Итоги VII Фестиваля документального кино «Евразия.DOC»
08.10.2022 10:53:00
С 3 по 7 октября в Смоленске и Минске проходил фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» — одно из крупнейших событий в области документального кинематографа на евразийском пространстве. Форум проводится с 2016 года и, несмотря на свое название, жестко не привязывается к географии. В фестивале участвуют кинематографисты из стран СНГ, Балтии, Западной Европы, Азии, Латинской Америки. «Участником кинофорума может стать любой кинодокументалист, заряженный интересными идеями и желающий поделиться ими как в своем творчестве, так и в профессиональной среде», — заявляют организаторы.
Кстати, нынешний фест стал рекордным по количеству представленных работ: на конкурс «Евразия.DOC» было подано 215 заявок из 12 стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья. В короткую программу фестиваля вошло 32 фильма. За неделю их увидели тысячи кинозрителей двух городов. Жюри после долгих совещаний огласило свой вердикт буквально в пятницу вечером. И под занавес форума в минском кинотеатре «Беларусь» были вручены награды победителям.
— До 2013 года у меня было много друзей в Украине, я работал на «Одесской киностудии», снимал там фильмы о сталинских временах. А когда в Доме профсоюзов случился теракт, это стало для меня настоящей трагедией, там пострадали люди, которых я знал лично. На мой взгляд, в Одессе 2 мая 2014 года произошло фашистское преступление, о котором немецкие СМИ предпочитают молчать до сих пор.
К слову сказать, с 2019 года, когда был выпущен фильм, официальные телеканалы в Германии так и не нашли в эфирной сетке вещания времени для показа «Remember Odessa. Не забудем, не простим». Но как признается режиссер, они находят место и время для антироссийской пропаганды и рассказывают о России такие глупости, что жители его родной страны все меньше доверяют официальным источникам, чаще обращаясь к альтернативным медиа.
— Просто восхищен белорусской столицей. Меня здесь приятно удивили отзывчивые люди, отличная инфраструктура и, конечно, возможность представить свой фильм новому кругу зрителей.
Один из героев ленты — французский военный журналист Адриан Боке — прибыл в Минск на фестиваль, чтобы лично представить фильм, хотя накануне был жестоко избит, по его словам, представителями СБУ:
— Недавно в Twitter я поделился своими фотографиями, которые доказывают, что бомбы, которыми атакуют Донбасс, — французские. Франция вмешана в эту войну, она совершила химическую атаку на Украину 11 августа 2022 года.
— Такое ощущение, что у нас кто-то хочет перехватить историческую повестку, красиво ее упаковать и подать нам свои смыслы, нам не привычные. Мы не должны поддаваться. Надо всегда помнить, кто наши герои, кто антигерои. Для затравки в легкой доступной форме минутных роликов мы решили напомнить молодым зрителям исторические факты. И как пишут они сами в комментариях и отзывах, ролики «заходят». Честно говоря, мы не ожидали такого интереса — уже два миллиона просмотров на YouTube.
Добавим, что с 2017 года в рамках фестиваля проводится конкурс молодежных короткометражных работ «Евразия.DOC: 4 минуты». И в этом году в качестве подарков победителям были вручены дорогостоящие гаджеты. Среди лауреатов молодежного конкурса — белорусский режиссер фильма «Остаться в живых» Оксана Канашиц.
С полным списком наград фестиваля можно ознакомиться на сайте eurasia.film.
viki@sb.by
Кстати, нынешний фест стал рекордным по количеству представленных работ: на конкурс «Евразия.DOC» было подано 215 заявок из 12 стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья. В короткую программу фестиваля вошло 32 фильма. За неделю их увидели тысячи кинозрителей двух городов. Жюри после долгих совещаний огласило свой вердикт буквально в пятницу вечером. И под занавес форума в минском кинотеатре «Беларусь» были вручены награды победителям.
Гран-при: «Remember Odessa. Не забудем, не простим»
Гран-при фестиваля «Евразия.DOC» взял режиссер из Германии Вильгельм Домке-Шульц за фильм «Remember Odessa. Не забудем, не простим», который рассказывает о печально известном теракте в одесском Доме профсоюзов. 2 мая 2014 года десятки невинных людей приняли там мучительную смерть, став жертвами пламени, ядовитого газа и жестокости головорезов. На вопрос, почему режиссер выбрал именно эту тему для своего документального исследования, Вильгельм Домке-Шульц отвечает:— До 2013 года у меня было много друзей в Украине, я работал на «Одесской киностудии», снимал там фильмы о сталинских временах. А когда в Доме профсоюзов случился теракт, это стало для меня настоящей трагедией, там пострадали люди, которых я знал лично. На мой взгляд, в Одессе 2 мая 2014 года произошло фашистское преступление, о котором немецкие СМИ предпочитают молчать до сих пор.
