В Дрибинском районе учат некогда практически забытому мастерству плетения лаптей
16.03.2024 19:30:00
Ольга БЕБЕНИНА
В ноябре 2011 года традиционная технология плетения лаптей Дрибинского района была внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Дом ремесел в агрогородке Коровчино Дрибинского района Могилевщины — популярное место у туристов и местных жителей. Первых интересует большая экспозиция предметов старины, вторых собирают вместе различные мастер-классы — по вышивке, ткачеству, изготовлению обрядовых кукол, лозоплетению и не только. В числе прочего тут учат и некогда практически забытому мастерству плетения лаптей.
Именно сотрудники Дома ремесел некоторое время назад вернули это искусство к жизни, собирая по крупицам воспоминания и перенимая знания у старожилов. Сейчас народные традиции осваивают даже самые маленькие коровчинцы в детском кружке «Лапоточек». Поскольку из лыка — материала непростого и жесткого — ребячьи пальчики лапоть не сплетут, подрастающее поколение тренируется на соломке и крафтовой бумаге. А взрослые делают уже настоящие «плетенки», которые, кстати, стали одной из визитных карточек района.
История дрибинских лаптей насчитывает не одну сотню лет, причем использовалась такая обувь вплоть до 1930-х годов, а также пригодилась после Великой Отечественной войны — в деревне, понятное дело, туфлями и сапогами было не разжиться. Хотя лапоть — вещь довольно непрактичная. Сплести пару можно за сутки, а активной носки они выдерживают всего пару дней. По этой причине крестьяне, отправляясь в дорогу, большую ее часть шли босиком, неся лапти на плече подвешенными за оборы (сплетенные особым способом веревки-завязки), — это можно увидеть на картинах художников.
Чтобы весь год плести лапти, в июне — июле заготавливали луб или лыко (внутренняя часть древесной коры). Чаще всего для этих целей использовали липу. Не зря стало устойчивым выражение «ободрать как липку». Лыко распускали на полоски, скручивали в мотки и сушили. А перед тем как плести из него лапти, варили, чтобы материал стал более податливым и мягким.
Поскольку лапти были неотъемлемой частью национальной культуры, с ними связаны и различные приметы. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», — так описывал русскую народную традицию поэт Василий Жуковский. А в белорусских деревнях гадали на лапоть: куда мысок покажет, оттуда и женихов ждать.
bebenina@sb.by
Дом ремесел в агрогородке Коровчино Дрибинского района Могилевщины — популярное место у туристов и местных жителей. Первых интересует большая экспозиция предметов старины, вторых собирают вместе различные мастер-классы — по вышивке, ткачеству, изготовлению обрядовых кукол, лозоплетению и не только. В числе прочего тут учат и некогда практически забытому мастерству плетения лаптей.
Именно сотрудники Дома ремесел некоторое время назад вернули это искусство к жизни, собирая по крупицам воспоминания и перенимая знания у старожилов. Сейчас народные традиции осваивают даже самые маленькие коровчинцы в детском кружке «Лапоточек». Поскольку из лыка — материала непростого и жесткого — ребячьи пальчики лапоть не сплетут, подрастающее поколение тренируется на соломке и крафтовой бумаге. А взрослые делают уже настоящие «плетенки», которые, кстати, стали одной из визитных карточек района.
История дрибинских лаптей насчитывает не одну сотню лет, причем использовалась такая обувь вплоть до 1930-х годов, а также пригодилась после Великой Отечественной войны — в деревне, понятное дело, туфлями и сапогами было не разжиться. Хотя лапоть — вещь довольно непрактичная. Сплести пару можно за сутки, а активной носки они выдерживают всего пару дней. По этой причине крестьяне, отправляясь в дорогу, большую ее часть шли босиком, неся лапти на плече подвешенными за оборы (сплетенные особым способом веревки-завязки), — это можно увидеть на картинах художников.
Вторая жизнь нехитрой обуви
Издавна плетение лаптей считалось исключительно мужским занятием, но сейчас в Дрибинском районе этим занимаются женщины. Оригинальные изделия местных мастериц получают награды на различных фестивалях и конкурсах, активно раскупаются на районных, областных, республиканских и международных ярмарках. При этом понаблюдать в режиме онлайн за тем, как создаются лапти, собираются многочисленные зрители. А еще местную лыковую обувь можно увидеть в картинах, снятых на студии «Беларусьфильм», в музеях и частных коллекциях.Лыко вязать
Традиционные белорусские лапти имеют ряд особенностей. Например, в отличие от российских у них не косое, а прямое плетение — «решетка». Также разнится и техника изготовления: у нас их начинали плести с мыска, у соседей — с задника. А еще в каждой местности у традиционной крестьянской обуви были свои признаки. Дрибинские лапти довольно узнаваемы, их еще называют зрячими: между подошвой и петельками под оборы оставлялись отверстия — так называемые глазки. Поэтому лапотки, особенно женские, выглядели очень изящно.Чтобы весь год плести лапти, в июне — июле заготавливали луб или лыко (внутренняя часть древесной коры). Чаще всего для этих целей использовали липу. Не зря стало устойчивым выражение «ободрать как липку». Лыко распускали на полоски, скручивали в мотки и сушили. А перед тем как плести из него лапти, варили, чтобы материал стал более податливым и мягким.
Поскольку лапти были неотъемлемой частью национальной культуры, с ними связаны и различные приметы. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», — так описывал русскую народную традицию поэт Василий Жуковский. А в белорусских деревнях гадали на лапоть: куда мысок покажет, оттуда и женихов ждать.
bebenina@sb.by