Одежда превратилась в фастфуд, наносящий вред и здоровью, и природе
22.03.2019 13:29:36
Людмила МИНКЕВИЧ
“Мне нечего надеть!” — кто из нас не ловил себя на этой мысли, разбирая гардероб, а потом несся в магазин за очередной обновкой. Ведь как это — появиться на празднике в надеванном платье или носить пальто два сезона подряд? В эру fashion-блогеров и гуру моды из Instagram это становится даже неприличным. Но задумываемся ли мы о последствиях такого безудержного потребления?
Правила потребления сегодня диктует fast fashion — “быстрая мода”. Среднестатистический современный человек покупает на 60% больше одежды, чем 15 лет назад, и хранит ее вдвое меньше, приводит любопытные данные сотрудница Центра экологических решений Мария Сума:
— Если раньше компании выпускали 2—3 коллекции в год, то теперь — 7—8. Их задача — быстро произвести и быстро продать, потому что завтра тренды поменяются.
Одежду шьют, используя недорогие ткани и малооплачиваемый труд социально уязвимого населения развивающихся стран. Она получается дешевой, но недостаточно качественной, чтобы служить долго. В итоге идет на выброс так же быстро, как полиэтиленовые пакеты и одноразовая посуда. А ведь для ее производства тратятся неимоверные ресурсы. Только представьте, обращает внимание пресс-служба “Гринпис” России: на создание одной самой обычной футболки требуется до 2700 литров воды, пары джинсов — до 7000! А для производства синтетических тканей используется нефть — невозобновляемый природный ресурс. Кроме того, текстильный сектор является вторым по загрязнению после нефтегазовой отрасли. На его “совести” — 20% мирового индустриального загрязнения воды и выбросы углекислого газа в объеме 1,2 миллиарда тонн в год. А это больше, чем выбросы всей транспортной системы, включая самолеты и корабли.
Проблема и в качестве самого текстиля.
— С 2000 года значительно возросло использование синтетических материалов, — рассказывает Мария Сума. — При стирке таких тканей вымывается микропластик. Он попадает в сточные воды, затем — в реки, озера, моря, организмы рыб и морских животных, а потом и в наши тарелки.
Помимо этого, во многие ткани для придания им определенных свойств добавляют не самые безопасные химикаты. Например, в составе обивочных и портьерных тканей можно обнаружить антипирены — вещества, препятствующие горению. Они способны накапливаться в тканях нашего организма и вызывать заболевания щитовидной железы и другие нарушения эндокринной и нервной систем, говорит Мария Сума:
— Не лучшим составом могут похвастаться и краски, которые используются в текстильной отрасли. Особую опасность представляют принты и наклейки с ПВХ-основой. Поскольку сам по себе ПВХ твердый, для его пластификации добавляют фталаты. А это эндокринные разрушители, препятствующие деторождению и нормальному развитию человека. Маленьким детям и беременным женщинам с ними лучше вообще не контактировать.
— Чтобы удовлетворить спрос потребителя, производители вынуждены будут выращивать хлопок в огромных объемах. А это нереально сделать без использования большого количества земель и применения пестицидов. Кроме того, чтобы удешевить производство, будет снижаться заработная плата занятых в нем людей. Налицо — экологические и социальные проблемы.
Переход на натуральные ткани вряд ли изменит и ситуацию с образованием отходов.
— Возникла серьезная проблема с утилизацией текстиля. В большинстве случаев волокнистые изделия сжигают или выбрасывают вместе с другими твердыми отходами, так как переработать ткани сегодня очень сложно. За последние годы сильно поменялся состав текстиля. Ткань может состоять сразу из нескольких материалов, например, акрила, вискозы, полиэстера, — объясняет эксперт. — По этой же причине у нас в стране исчезли пункты, которые еще несколько лет назад принимали от населения текстиль. В мире существуют технологии, которые позволяют извлекать из ткани волокна разного типа. Но они слишком сложные и дорогие.
Бренды постепенно начинают осознавать проблемы текстильной отрасли и пытаются продвигать экологическую повестку. В частности, шведская компания H&M поставила цель перейти к 2030 году на стопроцентное использование переработанных и натуральных материалов при производстве одежды. Причем конечные продукты должны быть такими, чтобы их можно было потом переработать. Да, это ничтожные меры по сравнению с последствиями, которые имеет текстильная промышленность в целом, но, если не делать ничего, проблема точно не сдвинется с места.
— Многое зависит от производителей. Если бы они соблюдали принципы чистого, безотходного, справедливого производства, одежда не стоила бы так мало и люди не покупали бы ее так много. Если майка стоит 2 евро, можно и 10 штук купить. А если бы 20 евро, человек приобрел бы одну, — размышляет Мария Сума. — Естественно, может повлиять на изменение текстильной отрасли и государство. Например, стимулировать продажу местной продукции, ввести экологическую сертификацию на одежду или расширенную ответственность производителя за изготовление и ввоз синтетических тканей — похожая система работает с упаковкой.
