Чему учить учителей?
17.05.2023 07:51:00
Олег КАРПОВИЧ
Андрей МУКОВОЗЧИК
Предложили выступить перед директорами столичных школ и гимназий. Сказать им что-то важное. «А то они не знают!» — подумал сначала.
А потом решил: а вот и не знают. Полковник не обязан видеть все поле боя, начальник академии выпускает бойцов, подготовленных по плану. Не их вина, что планы устарели или стратегия оказалась ошибочной.
Поэтому так: сначала — текущее положение дел. Без прикрас. И не жалея никого. Безо всякого желания обидеть, уязвить, покуражиться. Просто… а зачем друг другу-то врать?
* * *
В этой аудитории ни разъяснять, ни доказывать не нужно: школа (гимназия, колледж) — это место, в котором закладываются смыслы. Ну, и как у нас с этим? Давайте посмотрим по результату.
Восемь вчерашних выпускников вуза сидят перед руководителем, который решил проверить их общую грамотность. «Кто такой Александр Матросов?» — нет ответа. Никакого нет, вообще. «А фамилию Гастелло вы слышали?» — ну-у (один голос)… это летчик, кажется… мы проезжали, там памятник был… и самолет… все.
На вопрос об Алексее Маресьеве не ответил никто. Даже о Мересьеве (персонаж «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого).
* * *
Нет, это не молодежь негодная. Буквально на днях полтора часа отвечал на вопросы учащихся колледжа. «Ваше отношение к тату и пирсингу, к легким наркотикам, к ранней беременности?» — понятно откуда, это их волнует вот прямо сейчас. «Что вы думаете про тактическое ядерное оружие, про БелАЭС, будет ли Беларусь ядерной страной и снизятся ли цены?» — тоже объяснимо. Допускаю даже, что обсуждено с преподавателями.
Но «Как вы относитесь к Мао Цзэдуну, Горбачеву, Жириновскому?» и «Что вы думаете о монархии? А о The Venus Project?» — это уж точно спрошено самостоятельно. Значит, свои мысли есть, своя голова работает, свое познание окружающего в ней идет и своя картина мира там внутри строится. Что и показывает нормальный и радующий уровень той самой молодежи. В колледже, напомню.
* * *
Особо надо следить (и особенно, и именно сейчас!) за искажениями смыслов, которыми полна информационная сфера вокруг нас.
В японских школах конец войны описывался примерно так: «В Маньчжурии доблестная Квантунская армия погибла во славу императора, но не смогла противостоять вооруженным ордам Советского Союза. Затем Хиросима и Нагасаки были подвергнуты атомной бомбардировке. Япония капитулировала». Все.
В результате уже взрослые японцы уверенно считают, что бомбы на них сбросил СССР. С которым нечего и разговаривать. А лучшие друзья — американцы, англосаксы. Через десяток лет именно таких японцев на разных уровнях принятия государственных решений будет вдоволь. Как вам перспектива?
Но это — тонкая британская работа. Американцы куда проще: «На этой неделе отмечается годовщина завершения Второй мировой войны в Европе и победы США и союзнических сил над фашизмом и агрессией на континенте», — заявила к 9 мая пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Победила Америка, фашизм уничтожила Америка, агрессию тоже она остановила. Ну, и туземные войска — пусть скажут спасибо, что о них вообще упомянули. Это официальная позиция государства: тупой силой не искажать, а попросту ломать неугодную историю.
* * *
Что с этим будем делать? С учителем тем ясно — найти и… да просто найти, он обделается от одного только вопроса. Станет заикой и не сможет больше преподавать чушь, проблемы нет.
А с немцами что? Вот их «учебные пособия для подготовки к выпускным экзаменам в гимназии». Там черным по белому: вермахт взял Сталинград, «в 1942 году вермахт захватил стратегически важный Сталинград на востоке страны». Немцы шли как освободители: «Немецкие солдаты в России поначалу периодически воспринимались как освободители от диктатуры Сталина». I гэтак далей.
