Идеологическая работа должна стать эффективной
17.09.2020 17:30:48
Андрей МУКОВОЗЧИК
Не один раз меня в письмах спрашивали и белорусы, и россияне, и украинцы, здесь живущие и за рубежом: почему мы упускаем идеологию? Ведь очевидно, что нужно, что срочно, что уже горит – этим заниматься.
Вот я и подумал: идеология в прагматичном плане – это то, чему детей учат в школах. Все годы. Постоянно, из класса в класс, в едином ключе. Что совершенно не исключает различия мнений. И кстати говоря, весьма непростая задача стоит сейчас перед всеми нашими учителями – как и чему учить?
Потому предлагаю отдельные тезисы как опору для самостоятельных, своих собственных формулировок. А то пока еще государственная машина раскачается. Просто в помощь тем, кому надо. Примерно как я своим детям и рассказываю.
История
Нынешнее лето в нашей стране показало, что пора многие вещи перестать пробалтывать, растушевывать и оставлять для самостоятельного изучения. Первое, что детям надо знать: в конце XIV века вопрос, кто будет «собирать русские земли», был спорным. И решался он между Витовтом Кейстутовичем Гедиминовичем и его зятем, Василием I Димитриевичем Рюриковичем. Что станет центром – Москва или Троки (а заодно и «чьим» будет православный митрополит) было тогда неочевидно. Весы качались.
История гласит: победила Москва. Одновременно ополячившийся Ягайло-Ягеллон не дал двоюродному брату Витовту стать королем своего государства. Люблинская уния 1569 года зафиксировала конец Великого княжества Литовского. С того момента жившие на этой земле белорусы, как мы сейчас себя называем, попали под ополячивание, католический прозелитизм и навязывание униатства, фактически к тому же потеряв собственное государство.
Жизнь под пятой Речи Посполитой продолжалась до ее раздела: Польша, спустив абсолютно все, что у нее было, утащила белорусов с собой в потоп. Когда же история «вернула» часть наших (Западную Беларусь) в Польшу, все продолжилось с новой силой: полонизация и закрытие белорусских школ, «осадничество» и экономическая колонизация, окатоличивание крестьянства и этноцид городского (в том числе еврейского) населения.
Как итог, этакая трускавка на кремувке, – концлагерь в Березе. Настоящий такой концлагерь, почти немецкий. Там есть музей – дети, скажите родителям, надо сдать деньги на познавательную экскурсию.
Соседи и враги
Никому из белорусов не надо ни объяснять, ни напоминать, что поляки – хорошие люди и добрые соседи. И литовцы – хорошие соседи и добрые люди. Но лето 2020 года так же очевидно показало, что руководство этих государств ведет враждебную по отношению к Республике Беларусь политику.
Продолжая корешиться с простыми поляками и обниматься с простыми литовцами, мы теперь точно понимаем: нынешний истеблишмент Польши и Литвы – враги белорусов.
Поэтому дети должны знать не только про Хатынь и литовские карательные батальоны, но и про подляшские деревни и палача Ромуальда Райса «Бурого». Про польскую и литовскую части холокоста. Про аковцев и «зеленых братьев» – антагонистов наших партизан.
Должны знать школьники и про то, что в 1939-м белорусы и лично товарищ Сталин подарили Литве нашу Вильню и Друскеники. За что от сегодняшних политиков спасибо не дождешься, а только санкций и поношений. Кстати говоря, с Виленским краем вообще не все просто – он ведь и Польше некоторое время принадлежал. Есть вопросы для факультатива.
Особо интересующимся историей юным белорусам стоит рассказать: хотя послевоенные границы нерушимы, но на западе вопросы священной частной собственности никто не отменял. Потому-то маленький Лихтенштейн мечтает и готовится оттяпать у Чехии Южную Моравию: «Две с лишним тысячи квадратных км под Брно, что в десять раз больше территории княжества». О деталях пока рано – зачем же? Но если и мы, и поляки заинтересуемся Вильней, то и немцы Мемель без внимания не оставят.
Что до самих поляков, и они, и мы должны четко осознать: попановали, хватит. Если поймут – будем ладно жить рядом, но очень по отдельности. Ни карт поляка, ни бискупов прямо из Варшавы больше на нашей земле не будет. Не поймут – будем продолжать вежливо раскланиваться. Но через крепкий забор. В конце концов, побеждала армия Речи Посполитой всегда литвинами, об этом еще Сенкевич писал.