И, разумеется, проблема не исчезнет, если не произойдет переоценка ценностей в умах потребителей. Ведь именно спрос рождает предложение. Компании не будут работать себе в убыток и производить вещи, которые никто не станет покупать.
• Потребляйте обдуманно. Не ведитесь на сезонные тренды, ориентируйтесь на особенности своей фигуры, внешнего вида — идет вам этот цвет или нет. Можно обратиться за помощью к консультанту по стилю, чтобы понять, что подходит под вашу фигуру, рост, цвет глаз и так далее.
• Соблюдайте принцип сочетаемого гардероба. Ваши вещи должны подходить друг к другу. Нет смысла покупать каждый раз целый комплект новой одежды.
• Обращайте внимание на товары местного производства. Но не игнорируйте состав и происхождение ткани.
• Покупайте одежду из натуральных тканей. Так в окружающую среду поступит меньше микропластика.
• Делайте покупки в магазинах секонд-хенд. Но это оправданно только в том случае, если соблюдаются два первых принципа. И в секонде можно накупить чемодан одежды. В таком случае более экологически дружественно приобрести одну дорогую вещь в брендовом магазине.
• Обменивайтесь вещами или дарите их. Часто случается — похудели, поправились, вещь разонравилась... Чтобы не отправлять ее в утиль, предложите ее друзьям или близким. А у них, возможно, найдется что-то для вас. У нас становятся популярными фримаркеты (их участники даром отдают ставшие ненужными им вещи) и благотворительные барахолки вроде KaliLaska.
• Берите одежду напрокат. Чтобы не покупать дорогие вечерние наряды, которые надеваются 1—2 раза за всю жизнь, берите их в аренду. Прокатные площадки снова возвращаются в моду.
• Ремонтируйте. Многие люди пренебрегают услугами ремонтных мастерских. Считают, что проще купить новое, чем отремонтировать старое. В то же время исследования говорят, что увеличение носки одежды в 2 раза уменьшает количество выбросов CO2 на 24%.
mila@sb.by
Правила потребления сегодня диктует fast fashion — “быстрая мода”. Среднестатистический современный человек покупает на 60% больше одежды, чем 15 лет назад, и хранит ее вдвое меньше, приводит любопытные данные сотрудница Центра экологических решений Мария Сума:
— Если раньше компании выпускали 2—3 коллекции в год, то теперь — 7—8. Их задача — быстро произвести и быстро продать, потому что завтра тренды поменяются.
Одежду шьют, используя недорогие ткани и малооплачиваемый труд социально уязвимого населения развивающихся стран. Она получается дешевой, но недостаточно качественной, чтобы служить долго. В итоге идет на выброс так же быстро, как полиэтиленовые пакеты и одноразовая посуда. А ведь для ее производства тратятся неимоверные ресурсы. Только представьте, обращает внимание пресс-служба “Гринпис” России: на создание одной самой обычной футболки требуется до 2700 литров воды, пары джинсов — до 7000! А для производства синтетических тканей используется нефть — невозобновляемый природный ресурс. Кроме того, текстильный сектор является вторым по загрязнению после нефтегазовой отрасли. На его “совести” — 20% мирового индустриального загрязнения воды и выбросы углекислого газа в объеме 1,2 миллиарда тонн в год. А это больше, чем выбросы всей транспортной системы, включая самолеты и корабли.
Проблема и в качестве самого текстиля.
— С 2000 года значительно возросло использование синтетических материалов, — рассказывает Мария Сума. — При стирке таких тканей вымывается микропластик. Он попадает в сточные воды, затем — в реки, озера, моря, организмы рыб и морских животных, а потом и в наши тарелки.
Помимо этого, во многие ткани для придания им определенных свойств добавляют не самые безопасные химикаты. Например, в составе обивочных и портьерных тканей можно обнаружить антипирены — вещества, препятствующие горению. Они способны накапливаться в тканях нашего организма и вызывать заболевания щитовидной железы и другие нарушения эндокринной и нервной систем, говорит Мария Сума:
— Не лучшим составом могут похвастаться и краски, которые используются в текстильной отрасли. Особую опасность представляют принты и наклейки с ПВХ-основой. Поскольку сам по себе ПВХ твердый, для его пластификации добавляют фталаты. А это эндокринные разрушители, препятствующие деторождению и нормальному развитию человека. Маленьким детям и беременным женщинам с ними лучше вообще не контактировать.
ДЕЛО ПРИНЦИПАМногие предлагают полностью заменить синтетические материалы на натуральные, например, хлопок. Но Мария Сума уверена, что это не решит проблему в условиях существования принципа быстрой моды:
В противовес fast fashion — “быстрой моде” — в 2007 году был придуман термин slaw fashion — “медленная мода”. Его ключевой принцип — качество важнее количества. Это направление призывает задуматься о воздействии текстильной промышленности на окружающую среду и замедлить темпы потребления путем выбора одежды, которая прослужит дольше.