Наконец, какими же на самом деле были «военные цели союзников по антигитлеровской коалиции»? Оказывается (в точности как Гитлер в бункере и кричал), разными: у США — «обеспечение мира», и это выделено жирным шрифтом. А у СССР — «воплотить в немецкой зоне оккупации свои коммунистические идеи». Кто спаситель человечества — вам ясно, дети? Ja-ja, natürlich!
Чем страшна подмена смыслов в небольшой стране, географически лишенной возможности отгородиться от разных соседей и транзитов всего и всех через себя? Тем, что у молодых системно крадут прошлое. Чтобы им нечем было гордиться, не на что было опираться, не было что привести в пример. Чтобы они были — никто.
А когда, выпустившись из школ и гимназий, молодые примут, что они как народ никто и звать их никак, что их предков сжигали обоснованно и за дело, а вот они должны покаяться и репарациями возместить… Тогда в эти выжженные манкуртные головы легко лягут и западные ценности.
С которыми уже совсем просто будет принять факт: вы из «диких джунглей» и должны безропотно обслуживать жителей «цивилизованного сада», «властелинов мира» (авторы терминов — ЖэБоррель, второе лицо Евросоюза, и ЭнБлинкен, второй в Белом доме).
Легко ляжет туда и подчинение панам, вернувшим себе наконец Кресы Всходни.
* * *
Теперь вопросы, на которые надо отвечать честно. По крайней мере себе.
Боретесь ли вы, товарищи, в своих школах и гимназиях с описанным выше? Без неохоты, ленцы, неторопливости, да?
Расскажу вам про «тест Азарёнка», который Григорий каждый раз проводит, встречаясь со школьниками и студентами. Он спрашивает у них, кто знает каналы Моргенштерна, Дудя, какой-нибудь Инстасамки, — радостный лес рук. Все знают. А вот на «Желтые сливы», «Пул первого», самого Азарёнка подписаны не все.
Не потому ли школьники зачастую получают информацию абы откуда и абы какую? Помните про японцев, не страшно, нет?
А на вашем месте стоило бы еще проверить, на что подписаны и ваши учителя. Этот ведь, у которого американцы первыми в космос полетели, он же наверняка не тех телеграмов начитался, правда же? И если у учителя в подписках каналы не те, то что уже спрашивать с его учеников? Нечего и спрашивать.
Каждый раз, когда на моих выступлениях люди сомневаются и спрашивают в разных формах, мол, зачем им государственные каналы да газеты, так ли нужна подписка и гэтак далей, я отвечаю примерно вот что. Затем, что больше неоткуда узнать, что нашему государству важно сегодня, что из важного уже порешали вчера и на что государство нацеливается завтра. То самое государство, которое все наши школы и гимназии и содержит.
* * *
Вижу, некоторые обиделись. Другие возразить хотят. Все разозлились. Так и должно быть — я у вас старался вызвать эмоции, потому как через эмоцию все запоминается на порядок лучше.
Мы, кто постарше, почему про Маресьева помним? Потому что и книгу прочитали, и кино посмотрели, и сочинение написали, и в Хатынь нас каждый год возили, и в Брестскую крепость, и на Курган Славы. И последнюю гранату Марата Казея мы живо представляли в своих руках.
Пионеров-героев те, кто повзрослее, по именам помнят, а нынешняя молодежь не знает совершенно. Вот результат отсутствия пропаганды и идеологии. Допустим, окей, пусть это атрибуты прошлой страны. Но ведь и юные, и даже не очень молодые — они и Героев Беларуси тоже не знают, героев своей страны! Из того же теста: кто такие Некоглай, Бузова да Влад А4, знают все. А имена Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко как будто впервые слышат.
Так берите книжку — вот она, в нашем издательском доме написана — и читайте школьникам вслух, там от некоторых текстов слезы на глазах.
