ценообразования, который ввело Правительство в 2022-м, вполне логичен и обоснован. В условиях объявленной Западом гибридной войны инфляция разогналась, однако благодаря гибким и скоординированным действиям ее удалось сдержать.
Обратимся к конкретным фактам. В 2023-м инфляция составила 5,8 %, хотя прогноз на прошлый год был менее позитивным: данный показатель должен был сложиться на уровне 7—8%.
Что важно, постановление № 713 за это время несколько раз дорабатывалось. Последние изменения были внесены в документ в конце декабря.
— Регулирование ценообразования — процесс сложный и многогранный, он должен удовлетворять не только потребителя. Необходимо учитывать интересы производителей и торговли, — напоминает Михаил Ковалев. — Чересчур сильное закручивание гаек может привести к дефициту на полках и разорению компаний. А это, конечно, не выгодно никому. Важна справедливость для всех участников торгово-производственной цепи.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, недавно выступая на телеканале «Беларусь 1», в этой связи пояснил принцип действия нынешних механизмов, по которым регулируется потребительский рынок:
— Ценообразование построено так, чтобы основная доходная часть распределялась в сторону производителей (как сырья, так и перерабатывающих предприятий).
При этом, согласно постановлению № 713, на разные товары предусмотрены разные надбавки:
— Мы не можем торговлю обескровить финансово. Поэтому у производителя, если надо поднять цены на большие параметры, чем установлено в постановлении, есть механизм — четкое экономическое обоснование (конкретно обоснуй, какие затраты, импортная составляющая, курсовые разницы или еще что-то случилось). Соответствующие госорганы рассмотрят документы, — подчеркнул глава МАРТ. — Если это сопоставимо с экономикой предприятия, тогда госорганы принимают решение и разрешают повышать стоимость выше установленных параметров.
— Важно понимать, что в первую очередь регламентирование уровня цен направлено на поддержку государством незащищенных слоев населения. Они есть в каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития. Это одинокие пенсионеры, студенты, многодетные семьи или временно безработные граждане, — подчеркивает Михаил Ковалев. — А в Беларуси всегда действовали в интересах людей.
Приемлемые цены — результат грамотно выстроенной экономической политики, которая базируется на стремлении к независимости от внешних рынков настолько, насколько это возможно.
— Только по сегменту продовольственных товаров мы обеспечиваем свою долю на внутреннем рынке уже на 78%, — привел статистику Алексей Богданов. — В прошлом году подкачала немножко электробытовая техника, где доля отечественного просела. Ну, с этим надо разбираться, почему так произошло. Произвел продукт — расскажи всем потребителям о нем. Министерство антимонопольного регулирования, Правительство ориентирует участников рынка на совместный труд. Самыми главными, основными и надежными партнерами друг для друга должны стать наши производители и наша торговля. Только на этом союзе будет основываться успех.
Да, сегодня торговое звено оказалось в наиболее жестких условиях регулирования из-за предельного максимального лимита установления надбавок, подчеркивают в МАРТ.
— По прошлому году у них рентабельность была очень низкой — 0,4 % в феврале 2023-го.
Но потом постепенно ситуация стала выправляться, и уже по итогам года у нас рентабельность реализованной продукции более чем 1,3 %, — рассказал глава ведомства. — То есть в целом нормально, количество убыточных торговых объектов у нас уменьшилось.
При этом важный момент: ценовое регулирование дало дополнительное преимущество для белорусских производителей. Поскольку импортный товар стоит дороже, значит выше вероятность того, что покупатель выберет доступное отечественное.
Например, во Франции госрегулирование цен действует на газ, электроэнергию, транспорт. Если говорить о сельскохозяйственной продукции, то цены на 90 % товарных позиций — под контролем. За соблюдением правил ценообразования следит разветвленная система органов государственных контролеров. В отношении нарушителей применяют штрафы и санкции.
В целом во многих странах Европы применяется такой механизм как «антиинфляционная корзина» — торговые сети по согласованию с правительством замораживают цены на самое необходимое. Это встречается во Франции, Испании, Португалии, Греции.
А вот в Германии подобные меры не применяются, однако, как показал соцопрос консалтинговой компании Oliver Wyman, 91 % опрошенных немцев считает, что государству нужно вмешаться в ценовую политику.
В ТЕМУ
В прошлом году в более 1,1 тысячи субъектов хозяйствования прошли проверки и мониторинги Комитета государственного контроля. Нарушения ценообразования были отмечены в 12 % случаев (в 2022 году — в 25 %).
При выявлении грубых фактов нарушения действующего законодательства принимаются довольно жесткие меры. Так, в прошлом году до наведения порядка в объекте торговли приостанавливалась деятельность 53 субъектов. Некоторые из них были закрыты до 80 дней.
kurak@sb.by
Баланс интересов
По мнению Главы государства, вопрос регулирования цен следует рассматривать не иначе как «нравственный, политический, стратегический». Но главное, подчеркивает Президент, это вопрос справедливости. В социальном государстве, каким по Конституции является Беларусь, по-другому быть не может.Поэтому когда речь заходит о необходимости регуляции рыночных процессов, то во главе угла стоят прежде всего интересы простого народа. Экономист, доктор физико-математических наук Михаил Ковалев обращает внимание:
— На рост цен, особенно резкий и необоснованный, общество реагирует всегда крайне негативно. Поэтому контроль в сфере ценообразования, который ввело Правительство в 2022-м, вполне логичен и обоснован. В условиях объявленной Западом гибридной войны инфляция разогналась, однако благодаря гибким и скоординированным действиям ее удалось сдержать.
