Будславский фест включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
29.11.2018 15:32:24
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Хорошие (и долгожданные!) для всей Беларуси новости: Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества пополнился белорусским элементом. Вслед за «Колядными царями» — самобытным обрядом из деревни Семежево Копыльского района — признания на международном уровне добился Будславский фест. А это значит, что комитет ЮНЕСКО принял единогласное решение о включении торжества в честь почитания иконы Матери Божией Будславской в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Поможет ли почетный статус привлечь в Будслав больше туристов, почему традиция проведения феста ни разу не прерывалась и как попасть под всемирную охрану? В поисках ответов на эти и другие вопросы корреспонденты «СБ» отправились в самое сердце Мядельщины, куда в июле поклониться чудотворной иконе Божией Матери Будславской ежегодно приходят более 30 тысяч паломников из разных уголков Беларуси и из–за рубежа.
Летний праздник в честь иконы Божией Матери — событие для маленького Будслава действительно знаковое. Традиции принимать здесь паломников уже много лет — и она никогда не прерывалась. Даже в те годы, когда в костеле не было настоятеля, люди сами организовывались и приглашали других присоединиться к празднику. Местные рассказывают, как стелили постель пилигримам даже на кухне, укладывая гостей валетом — пространства хат едва хватало на всех верующих, которых с каждым новым фестом становилось все больше. В последние годы паломники живут в палаточном городке недалеко от костела, хотя жители Будслава все еще зазывают странников к себе домой: здесь по–прежнему принято делить с гостями хлеб и кров.
Чтобы вместе помолиться и поклониться чудотворной иконе Божией Матери, паломники проходят десятки, а то и сотни километров. Этот путь, уверяют, помогает очиститься, разобраться в себе, понять для себя что–то важное — из Будслава многие возвращаются совсем другими людьми. Нынешний настоятель костела ксендз Дмитрий Дубовик еще до своего назначения в Будслав сам не раз ходил в пилигримку:
— Для многих важно, чтобы их пеший путь закончился именно в храме возле иконы покровительницы Беларуси. Я, бывало, предлагал совершить таинство исповеди в дороге, но многим верующим важно прийти к этому именно в костеле, в том месте, которое Матерь Божия выбрала для своей особой хвалы.
В религиозном плане включение Будславского феста в список нематериального культурного наследия человечества вряд ли на что–то повлияет, считает ксендз Дмитрий. О фесте и так знают все католики, и ходить в пилигримку на Мядельщину они будут независимо от того, числятся ли торжества в международных списках. Другое дело туристы. Для развития экскурсионного потенциала не только Будслава, но и всего региона такой статус имеет большое значение:
— Туристические агентства смогут привозить к нам больше групп, а со временем, уверен, подтянутся и туристы, предпочитающие самостоятельно планировать свой досуг. Это приведет и к развитию региона в целом, ведь по пути можно посмотреть памятники архитектуры в Парафьяново, Докшицах, Глубоком — ближайших к нам экскурсионных маршрутов. Надеюсь, наладится и инфраструктура. Есть, например, проблемы с транспортным сообщением. Для меня как настоятеля важно не только то, чтобы приезжали туристы из других стран, но и чтобы местные верующие смогли добраться до костела.
Преемственность и народная преданность — два столпа, благодаря которым из религиозного торжества локального масштаба Будславский фест со временем превратился в живое национальное достояние. По сути, это и есть главный критерий попадания в список нематериального культурного наследия. Еще один важный момент: праздник в честь почитания иконы Матери Божией Будславской объединяет людей разных конфессий, возрастов и социальных статусов уже более четырех веков. В Будславе сумели не только сохранить традицию, но и передать ее по наследству:
— Это самое главное для нас сегодня — чтобы традиция проведения фестиваля не прерывалась. Иначе может повториться ситуация, которая уже произошла в Белыничах: там был и костел, и икона Матери Божией Белыничской, но традиция торжеств прервалась, а со временем и вовсе исчезла. Сейчас, правда, потихоньку возрождается.
