Как правильно обращаться к незрячему? Составили памятку по инклюзивному этикету
03.11.2022 14:45:55
Диана ШЕСТАКЕВИЧ
Каким образом обратить на себя внимание неслышащего? Как правильно обращаться к незрячему? Нужно ли бросаться на помощь человеку в инвалидной коляске, если он не просил об этом? Чтобы любой из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения, смоделировали ситуации из жизни и попросили специалистов рассказать, как действовать в каждой из них.
Консультирует доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Оксана Коляда.
1 СИТУАЦИЯ. В торговом центре замечаю, что у одного из юношей, который общается с товарищем на языке жестов, расстегнут портфель. Каким образом обратить на это внимание владельца сумки?
– Алгоритм действий в таком случае следующий: подойдите и поздоровайтесь, жестом укажите на расстегнутую молнию.
2 СИТУАЦИЯ. В компании идет активная беседа, при которой присутствует неслышащий. Как помочь ему следить за ходом обсуждения?
– Мы должны позаботиться о его комфорте, для этого не нужно переводить ему все реплики – достаточно в общих чертах время от времени описывать ход дискуссии. Чтобы человек с нарушением слуха вас лучше понял, общаясь, смотрите прямо на него: так он осознает, что вы обращаетесь именно к нему. Ваши губы должны быть видны, поэтому не прячьтесь за шарфом или маской. Говорите короткими предложениями, медленно, не повышая голос. В случае затруднений используйте специальные мобильные приложения, которые устную речь переводят в текст и обратно.
3 СИТУАЦИЯ. В супермаркете работает «тихая» касса, за которой покупателей обслуживает продавец с нарушением слуха. Могу ли я быть уверена, что, если появится вопрос, мы найдем общий язык?
– Несомненно. Перед тем как приступить к работе, эти сотрудники проходят подготовку, поэтому шансы возникновения какой-то внештатной ситуации крайне малы. Вы всегда сможете изъясниться с помощью жестов. Например, покажите банковскую карту, когда все товары будут отсканированы: так продавец поймет, что вы хотите рассчитаться безналичным способом.
СОВЕТЫ
♦ если вы хотите сообщить неслышащему номер, адрес или электронную почту, напишите информацию на бумаге или отправьте сообщением;
♦ при общении с неслышащим собеседником старайтесь избегать фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок.
Консультирует доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Виктория Гаманович.
1 СИТУАЦИЯ. Прошел ливень, на тротуаре большие лужи. Вижу, как к одной из них направляется прохожий с белой тростью в руках. Стоит ли подбежать и сообщить ему об этом?
– Трость незрячему и нужна для таких случаев: обнаружить препятствие, определить маршрут. Нельзя пытаться помочь без предупреждения: хватать и куда-то вести. Понаблюдайте со стороны. Если видите, что человек с нарушениями зрения замешкался или лужа занимает весь тротуар и без вашего участия ему не справиться, предложите свою помощь. Делать это нужно максимально деликатно. Подойдите, коснитесь его руки и спросите: «Чем вам помочь?» Если незрячий попросит помочь обойти препятствие, согните руку, положите ладонь спутника чуть выше своего локтя, идите на шаг впереди, предупреждая о подъемах, спусках, бордюрах, ступенях.
2 СИТУАЦИЯ. Ко мне домой впервые пришел незрячий гость. Как сделать его пребывание максимально комфортным?
– Стоит познакомить его с пространством квартиры. За точку отсчета возьмем входную дверь. Голосом описываем расположение помещений, например: «Если сделаем десять шагов вперед, то окажемся у двери в ванную, справа от которой на расстоянии вытянутой руки находится туалет». Подобную экскурсию следует провести и по другим помещениям, в которых будет находиться визитер. Допустим, вы планируете выпить чая в гостиной. Пройдите с незрячим по периметру комнаты, чтобы показать, с какой стороны находится диван, где висит телевизор. Переместитесь к тому месту, где стоит стол, и пройдите от него до двери комнаты, посчитайте количество шагов, которые нужно сделать, чтобы до него дойти или обойти его, – эта информация поможет гостю составить план помещения и самостоятельно ориентироваться и передвигаться.
3 СИТУАЦИЯ. Во время прогулки по парку замечаю прохожего с белой тростью и собакой-поводырем. Могу ли я погладить животное?
– Нужно обратиться к незрячему: подойти, привлечь его внимание (коснуться) и задать интересующий вопрос. Зачастую вы можете услышать отказ. Собаки-поводыри – это служебные животные, они помогают хозяину предвигаться по определенному маршруту, и не стоит отвлекать пса от работы, как бы сильно ни хотелось его погладить.
СОВЕТЫ
♦ в привычной обстановке незрячий свободно передвигается, находит нужные предметы, обслуживает себя. Не перемещайте с обычных мест урны, стулья, столы и прочее, чтобы не дезориентировать его. Не оставляйте в проходах сумки, зонты, пакеты, на которые можно наткнуться;
♦ если незрячий испачкался или его внешний вид стал неопрятным, тактично обратите его внимание на непорядок в одежде.
Как обращаться с человеком на инвалидной коляске?
– катить коляску можно только с согласия человека, который в ней находится;– если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно: она быстро набирает скорость и может потерять равновесие;
– «подъезжайте», «проезжайте» – эти слова по отношению к инвалиду-колясочнику использовать некорректно. Человеку на коляске правильно говорить: «Подойдите туда», «Проходите здесь»;
– во время беседы расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а собеседнику не придется запрокидывать голову.
shestakevich@sb.by