Разговор с археологом Петром Федоровичем Лысенко
25.09.2013 22:05:19
— К сожалению, в нашей историографии до сих пор повторяют давнюю теорию о том, что Полоцк является колыбелью белорусской государственности. А это не так! Ведь параллельно и одновременно с Полоцким княжеством существовало Туровское, игравшее наиболее активную роль в развитии Киевского государства, поставляя туда своих князей на великокняжеский престол.
Туров — один из древнейших городов Беларуси. Впервые упоминается в 980 году. Он–то и был, по сути, колыбелью Великого княжества Киевского. В XI веке из шести великих киевских князей трое переходили на престол из Турова. Так, после смерти Владимира, или, как его называют, Крестителя, в 1015 году на киевский престол взошел туровский князь, его сын Святополк Владимирович. И в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, великого князя киевского, на киевском престоле оказался туровский князь Изяслав Ярославич. В 1093 году, после смерти последнего сына Ярослава Мудрого Всеволода Ярославича, престол перешел к Святополку Изяславичу, тоже из Туровского княжества. А уже в XII веке, в 1154 году, еще один туровский князь, Вячеслав Владимирович Мономашич, стал соправителем в Киеве Мстислава Владимировича. Это свидетельство того, какое важное место занимало Туровское княжество в системе древнерусских княжеств в те столетия.
— А как быть с исторической справедливостью? По своему социально–экономическому, политическому и культурному развитию южная Беларусь нисколько не уступала Полоцкому княжеству. И уровень ремесел тот же, и международная торговля... А связи с императорскими и королевскими домами у Туровского княжества такие же, как и у Киевского, и значительно большие, чем у Полоцкого. Кстати, древнейшая книга на белорусских землях — Туровское Евангелие XI века. В Древней Руси только одна такая книга — Остромирово Евангелие из Новгорода Великого, созданное в 1056 — 1057 годах. Туровское Евангелие написано тем же шрифтом, тем же размером, они очень похожи. К великому сожалению, книга сохранилась лишь частично. Осталось 10 листов, или 20 страниц, а Остромирово Евангелие насчитывает почти 300.
Да, огромную роль в развитии духовности и грамотности сыграла на севере Беларуси Евфросиния Полоцкая. Но ведь она только переписывала священные книги. Говоря современным языком, была издателем. Тем временем в Турове Кирилл писал свои оригинальные произведения. Сохранилось 58 текстов: слова, молитвы, посвящения... Уровень текстов такой, что можно смело утверждать, что он прославляет и Беларусь, и всю православную Русь своего времени. Ведь не зря его назвали «Златоуст, паче всех нам воссиявший на Руси». Представляете уровень — сравнение с Иоанном Златоустом! Не нашли современники другой фигуры для сравнения как по красоте слога, так и по эмоциональному воздействию.
— Это единственный древний город на территории Беларуси, который сохраняет свои топографические отличия. Сохранен детинец древнего Турова, остался окольный город, других таких мест у нас нет. Сейчас в отличие от остальных древних белорусских городов он свободен от застройки. Его можно восстановить, воспроизвести...
— А за границей есть подобные объекты?
— Нет... Я готов низко–низко поклониться Александру Серафимовичу Якобсону, бывшему предоблисполкома Гомельской области. Он взял на себя смелость, принял решение произвести раскопки древнего епископального храма и перекрыть его руины и остатки, соорудив над ними павильон из стекла и бетона. Чтобы использовать его как основу музея древнего Турова. И это было сделано. Над нами висели на страховочных тросах строители, монтажники, а мы внизу вели раскопки...
— Но ведь это огромные финансовые вложения.
— В Несвиж было вложено 202 миллиарда рублей в ценах 2006 года. В Мир — 101 миллиард. Павильон в Турове стоит миллиард. Один процент от Мира. Я понимаю, что интерес к магнатам и людям богатым был всегда, но мне кажется, что мы должны знать и то, как жили люди обыкновенные. У меня отношение к Несвижу специфическое. В 1648 году карательная экспедиция Радзивиллов уничтожила полностью, со всем населением, древний Пинск. Около 6.000 домов было сожжено.
— В чем же причина?
— В том году население Пинска изгнало польскую администрацию, которая навязывала католическую веру. Это случилось в октябре, а в январе уничтожили Туров. Мужское население ушло с казаками Богдана Хмельницкого. В городе остались женщины, старики, дети... До сих пор центральная площадь древнего Турова буквально напичкана костями... До сих пор она называется Красной, но не потому, что красивая, а из–за крови людской.
— Если бы у вас было много миллиардов, то что бы вы восстановили в первую очередь?
— Туров! Оборонительную стену по периметру детинца. Представляете, наши предки ее восстанавливали не раз, без помощи современной техники, а мы разве хуже? Пращуров следует уважать независимо от того, к какой вере они относились. Ведь если бы не они, то и нас бы сегодня не было.
...Эмоциональность не мешала Петру Федоровичу взвешивать каждое слово. А потом он показал мне уникальные находки из древнего Турова — свинцовые иконки с ликами святых.
Советская Белоруссия №181 (24317). Четверг, 26 сентября 2013 года.