Попадание в список нематериального культурного наследия — тот самый кирпичик, который вносит Беларусь в фундамент своей идентификации на международном уровне, считает ведущий специалист Института повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета культуры и искусств Елена Калиновская:
— В 2014 году Будславский фест попал в Государственный список историко–культурных ценностей Беларуси. Для этого мы в том числе получили письменно зафиксированное согласие жителей Будслава — носителей этой традиции. Затем началась работа с ЮНЕСКО. Подготовка досье заняла около года. Заявку комиссия рассматривала еще полтора года. Итого считайте: весь процесс растянулся почти на 4 года! Обратите внимание: в Репрезентативном списке ЮНЕСКО Будславский фест — первый элемент. Этот список не включает в себя традиции, которые нужно срочно спасать и сохранять (как, например, обряд «Колядные цари»). Его цель, скорее, просветительская — представить миру формы культурного самовыражения, которые свидетельствуют о разнообразии нематериального наследия. Попадание в Репрезентативный список означает, что Будславский фест сохранился в лучшем виде, традиция продолжает развиваться, имеет последователей.
ИНТЕРЕСНО
Икона Божией Матери Будславской — одна из наиболее почитаемых католических святынь в Беларуси. Согласно церковной истории, первым ее владельцем был Папа Римский Климент VIII, который в 1598 году подарил образ минскому воеводе Яну Пацу. После его смерти икона перешла капеллану Исаку Солакаю, а от него — Будславскому монастырю бернардинцев. Икона прославилась чудесами излечения: одним помогла от болезней, бесплодным парам подарила дитя. В рукописной книге «Зодиак на земле» 1650 года Элевтер Зелеевич рассказал более чем о сорока чудесных исцелениях и благодеяниях иконы.
ЖДЕМ
Следующим под всемирную охрану может попасть обряд «Юровский хоровод». Беларусь уже направила соответствующую заявку на рассмотрение комитетом ЮНЕСКО. Вопрос о включении «Юровского хоровода» в список нематериального культурного наследия будет решаться в декабре 2019 года.
leonovich@sb.by
Поможет ли почетный статус привлечь в Будслав больше туристов, почему традиция проведения феста ни разу не прерывалась и как попасть под всемирную охрану? В поисках ответов на эти и другие вопросы корреспонденты «СБ» отправились в самое сердце Мядельщины, куда в июле поклониться чудотворной иконе Божией Матери Будславской ежегодно приходят более 30 тысяч паломников из разных уголков Беларуси и из–за рубежа.
Летний праздник в честь иконы Божией Матери — событие для маленького Будслава действительно знаковое. Традиции принимать здесь паломников уже много лет — и она никогда не прерывалась. Даже в те годы, когда в костеле не было настоятеля, люди сами организовывались и приглашали других присоединиться к празднику. Местные рассказывают, как стелили постель пилигримам даже на кухне, укладывая гостей валетом — пространства хат едва хватало на всех верующих, которых с каждым новым фестом становилось все больше. В последние годы паломники живут в палаточном городке недалеко от костела, хотя жители Будслава все еще зазывают странников к себе домой: здесь по–прежнему принято делить с гостями хлеб и кров.
Чтобы вместе помолиться и поклониться чудотворной иконе Божией Матери, паломники проходят десятки, а то и сотни километров. Этот путь, уверяют, помогает очиститься, разобраться в себе, понять для себя что–то важное — из Будслава многие возвращаются совсем другими людьми. Нынешний настоятель костела ксендз Дмитрий Дубовик еще до своего назначения в Будслав сам не раз ходил в пилигримку:
— Для многих важно, чтобы их пеший путь закончился именно в храме возле иконы покровительницы Беларуси. Я, бывало, предлагал совершить таинство исповеди в дороге, но многим верующим важно прийти к этому именно в костеле, в том месте, которое Матерь Божия выбрала для своей особой хвалы.