И все это — через эмоции. Потому я второй уже год предлагаю: давайте водить детей в кино или прямо в школе им кино крутить. «Проверка на дорогах» — о сути партизанской республики. «Восхождение» — о сути предательства. «Горячий снег» — о сути подвига. «Иди и смотри» — чтобы по нервам дернуло, да на всю жизнь. И каждый фильм обсуждать, изложение написать, что ли, да хорошо бы еще и вместе с родителями.В приказном порядке. В рамках государственной политики. А кто не хочет, тому, как было метко сказано, тому отключим газ.
И не бойтесь в этом деле переборщить: любви к Родине много не бывает. Скорее, наоборот. Особенно сейчас.
* * *
Понятно, насколько вам непросто. Ведь множество ваших учителей, ваших сотрудников и подчиненных — это продукт тех самых 20 лет без идеологии, без патриотизма, да еще и с поездками в Вильню на кофе каждый уик-энд. Или с картой поляка, которая по сути своей есть тавро, которое хозяин ставит на скот. Но если не задумываться, какая ты на самом деле овца, дает и массу мелких преимуществ.
Что прямо сейчас можно сделать? Силой вбивать в головы правильные исторические факты. Нужное отношение к стране и государству. Списки героев белорусского пантеона. Не ждать ни учебников, ни методичек — либо через тех учителей, которые патриоты и неравнодушны.
Либо попросту педагогической силой, через задания, проверки выполнения, колы и двойки, нет? Но что-то нужно делать — причем прямо сейчас.
Давайте вспомним, что обучение невозможно без принуждения. В массовости своей. И вернем еженедельные политинформации, например. Когда ученик обязан будет рассказать, что важного произошло за неделю по материалам такого-то телеграм-канала. А учитель проверит и оценку поставит. А вы проверите и класс, и учителя.
Патриота может воспитать только патриот — будете с этим спорить? Вряд ли. А если у вас в штате патриотов немного? Значит, придется их выращивать самой или самому. Потому что больше — некому, это, надеюсь, понятно.
* * *
Напоследок: не бойтесь быть инициативными там, где это нужно. Я знаю, что существует порядок, по которому вы, отправляя детей на мероприятие вне школы, должны его согласовать со всеми, чуть не от министра образования личную подпись получить.
И вот недавно к нам в студию «СБ ТВ» приходила Александра Гончарова, главная пионерка страны. Обзваниваем учебные заведения, чтобы прислали учеников, — там рады, аж приплясывают, давайте, конечно! Потому что такие встречи для школьников — они на вес золота, если уж о той же агитации и пропаганде говорить. И все уже сделано-готово, только приводи детей.
Речь, заметьте, идет об интернет-телевидении, это даже не сегодня на завтра, а просто на сейчас. Как пропаганда и должна работать: быстро, моментально, разворотливо. Иначе оппоненты обгонят, все же видели, как это происходит и что потом бывает?
Проблема бюрократизма, чиновничьего волюнтаризма с одной стороны и саботажа с другой — она существует, причем существует много где. Спросите меня: не выглядит ли порой, что вы внутри себя ее не решаете, а молча терпите? Я кивну головой. И не только вам.
Стихотворение «Прозаседавшиеся» Маяковский написал в 1922 году, 101 год назад. А иногда кажется, что вчера.
* * *
Любое, даже самое хорошее дело можно погубить тремя простыми, просто бытовыми вещами: неохотой, забалтыванием, безразличием. Что мы с вами — не только мы, но здесь только мы с вами — иногда и делаем. А ведь на кону сейчас стоит судьба страны, итоги наших жизней и будущее всех белорусских детей.
И если нас, пропагандистов, прогадь мы страну, повесят или расстреляют сразу, то вас, директоров школ и гимназий, примотают к столбам и деревьям и долго будут позорить и мучить. Как именно это будет — открывайте интернет и смотрите. Причем сделают это ваши же бывшие ученики. Из тех, которых вы — и мы вместе с вами — упустили.
Спасибо за внимание. Переходим к вопросам и дискуссии.