Международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал открывает новую эру в развитии спорта
23.02.2024 14:15:00
Максим КОРОТКИН
Мастеру спорта по боксу не всегда легко понять мастера спорта по бегу. А у мастера спорта по шахматам ситуация и того хлеще: и образ мышления другой, и все ходы записаны. Но XXI век поставил перед всеми тремя одинаково глубокий этический вопрос в виде потенциального появления в олимпийской иерархии мастера спорта по компьютерным играм. И открывшиеся в Казани Игры будущего в концепции фиджитал — это такой себе «питекантроп», «недостающее звено», переходная форма от «спортсмена умелого» к «спортсмену разумному», простите за такое сравнение. От атлета «физического типа» к онлайн-олимпионику. Та самая перспектива, которая уже не будущее, но еще не совсем прошлое.
Маркетплейсы продают и покупают в сети, холодильник с Wi-Fi самостоятельно заказывает продукты, искусственный интеллект пишет книги, картины, музыку, создает видеоклипы и вообще способен посредством технологии deepfake заставить виртуального Илона Маска спеть песню «Трава у дома» голосом реального Сергея Скачкова. Еще немного, и мы, в полном соответствии с заветами фантаста Кира Булычева, начнем наблюдать за так любимыми его героем — пролетарием-андроидом Вертером — состязаниями роботов-гитаристов.
Спорт, основанный на принципах кибернетики, как самостоятельная единица в сонме классических спортивных дисциплин начал завоевывать сердца и сознание с началом нового тысячелетия. Его мировая аудитория растет на 8—9 % в год и к 2025-му составит более 640 млн человек. В России с 2016 года «компьютерный спорт» (это, кстати, его официальное наименование) включен в реестр Минспорта. И если когда-то это был стартап нескольких энтузиастов, то теперь — солидная организация с господдержкой и пулом партнеров уровня VK и «Росатома».
Это совершенно новая реальность, с которой нужно считаться тем больше, чем большее количество граждан допризывного возраста могут позволить себе электронную технику с последними разработками производителей видеокарт.
Киберспорт находится на стыке трех сущностей: спорт, шоу и технологии. Как только меняются технологии, становится другим киберспорт. Для новых гаджетов разработчики создают отдельные игры, организовывают особые турниры, и имя им легион, поскольку их много.
Самое главное, что мы ведь всегда это знали, правда?
«Телевизор мне природу заменил». Пророческая фраза Эдуарда Успенского, спетая его героем котом Матроскиным в 1975 году, ознаменовала погружение общества на первый уровень грядущей виртуальной действительности. Голубые экраны телеприемников переносили граждан в другую реальность. Дискретные видеокарты, оживившие самых фантастических чудовищ из снов разума, встроили пользователей в новую виртуальность. Постоянное совершенствование графики, звука, коммуникации в играх сформировали отдельную вселенную, которая все меньше пересекается с физическим миром игрока. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) расширяют границы игрового опыта, позволяя игрокам погрузиться в игровой мир более полно и реалистично.
Футбольные боссы из ФИФА и УЕФА начинают бить тревогу: молодежи все менее интересен «физический» спорт, зумерам физически трудно выдержать 90 минут на стадионе либо у телетрансляции. Чего же ждать от детей-альфа, рожденных в промежутке между 2010 и 2024 годом? Так что это все для них. Привычный нам спорт готовится к серьезному падению доходов. На чемпионате The International 2019 по Dota 2 разыграли 34 млн долларов, за 2018 год мировой рынок киберспорта составил 775 млн. По итогам 2023-го доходы гейм-спорта прогнозируются в размере 1,5 млрд. Не сверхприбыли от футбола, конечно. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.
«Классический» спорт, в первую очередь из-за своей классичности, понемногу начинает уступать позиции. И это данность. На пике зрительского внимания держатся те отрасли, которые способны «сделать шоу». Большая тройка из футбола, баскетбола и хоккея плюс локальные истории вроде бейсбола и регби в США, крикета в Англии и Австралии будет долго на плаву, поскольку обеспечивает удовольствие не только от просмотра, но и от атмосферы матчей на ультрасовременных стадионах.
Однако физически на игру мадридского «Реала» простому болельщику попасть крайне сложно и невероятно дорого. Для погружения в кибервселенную достаточно нажать две-три кнопки. Кроме того, у гейм-отрасли нет технологических границ.
Хотя, конечно, нельзя не признать, что гейм-спорт — это все-таки спорт. И из-за потенциально огромного числа спортсменов конкуренция здесь явно выше, чем в керлинге и метании копья. «Дети, послушайте, вы не можете просто все бросить и всю жизнь только играть в игры. Тут тоже очень большая конкуренция, так что вам нужно убедиться, что ваше будущее все-таки в безопасности, и уже свободное время посвящать тому, чтобы прокачивать себя в играх», — обратился к юным геймерам самый популярный стример Twitch Тайлер Ninja Блевинс.
Поэтому будущее наступило уже вчера. Осталось понять, каким оно станет завтра.
korotkin@sb.by
Торжество кибернетического спорта
Воля ваша, когда-то это должно было случиться: впервые в истории спорт и киберспорт объединились в одном турнире. Впрочем, чему здесь удивляться? Мир стремительно движется к постиндустриализму, переводя все что можно в онлайн-формат.Маркетплейсы продают и покупают в сети, холодильник с Wi-Fi самостоятельно заказывает продукты, искусственный интеллект пишет книги, картины, музыку, создает видеоклипы и вообще способен посредством технологии deepfake заставить виртуального Илона Маска спеть песню «Трава у дома» голосом реального Сергея Скачкова. Еще немного, и мы, в полном соответствии с заветами фантаста Кира Булычева, начнем наблюдать за так любимыми его героем — пролетарием-андроидом Вертером — состязаниями роботов-гитаристов.