В религиозном плане включение Будславского феста в список нематериального культурного наследия человечества вряд ли на что–то повлияет, считает ксендз Дмитрий. О фесте и так знают все католики, и ходить в пилигримку на Мядельщину они будут независимо от того, числятся ли торжества в международных списках. Другое дело туристы. Для развития экскурсионного потенциала не только Будслава, но и всего региона такой статус имеет большое значение:
— Туристические агентства смогут привозить к нам больше групп, а со временем, уверен, подтянутся и туристы, предпочитающие самостоятельно планировать свой досуг. Это приведет и к развитию региона в целом, ведь по пути можно посмотреть памятники архитектуры в Парафьяново, Докшицах, Глубоком — ближайших к нам экскурсионных маршрутов. Надеюсь, наладится и инфраструктура. Есть, например, проблемы с транспортным сообщением. Для меня как настоятеля важно не только то, чтобы приезжали туристы из других стран, но и чтобы местные верующие смогли добраться до костела.
Преемственность и народная преданность — два столпа, благодаря которым из религиозного торжества локального масштаба Будславский фест со временем превратился в живое национальное достояние. По сути, это и есть главный критерий попадания в список нематериального культурного наследия. Еще один важный момент: праздник в честь почитания иконы Матери Божией Будславской объединяет людей разных конфессий, возрастов и социальных статусов уже более четырех веков. В Будславе сумели не только сохранить традицию, но и передать ее по наследству:
— Это самое главное для нас сегодня — чтобы традиция проведения фестиваля не прерывалась. Иначе может повториться ситуация, которая уже произошла в Белыничах: там был и костел, и икона Матери Божией Белыничской, но традиция торжеств прервалась, а со временем и вовсе исчезла. Сейчас, правда, потихоньку возрождается.
Попадание в список нематериального культурного наследия — тот самый кирпичик, который вносит Беларусь в фундамент своей идентификации на международном уровне, считает ведущий специалист Института повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета культуры и искусств Елена Калиновская:
— В 2014 году Будславский фест попал в Государственный список историко–культурных ценностей Беларуси. Для этого мы в том числе получили письменно зафиксированное согласие жителей Будслава — носителей этой традиции. Затем началась работа с ЮНЕСКО. Подготовка досье заняла около года. Заявку комиссия рассматривала еще полтора года. Итого считайте: весь процесс растянулся почти на 4 года! Обратите внимание: в Репрезентативном списке ЮНЕСКО Будславский фест — первый элемент. Этот список не включает в себя традиции, которые нужно срочно спасать и сохранять (как, например, обряд «Колядные цари»). Его цель, скорее, просветительская — представить миру формы культурного самовыражения, которые свидетельствуют о разнообразии нематериального наследия. Попадание в Репрезентативный список означает, что Будславский фест сохранился в лучшем виде, традиция продолжает развиваться, имеет последователей.
ИНТЕРЕСНО
Икона Божией Матери Будславской — одна из наиболее почитаемых католических святынь в Беларуси. Согласно церковной истории, первым ее владельцем был Папа Римский Климент VIII, который в 1598 году подарил образ минскому воеводе Яну Пацу. После его смерти икона перешла капеллану Исаку Солакаю, а от него — Будславскому монастырю бернардинцев. Икона прославилась чудесами излечения: одним помогла от болезней, бесплодным парам подарила дитя. В рукописной книге «Зодиак на земле» 1650 года Элевтер Зелеевич рассказал более чем о сорока чудесных исцелениях и благодеяниях иконы.
ЖДЕМ
Следующим под всемирную охрану может попасть обряд «Юровский хоровод». Беларусь уже направила соответствующую заявку на рассмотрение комитетом ЮНЕСКО. Вопрос о включении «Юровского хоровода» в список нематериального культурного наследия будет решаться в декабре 2019 года.
leonovich@sb.by