Белорусская экономика смогла адаптироваться к новым условиям. Уже с августа наблюдается восстановительный рост. Как отметил министр экономики Александр Червяков, есть все макроэкономические условия для устойчивого экономического роста и в этом году.
— Прошлый год был сложным. Вооруженный конфликт в Украине, западные санкции против России и за компанию нацеленные на Беларусь резко изменили внешний контур, — рассказал Александр Червяков. — У достаточно большого количества компаний прекратились поставки сырья и комплектующих от украинских партнеров. Оборвалась логистика из южных регионов в нашу страну, которая проходила через черноморские порты. Острие западных санкций было направлено против ключевых отраслей: нефтеперерабатывающей, калийной, деревоперерабатывающей, металлургической, цементной. Возникли проблемы с расчетами с партнерами, с транспортной логистикой. Цель этих действий была очевидна: остановить экономику и вызвать социальный взрыв. На первом этапе эксперты-экономисты прогнозировали потери ВВП до 20 процентов.
Как отметил министр, правительство оперативно отреагировало на создавшуюся ситуацию. При Совете Министров был создан Оперативно-ситуационный штаб, который работал фактически в режиме 24/7. Принимались как стратегические решения, так и в ручном режиме решались проблемы конкретных предприятий. Причем независимо от формы собственности. Если видели, что частник «пробуксовывает», не может, например, завезти оборудование из Европы для завершения инвестиционного цикла, возникли перебои с комплектующими или проседали рынки сбыта помогали им найти точку опоры в новых реалиях. Ключевой целью было удержать производство, не дать ему остановиться.
В ускоренном режиме принимались нормативно-правовые акты в стратегических сферах. Внимание сфокусировали на поддержке экспортеров логистике, обеспечению бесперебойной работы предприятий и контролю за их финансовым состоянием. Ключевыми системными документами стали Указ № 93 и Комплексный план по поддержке экономики. Учитывая, что множество неизвестных девальвировало сам принцип прогнозирования — ни один из прогнозов международных финансовых институтов и аналитических агентств не сбылся, — в Беларуси мы пришли к разработке целевого плана. Другими словами, сконцентрировали усилия не на просчетах будущего (хотя и эти работы проводятся), а на выполнении текущих задач в производстве, сфере услуг, по экспортным поставкам, которые позволят стране развиваться и выполнять все социальные обязательства.
— Такой подход сработал, — отметил Александр Червяков. — Да, по итогам года произошло падение ВВП на 4,7 процента. Но этот минус в значительной степени сформировался в первые месяцы, когда началась военная операция. Нам понадобилось около шести месяцев, чтобы переориентировать экономику на новые парадигмы. С августа мы наблюдаем качественный восстановительный тренд. О нем свидетельствуют финансовые показатели предприятий. Рентабельность продаж максимальная за десять лет (8,6 процента). Сократилось количество и удельный вес убыточных предприятий (11,1 процента в 2022 году и 12,4 в 2021-м). Долговая нагрузка на предприятия находится на восьмилетнем минимуме. Получили рекордное положительное внешнеторговое сальдо — 4,3 миллиарда долларов.