Человек, который открыл нам орган
26.01.2002
Умер Олег Янченко. Композитор, органист, педагог. Яркая личность, которую вспоминают в каждой беседе о музыкальном Минске 60-х.
13 апреля 1963 г. торжественно открылся Концертный зал филармонии. Здесь поставили огромный чешский орган. Для минчан этот инструмент был невидалью: большевистская власть давно уже уничтожила органы в большинстве костелов. В Белорусской консерватории органистов тогда не учили (да и сейчас не учат). Поэтому накануне первого концертного сезона, который начался 21 сентября 1963 г., прибыл в Минск 24-летний пятикурсник Московской консерватории Олег Янченко. Молодой органист удивлял окружающих своими музыкальными способностями: он легко читал с листа партитуру любой сложности - даже перевернутую вверх ногами, музыкальные идеи рождались в его голове со стремительностью гейзера.
В следующем, 1964 году Янченко получил почетный диплом на Международном конкурсе органистов имени Баха в Лейпциге. Эту награду он получил за свою импровизацию. Жюри отметило очевидный талант конкурсанта и одновременно - недостаток профессионализма. При Советах не было настоящей школы исполнения барочной музыки. Само барокко считалось "безыдейным", потому что было проникнуто интимным чувством Бога. Те немногие артисты, которые пытались исполнить шедевры европейской музыки XVI - XVIII вв., делали это наощупь. Поэтому друзья лейпцигского жюри направили Янченко на "повышение квалификации" - сначала в Венскую академию музыки, а потом в Летнюю академию органистов в Гарлеме (Нидерланды, 1966).
Оттуда он вернулся совсем другим человеком. В свитере, с длинными волосами, через которые светилась ранняя лысина. Раскрепощенный, веселый, совсем не похожий на хмурых и задумчивых "партийных" музыкантов. В его голове роились идеи. Он решил образовать в Минске камерный оркестр, хотя малые смычковые оркестры в то время не были еще в моде, потому что не использовались для исполнения монументальных произведений российской классики и тяжеловесных ораторий во славу Ленина. В 1968 г. Янченко осуществил свою мечту. Минский камерный оркестр позже преобразовался в Государственный камерный оркестр Беларуси.
Даже уехав из Беларуси, Янченко никогда не порывал своих связей с ней. В 1983 г. был реставрирован костел св. Роха на Золотой Горке. Там установили новый чешский орган. Инструмент оказался норовистым, и именно Янченко вместе с минским органным мастером Станиславом Чернявским довел его до совершенства. 1 июня 1983 г. в костеле состоялся первый концерт. Пела Ирина Архипова, а Янченко аккомпанировал ей на органе - он нашел время приехать, хотя был очень занят в Москве: кроме сольных выступлений, сочинения музыки и преподавательской деятельности в консерватории, он руководил популярной тогда группой старинной музыки "Мадригал".
Московские критики упрямо называли Янченко белорусским композитором. Не зря премьера его грандиозной симфонии "Слово о походе Игоревом" состоялась в полоцкой Софии. Эта симфония писалась 10 лет, и после премьеры композитор плакал искренними детскими слезами. Другая его симфония "Белая Вежа" полностью написана на белорусском народном материале. Это произведение с большим успехом звучало и в Минске. Именно Янченко написал музыку к известному фильму Элема Климова "Иди и смотри" по произведению Алеся Адамовича "Хатынская повесть"... Совсем недавно в "БДГ" Ростислав Янковский вспоминал про свою дружбу с Янченко. Они жили в соседних квартирах, рядом жил известный белорусский фехтовальщик Алексей Никанчиков. Друзья часто собирались, приходил и футболист Иван Савостиков. Янченко вдохновенно играл на рояле, а любимым его спортом было лазание по балконам, очень опасное, потому что их квартиры располагались на 8-м этаже.
Сейчас ушел из жизни Алексей Никанчиков, не стало Янченко... Свой очередной концерт он вместе с белорусским виолончелистом Олегом Оловниковым собирался дать в Малом зале Московской консерватории 20 февраля... Но осталась память о человеке, который вновь открыл для нас красоту органного звука.
АНДРЕЕВА Юлия.