Опять же, частную собственность ни в Белостоке, ни в Данциге никто из Евросоюза не отменял и отменять не будет.
Запишите в тетради: Генрик Сенкевич, трилогия «Потоп», для внеклассного чтения.
Октябрьская революция и СССР
Тут коротко: белорусам предстоит еще немало времени прожить, чтобы спокойно, в общественном согласии разобраться со своим советским прошлым. К этому нужно подходить с очень холодной головой и очень чистыми руками, как завещал наш знаменитый земляк Дзержинский.
Кстати, дети, на следующей неделе выездной урок в Дзержиново – скажите родителям. Человек, перед которым до сих пор трепещут наши недруги, – грех не побывать на его родине и в его музее.
Несколько вещей безусловны и в рамках школьной программы необсуждаемы. Потому совсем тезисно: если бы не Ленин и Сталин, никакой БССР, скорее всего, не было бы. Тогда не было бы и современной Беларуси.
Если бы не Ленин, вряд ли поляки сумели бы возродить собственное государство. Максимум – английский или французский протекторат. Или поголовное онемечивание. Без Ленина Польши, скорее всего, больше на карте мира не было бы.
Если бы не Сталин, Литва как государство, едва возникнув после революции (и то в роли лимитрофа – пограничного кордона), если бы и продолжало существовать, то только вокруг Ковно. Без Мемельленда и Виленского края. Райцентр посреди Европы – это, конечно, интересный исторический казус, но не более того.
БЧБ-флаг испачкан в гитлеровской грязи. Пока националисты его сами не отмоют, появление с ним в общественных местах подобно пропаганде нацизма, что недопустимо. А вешать такую символику на себя в частном порядке, дети, – это как минимум неприлично. Без штанов и то, пожалуй, лучше ходить.
И пометьте: в субботу всеми классами идем в кино. Название фильма: «Проверка на дорогах». Если родители не смотрели, берите их с собой. Потому что это кино должен посмотреть каждый. Потом обсудим с вами вопросы искупления и предательства. А может, и на родительском собрании тоже.
О современности
В старших классах, когда уже понятны и география, и экономика, и история, можно коротко объяснить про сегодня. Итак, «цветные революции» как метод глобального переустройства мира начали использоваться с начала нашего с вами, XXI века. В результате смена государственной власти произошла в Грузии, Армении, Кыргызстане, Украине. А также в Ливии, Судане, Йемене, Сомали, Иордании, Ливане…
Даже попытка «цветной революции» везде и всегда вела к обнищанию народа, скатыванию государства в яму, политическим и экономическим потерям. А уж если происходила смена государственной власти, то нигде и никогда это не шло на пользу народу той страны. Другим, может быть, становилось выгодно. Но вот самой стране – никогда. Нет в новейшей истории таких примеров.
Поэтому, дорогие ученики старших классов, мы с вами можем гордиться не только Маратом Казеем и батькой Минаем. Но и нашими современниками – теми, которые Беларусь отстояли. Кто назло всему миру и коронавирус придавил эффективно и без популизма, и «цветную революцию» затоптал без крови. С дозированным насилием, да – ну уж никак не большим, чем хваленые и демократические немецкая, американская и французская полицейские практики.
Давайте с вами посмотрим на экране подборку мировых новостей о беспорядках, а потом, дети, сдавайте на выпускной – за Беларусь!
***
Возможно, что-то из этих тезисов пригодится потом, после работы ученых, для новых учебников. Которые, хоть их и переделывали, теперь все равно нужны. Может, кое-что не будет лишним для воссоздания основ идеологии, без которой в эпоху информационных войн, как выяснилось, трудно. Но это будет потом.
А пока я предлагаю учителям опереться на эти тезисы. При желании добавить и свои. Тут главное – позиция: быть патриотами Беларуси. Этой Беларуси, а не радужной страны из царства эльфов. Вот этой, в которой мы с вами живем: лучшей из постсоветских стран, это уж точно.
Ее и надо улучшать, модернизировать, совершенствовать. Но еще и – защищать, беречь и никому не отдавать.
Учитесь дети, хорошо учитесь.