К слову сказать, с 2019 года, когда был выпущен фильм, официальные телеканалы в Германии так и не нашли в эфирной сетке вещания времени для показа «Remember Odessa. Не забудем, не простим». Но как признается режиссер, они находят место и время для антироссийской пропаганды и рассказывают о России такие глупости, что жители его родной страны все меньше доверяют официальным источникам, чаще обращаясь к альтернативным медиа.
— С 24 февраля 2022 года мой фильм находит все больше зрителей в Германии, немцы смотрят его с широко открытыми глазами и мечтают о денацификации не только в Украине, но и на Западе, где фашизм до сих пор не искоренен.Принимая приз фестиваля «Евразия.DOC», Домке-Шульц поблагодарил жюри за столь высокую оценку и пообещал вернуться в Минск с новыми фильмами:
— Просто восхищен белорусской столицей. Меня здесь приятно удивили отзывчивые люди, отличная инфраструктура и, конечно, возможность представить свой фильм новому кругу зрителей.
«Я не боюсь!»
Бурю зрительских эмоций вызвала работа российского режиссера Александра Тяпова «Украина. Когда открываются глаза». Это документальная история о том, как иностранные журналисты захотели лично разобраться в происходящих событиях, приехали в Украину и увидели реальность.Один из героев ленты — французский военный журналист Адриан Боке — прибыл в Минск на фестиваль, чтобы лично представить фильм, хотя накануне был жестоко избит, по его словам, представителями СБУ:
— Недавно в Twitter я поделился своими фотографиями, которые доказывают, что бомбы, которыми атакуют Донбасс, — французские. Франция вмешана в эту войну, она совершила химическую атаку на Украину 11 августа 2022 года.
Мы нашли остатки бомбы, а на них оказались французские надписи.Это неопровержимое доказательство. Нам повезло обнаружить номер и серию этого оружия. Я намерен продолжать работу в Донбассе. Для этого мне постоянно нужно продлевать визу. С этой целью две недели назад прилетел в Стамбул. Когда вышел из отеля, на меня напали два агента СБУ, но мне удалось отбиться. Несмотря на все произошедшее — а у меня во Франции остаются жена и шестилетняя дочь, — не боюсь угроз. Намерен просить о российском гражданстве или политического убежища у стран — союзниц России и продолжать работу. Через несколько недель, когда поправлюсь, вновь поеду в Донбасс и дальше буду делать свои репортажи, чтобы открывать западному миру правду о происходящих событиях.
Кино для молодых
Резонансным событием фестиваля стала презентация мультимедийного проекта «Беларусь. История». Это серия короткометражных анимационных роликов, увлекательные истории известных людей — от святой княгини Евфросинии Полоцкой, жившей в XII веке, до министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, почти нашего современника. «Беларусь. История» — один из удачных примеров формирования единого медиапространства Союзного государства. Примечательно, что за первый год своего существования видеоконтент собрал более миллиона просмотров. Сейчас эта цифра удвоилась. Один из создателей фильмов, программный директор фестиваля «Евразия.DOC» Валерий Шеховцов, уверен, что важной задачей воспитания молодежи в России и Беларуси должно быть уважение к общей истории:— Такое ощущение, что у нас кто-то хочет перехватить историческую повестку, красиво ее упаковать и подать нам свои смыслы, нам не привычные. Мы не должны поддаваться. Надо всегда помнить, кто наши герои, кто антигерои. Для затравки в легкой доступной форме минутных роликов мы решили напомнить молодым зрителям исторические факты. И как пишут они сами в комментариях и отзывах, ролики «заходят». Честно говоря, мы не ожидали такого интереса — уже два миллиона просмотров на YouTube.
Добавим, что с 2017 года в рамках фестиваля проводится конкурс молодежных короткометражных работ «Евразия.DOC: 4 минуты». И в этом году в качестве подарков победителям были вручены дорогостоящие гаджеты. Среди лауреатов молодежного конкурса — белорусский режиссер фильма «Остаться в живых» Оксана Канашиц.
БУДЬ В ТЕМЕ
В этом году впервые запланирована большая постфестивальная программа: показы фильмов — участников «Евразия.DOC» пройдут в городах Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.
В этом году впервые запланирована большая постфестивальная программа: показы фильмов — участников «Евразия.DOC» пройдут в городах Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.
С полным списком наград фестиваля можно ознакомиться на сайте eurasia.film.
viki@sb.by