Обратимся к конкретным фактам. В 2023-м инфляция составила 5,8 %, хотя прогноз на прошлый год был менее позитивным: данный показатель должен был сложиться на уровне 7—8%.
Что важно, постановление № 713 за это время несколько раз дорабатывалось. Последние изменения были внесены в документ в конце декабря.
— Регулирование ценообразования — процесс сложный и многогранный, он должен удовлетворять не только потребителя. Необходимо учитывать интересы производителей и торговли, — напоминает Михаил Ковалев. — Чересчур сильное закручивание гаек может привести к дефициту на полках и разорению компаний. А это, конечно, не выгодно никому. Важна справедливость для всех участников торгово-производственной цепи.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, недавно выступая на телеканале «Беларусь 1», в этой связи пояснил принцип действия нынешних механизмов, по которым регулируется потребительский рынок:
— Ценообразование построено так, чтобы основная доходная часть распределялась в сторону производителей (как сырья, так и перерабатывающих предприятий).
При этом, согласно постановлению № 713, на разные товары предусмотрены разные надбавки:
— Мы не можем торговлю обескровить финансово. Поэтому у производителя, если надо поднять цены на большие параметры, чем установлено в постановлении, есть механизм — четкое экономическое обоснование (конкретно обоснуй, какие затраты, импортная составляющая, курсовые разницы или еще что-то случилось). Соответствующие госорганы рассмотрят документы, — подчеркнул глава МАРТ. — Если это сопоставимо с экономикой предприятия, тогда госорганы принимают решение и разрешают повышать стоимость выше установленных параметров.
Национальные приоритеты
В социальных сетях то и дело набирают популярность видеоролики иностранных блогеров, которые просто гуляют по белорусским магазинам. Латыши и литовцы, британцы и французы, американцы и австралийцы не скрывают искренних эмоций, когда видят забитые под завязку полки с самой разной едой — им-то на родине рассказывают, что мы тут голодаем. А по факту — десятки сортов колбас, сыры на любой вкус, молоко коровье, козье, безлактозное... И что самое главное — все это по карману каждому жителю страны.— Важно понимать, что в первую очередь регламентирование уровня цен направлено на поддержку государством незащищенных слоев населения. Они есть в каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития. Это одинокие пенсионеры, студенты, многодетные семьи или временно безработные граждане, — подчеркивает Михаил Ковалев. — А в Беларуси всегда действовали в интересах людей.
Приемлемые цены — результат грамотно выстроенной экономической политики, которая базируется на стремлении к независимости от внешних рынков настолько, насколько это возможно.
— Только по сегменту продовольственных товаров мы обеспечиваем свою долю на внутреннем рынке уже на 78%, — привел статистику Алексей Богданов. — В прошлом году подкачала немножко электробытовая техника, где доля отечественного просела. Ну, с этим надо разбираться, почему так произошло. Произвел продукт — расскажи всем потребителям о нем. Министерство антимонопольного регулирования, Правительство ориентирует участников рынка на совместный труд. Самыми главными, основными и надежными партнерами друг для друга должны стать наши производители и наша торговля. Только на этом союзе будет основываться успех.
Да, сегодня торговое звено оказалось в наиболее жестких условиях регулирования из-за предельного максимального лимита установления надбавок, подчеркивают в МАРТ.
— По прошлому году у них рентабельность была очень низкой — 0,4 % в феврале 2023-го.
Но потом постепенно ситуация стала выправляться, и уже по итогам года у нас рентабельность реализованной продукции более чем 1,3 %, — рассказал глава ведомства. — То есть в целом нормально, количество убыточных торговых объектов у нас уменьшилось.
При этом важный момент: ценовое регулирование дало дополнительное преимущество для белорусских производителей. Поскольку импортный товар стоит дороже, значит выше вероятность того, что покупатель выберет доступное отечественное.
Общемировой тренд
Контроль за ценами изобрели не вчера. Нет ни одной страны, в том числе с рыночной экономикой, где государство не вмешивается в ценообразование. Просто каждое правительство использует свои механизмы влияния на ситуацию, исходя из имеющихся ресурсов и законодательной базы.Например, во Франции госрегулирование цен действует на газ, электроэнергию, транспорт. Если говорить о сельскохозяйственной продукции, то цены на 90 % товарных позиций — под контролем. За соблюдением правил ценообразования следит разветвленная система органов государственных контролеров. В отношении нарушителей применяют штрафы и санкции.
В целом во многих странах Европы применяется такой механизм как «антиинфляционная корзина» — торговые сети по согласованию с правительством замораживают цены на самое необходимое. Это встречается во Франции, Испании, Португалии, Греции.
А вот в Германии подобные меры не применяются, однако, как показал соцопрос консалтинговой компании Oliver Wyman, 91 % опрошенных немцев считает, что государству нужно вмешаться в ценовую политику.
В ТЕМУ
В прошлом году в более 1,1 тысячи субъектов хозяйствования прошли проверки и мониторинги Комитета государственного контроля. Нарушения ценообразования были отмечены в 12 % случаев (в 2022 году — в 25 %).
При выявлении грубых фактов нарушения действующего законодательства принимаются довольно жесткие меры. Так, в прошлом году до наведения порядка в объекте торговли приостанавливалась деятельность 53 субъектов. Некоторые из них были закрыты до 80 дней.
kurak@sb.by