Спорт, основанный на принципах кибернетики, как самостоятельная единица в сонме классических спортивных дисциплин начал завоевывать сердца и сознание с началом нового тысячелетия. Его мировая аудитория растет на 8—9 % в год и к 2025-му составит более 640 млн человек. В России с 2016 года «компьютерный спорт» (это, кстати, его официальное наименование) включен в реестр Минспорта. И если когда-то это был стартап нескольких энтузиастов, то теперь — солидная организация с господдержкой и пулом партнеров уровня VK и «Росатома».
Это совершенно новая реальность, с которой нужно считаться тем больше, чем большее количество граждан допризывного возраста могут позволить себе электронную технику с последними разработками производителей видеокарт.
Киберспорт находится на стыке трех сущностей: спорт, шоу и технологии. Как только меняются технологии, становится другим киберспорт. Для новых гаджетов разработчики создают отдельные игры, организовывают особые турниры, и имя им легион, поскольку их много.
Новая виртуальность
Вся эта история способна (и уже вызывает) приступы изжоги у привыкших к тотальному владению умами и чувствами публики классических продавцов удовольствия — ТВ, МОК и федераций по видам спорта: если подсчитать общие просмотры стримов онлайн-геймеров, то нетрудно заметить, что их аудитория приближается к общему числу футбольных болельщиков. К счастью для ФИФА, зачастую это одни и те же люди. Пока.Самое главное, что мы ведь всегда это знали, правда?
«Телевизор мне природу заменил». Пророческая фраза Эдуарда Успенского, спетая его героем котом Матроскиным в 1975 году, ознаменовала погружение общества на первый уровень грядущей виртуальной действительности. Голубые экраны телеприемников переносили граждан в другую реальность. Дискретные видеокарты, оживившие самых фантастических чудовищ из снов разума, встроили пользователей в новую виртуальность. Постоянное совершенствование графики, звука, коммуникации в играх сформировали отдельную вселенную, которая все меньше пересекается с физическим миром игрока. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) расширяют границы игрового опыта, позволяя игрокам погрузиться в игровой мир более полно и реалистично.
Футбольные боссы из ФИФА и УЕФА начинают бить тревогу: молодежи все менее интересен «физический» спорт, зумерам физически трудно выдержать 90 минут на стадионе либо у телетрансляции. Чего же ждать от детей-альфа, рожденных в промежутке между 2010 и 2024 годом? Так что это все для них. Привычный нам спорт готовится к серьезному падению доходов. На чемпионате The International 2019 по Dota 2 разыграли 34 млн долларов, за 2018 год мировой рынок киберспорта составил 775 млн. По итогам 2023-го доходы гейм-спорта прогнозируются в размере 1,5 млрд. Не сверхприбыли от футбола, конечно. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.
Мы наш, мы новый мир построим
Открывает ли фиджитал-спорт новую эру? И да и нет. С одной стороны, это попытка совместить то, что популярно уже и востребовано пока еще. С другой — это скорее попытка поймать будущий тренд, определить, что станет популярным через 10 лет, нежели утверждение, что спорт будет именно таким и никак иначе.«Классический» спорт, в первую очередь из-за своей классичности, понемногу начинает уступать позиции. И это данность. На пике зрительского внимания держатся те отрасли, которые способны «сделать шоу». Большая тройка из футбола, баскетбола и хоккея плюс локальные истории вроде бейсбола и регби в США, крикета в Англии и Австралии будет долго на плаву, поскольку обеспечивает удовольствие не только от просмотра, но и от атмосферы матчей на ультрасовременных стадионах.
Однако физически на игру мадридского «Реала» простому болельщику попасть крайне сложно и невероятно дорого. Для погружения в кибервселенную достаточно нажать две-три кнопки. Кроме того, у гейм-отрасли нет технологических границ.
Хотя, конечно, нельзя не признать, что гейм-спорт — это все-таки спорт. И из-за потенциально огромного числа спортсменов конкуренция здесь явно выше, чем в керлинге и метании копья. «Дети, послушайте, вы не можете просто все бросить и всю жизнь только играть в игры. Тут тоже очень большая конкуренция, так что вам нужно убедиться, что ваше будущее все-таки в безопасности, и уже свободное время посвящать тому, чтобы прокачивать себя в играх», — обратился к юным геймерам самый популярный стример Twitch Тайлер Ninja Блевинс.
Ну и конечно, гиподинамию и сколиоз в виртуальном мире отменить пока не удалось.
Но все же наука и техника достигли уровня невозврата: слово «невозможно» становится анахронизмом и заменяется сугубо деловыми терминами: сколько будет стоить, сколько времени займет разработка и кому это можно продать? Все уже привычные нам разработки вроде видеосвязи, взаимодействия с искусственным интеллектом, виртуальной и дополненной реальностью легко интегрируются в мир игр. Соревнования в Казани — подтверждение того, что эру игрового спорта уже не отменить. Поэтому будущее наступило уже вчера. Осталось понять, каким оно станет завтра.
korotkin@sb.by