Брестская таможня констатирует: с экономической точки зрения нынешний год выдался весьма успешным. В январе – сентябре таможня перечислила в республиканский бюджет доходы на сумму свыше 711 миллионов рублей. Количество проследовавших через границу грузовых автомобилей и железнодорожных составов увеличилось на 16 и 8 процентов соответственно. Традиционно в ноябре и первые недели декабря наблюдается активность грузоперевозчиков и увеличение транспортного потока. Посмотрели, как работает самый крупный международный автодорожный пункт таможенного оформления на границе ЕС и ЕАЭС – пост «Козловичи» Брестской таможни.
Без замедления
Месяц назад очередь из большегрузных автомобилей по дороге на оформление в «Козловичи» растягивалась на 20 километров. Водители томились в ожидании по несколько дней. Что же вызвало такой транспортный затор на границе? Произошли сбои в работе электронно-информационной системы, поэтому оформление транспортных средств растянулось по времени. Сейчас все вернулось к нормальному режиму работы.
Небольшую очередь с белорусской стороны мы увидели, но это связано с работой польских коллег, говорят сами дальнобойщики.
– Сегодня долго приходится ждать оформления на сопредельной стороне. При въезде в Беларусь в польских «Кукурыках» стоял сутки, очередь на 13 километров, – посетовал белорусский водитель Глеб, который работает на российского перевозчика.
Брестская таможня постоянно работает над улучшением условий пересечения границы. В 2021 году завершена реконструкция поста «Верхний Теребежов». Его проектная пропускная способность увеличилась более чем в два раза. Теперь он является одним из самых крупных пунктов таможенного оформления на украинском направлении. Предстоит реконструкция ПТО «Варшавский мост», «Мокраны» и «Козловичи».
Ускорение грузопотока
Из-за пандемии поток физических лиц, автобусов и личных транспортных средств снизился. А вот грузов стало перемещаться больше. Из ЕС на территорию ЕАЭС автотранспортом ввозятся высокотехнологичные товары, химическая продукция, детские товары. В Европу – мебель, изделия из пластмассы, кровельные и облицовочные материалы.
– Пришли к хорошим результатам, несмотря на непростую эпидситуацию в мире. Фактическое поступление в республиканский бюджет таможенных и иных платежей за 9 месяцев текущего года превысило уровень аналогичного периода прошлого года на 58 процентов и составило свыше 711 миллионов рублей. Таким образом, каждый день Брестская таможня пополняет бюджет на сумму, эквивалентную миллиону долларов, – рассказал начальник Брестской таможни Сергей Якута.
Маршрут построен
Наряду с уже внедренными в таможенную практику электронными технологиями пришло время создания единой системы контроля за транзитом товаров по таможенной территории ЕАЭС, значительная роль в которой отведена навигационным пломбам.
На посту «Козловичи» нам показали, как это делается. Автомобиль ставится у рампы. Подходит сотрудник. Время наложения пломбы – 5–15 минут. Быстро, а еще надежно.
– В начале 2019 года провели эксперимент по применению данной системы. Опыт применения навигационных устройств для отслеживания транзитных грузов признан успешным, – констатировал начальник Брестской таможни Сергей Якута.
Для чего нужна навигационная пломба? Для того, чтобы онлайн контролировать перемещение транспортных средств, оперативно реагировать на возникающие нештатные ситуации, такие, как, к примеру, отклонение от маршрута или несанкционированное вскрытие грузового отсека.
В Беларуси навигационные пломбы используются с 2020 года. Правовой основой для их применения является постановление Совета Министров от 25 мая 2020 года № 311, которое предусматривает использование навигационных устройств в качестве альтернативы таможенному сопровождению при маршрутизации перевозки, а также в качестве обязательного условия осуществления транзитных перевозок грузов с территории Литвы.
Уже сейчас можно говорить, что данная система расширит сферу своего использования на территории всего ЕАЭС.
Неразрушающий контроль
Нагрузка на сотрудников поста «Козловичи», пожалуй, самая высокая на всей белорусско-польской границе. В сутки здесь проходят свыше тысячи автомобилей. Как увидеть груз, который перевозится незаконно?
Сегодня досматривается мизерный процент автомобилей из потока. Выделяют их по целому набору признаков, которые дают основания усомниться в содержимом фуры. А досматривать груз помогает рентгеновская техника – стационарный и передвижной автомобильные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). «Неразрушающий контроль», как его еще называют. В 2017 году в Бресте появился и железнодорожный ИДК – единственный в Беларуси. Сканирующая техника значительно облегчает работу сотрудникам таможни, позволяет повысить эффективность осмотра при сокращении времени нахождения транспорта в пункте пропуска и ускорить прохождение товаров через границу.
Наблюдаем, как работает стационарный ИДК в «Козловичах».
– Разумеется, не каждую машину инспектор отправляет под сканер, – рассказывает начальник поста Дмитрий Ковалев, однако не раскрывает профессионального секрета, по каким признакам из вереницы автомобилей – фур, похожих как две капли воды, выбирают подозрительную.
Это слово в таможне, конечно, никто не произносит, дальнобойщика вежливо просят стать «под рентген». Раньше машины вскрывали и досматривали грузы вручную. Теперь фура заходит под рамку, и рентгеновские лучи просвечивают ее насквозь. Среднее время сканирования одной машины – 2,5 минуты. Все происходит очень быстро. Каждый водитель ценит время, и, если не везет контрабанду, бояться ему нечего. В том числе и радиации. Когда идет контроль, водитель обязан покинуть кабину.
Ежегодно с применением сканирующей техники в Брестской таможне осматривается свыше 230 тысяч транспортных средств. За январь – сентябрь текущего года с применением ИДК выявлены 191 факт незаконного перемещения через границу товаров общей оценочной стоимостью свыше 22 миллионов рублей.
Система способна обнаружить замаскированный тайник, даже если его устроили в самом центре груженой фуры. Так, в феврале 2017 года при помощи стационарного ИДК на посту «Козловичи» была обнаружена рекордная для этого участка границы партия ввозившихся наркотических средств: в стенке полуприцепа-рефрижератора находилось 350 брикетов гашиша общим весом почти 300 килограммов. А в декабре 2020 года на этом же ИДК внутри следовавшего технологического оборудования «неразрушающий контроль» высветил почти 182 килограмма экстази.