— Чтобы удовлетворить спрос потребителя, производители вынуждены будут выращивать хлопок в огромных объемах. А это нереально сделать без использования большого количества земель и применения пестицидов. Кроме того, чтобы удешевить производство, будет снижаться заработная плата занятых в нем людей. Налицо — экологические и социальные проблемы.
— Возникла серьезная проблема с утилизацией текстиля. В большинстве случаев волокнистые изделия сжигают или выбрасывают вместе с другими твердыми отходами, так как переработать ткани сегодня очень сложно. За последние годы сильно поменялся состав текстиля. Ткань может состоять сразу из нескольких материалов, например, акрила, вискозы, полиэстера, — объясняет эксперт. — По этой же причине у нас в стране исчезли пункты, которые еще несколько лет назад принимали от населения текстиль. В мире существуют технологии, которые позволяют извлекать из ткани волокна разного типа. Но они слишком сложные и дорогие.
Бренды постепенно начинают осознавать проблемы текстильной отрасли и пытаются продвигать экологическую повестку. В частности, шведская компания H&M поставила цель перейти к 2030 году на стопроцентное использование переработанных и натуральных материалов при производстве одежды. Причем конечные продукты должны быть такими, чтобы их можно было потом переработать. Да, это ничтожные меры по сравнению с последствиями, которые имеет текстильная промышленность в целом, но, если не делать ничего, проблема точно не сдвинется с места.
— Многое зависит от производителей. Если бы они соблюдали принципы чистого, безотходного, справедливого производства, одежда не стоила бы так мало и люди не покупали бы ее так много. Если майка стоит 2 евро, можно и 10 штук купить. А если бы 20 евро, человек приобрел бы одну, — размышляет Мария Сума. — Естественно, может повлиять на изменение текстильной отрасли и государство. Например, стимулировать продажу местной продукции, ввести экологическую сертификацию на одежду или расширенную ответственность производителя за изготовление и ввоз синтетических тканей — похожая система работает с упаковкой.
И, разумеется, проблема не исчезнет, если не произойдет переоценка ценностей в умах потребителей. Ведь именно спрос рождает предложение. Компании не будут работать себе в убыток и производить вещи, которые никто не станет покупать.
МИРОВОЙ ОПЫТЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬ? СОВЕТЫ МАРИИ СУМЫ
Четыре года назад Министерство экономического сотрудничества и развития Германии инициировало переговоры политиков, производителей, представителей профсоюзов и бизнес-ассоциаций. Их итогом стало создание некоммерческой организации “Партнерство для устойчивого текстиля”. Ее представитель Андреас Эдель рассказал в беседе с корреспондентом “НГ”: “Миссия сообщества — улучшить социально-экономические и экологические условия, в которых существует текстильная промышленность. В составе организации — 126 членов, половина из них — компании, работающие на территории Германии”. Каждый из участников разрабатывает “дорожные карты” с описанием задач и сроком их выполнения. Среди них, например, отказ от использования тяжелых химикатов при производстве текстиля, наращивание производства органического хлопка и так далее. Компании, входящие в сообщество, понимают: не будут следовать экологическим трендам — останутся не у дел.
• Потребляйте обдуманно. Не ведитесь на сезонные тренды, ориентируйтесь на особенности своей фигуры, внешнего вида — идет вам этот цвет или нет. Можно обратиться за помощью к консультанту по стилю, чтобы понять, что подходит под вашу фигуру, рост, цвет глаз и так далее.
• Соблюдайте принцип сочетаемого гардероба. Ваши вещи должны подходить друг к другу. Нет смысла покупать каждый раз целый комплект новой одежды.
• Обращайте внимание на товары местного производства. Но не игнорируйте состав и происхождение ткани.
• Покупайте одежду из натуральных тканей. Так в окружающую среду поступит меньше микропластика.
• Делайте покупки в магазинах секонд-хенд. Но это оправданно только в том случае, если соблюдаются два первых принципа. И в секонде можно накупить чемодан одежды. В таком случае более экологически дружественно приобрести одну дорогую вещь в брендовом магазине.
• Обменивайтесь вещами или дарите их. Часто случается — похудели, поправились, вещь разонравилась... Чтобы не отправлять ее в утиль, предложите ее друзьям или близким. А у них, возможно, найдется что-то для вас. У нас становятся популярными фримаркеты (их участники даром отдают ставшие ненужными им вещи) и благотворительные барахолки вроде KaliLaska.
• Берите одежду напрокат. Чтобы не покупать дорогие вечерние наряды, которые надеваются 1—2 раза за всю жизнь, берите их в аренду. Прокатные площадки снова возвращаются в моду.
• Ремонтируйте. Многие люди пренебрегают услугами ремонтных мастерских. Считают, что проще купить новое, чем отремонтировать старое. В то же время исследования говорят, что увеличение носки одежды в 2 раза уменьшает количество выбросов CO2 на 24%.
mila@sb.by