Ставки ценою в будущее: что происходит в США после выборов
15.11.2024 07:49:00
Антон ПОПОВ
После убедительной победы Дональда Трампа прошло больше недели, и по случившимся за это время событиям, назначениям в новую администрацию и комментариям самого триумфатора и его соратников можно наметить контуры грядущих изменений внутренней и внешней политики США.
Пит Хегсет скоро возглавит Пентагон.
Звезды и полосы
Главной особенностью переходной команды является приглашение ряда деятелей, лояльных лично Трампу и не имеющих явных связей с «глубинным государством».Среди них выделяются будущий министр обороны, а пока ведущий Fox News Пит Хегсет, отставной конгрессмен и экс-глава Национальной разведки Джон Рэтклифф, который должен занять кресло главы ЦРУ, а также претендующий на пост генпрокурора «самый жесткий конгрессмен Америки» Мэтт Гетц.
Впрочем, если назначение Рэтклиффа и Гетца нельзя назвать в полном смысле этого слова сенсацией — первый разоблачил фейки о вмешательстве России в выборы 2016 года и привлек интерес к ноутбуку Хантера Байдена, а второй устроил «восстание» в Палате представителей против пошедшего на сделку с демократами спикера Маккарти, — то фигура потенциального главы Пентагона вызывает неподдельный интерес. Сорокачетырехлетний ветеран войн в Ираке и Афганистане, автор книги «Американский крестовый поход» Пит Хегсет пока что самая колоритная фигура в дрим-тим Трампа. Он сторонник христианского сионизма, адепты которого уверены, что возвращение иудеев на Святую землю и возведение Третьего храма является исполнением библейских пророчеств и христиане должны помогать им осуществиться.
Наиболее вероятная причина столь нетипичной кандидатуры, которую, впрочем, другие республиканцы восприняли спокойно, — крайняя лояльность Хегсета Трампу. Этот фактор решает два важных для нового президента вопроса. Во-первых, больше не будет проблем в коммуникации, которые регулярно возникали у Трампа с руководством Пентагона на первом сроке. Во-вторых, как пишет The Wall Street Journal, 47‑й президент задумал создание «военного совета», который поставит под контроль лоббистов ВПК и позволит заменить ставленников экс-главы Объединенного комитета начальников штабов Марка Милли, для чего Трампу понадобится надежный человек во главе армии.
Крайне интересна и кандидатура главы Национального разведывательного сообщества. На эту должность Трамп назначил ветерана Иракской кампании Тулси Габбард. До 2022 года она состояла в демпартии, хотя и резко выделялась в среде «ослов» своими независимыми суждениями, но затем перешла на сторону «слонов» и стала одним из ярких светил на республиканском небосводе.
Бывшие сопартийцы немедленно записали Габбард в российские шпионки за комментарии агентству RT и критику администрации Байдена за поддержку киевского режима. В Украине она, кстати, внесена на ставший притчей во языцех сайт «Миротворец», что намекает на очень непростые отношения Зеленского и компании с будущей главной разведчицей США.Издание The Telegraph, комментируя выдвинутую Трампом кандидатуру, предрекает серьезнейшую встряску американского разведсообщества. Учитывая, что ранее Габбард предлагала блокировать деятельность АНБ в Сирии, призывала к помилованию Сноудена и Ассанжа, а также поддержала российские заявления о размещении американских биолабораторий в Украине, привыкших к беззаконной вольнице шпионов под звездно-полосатым флагом ждут непростые времена.
Большой переполох
Ревизия ожидает всю бюрократическую систему США. Для контроля расходов бюджета и оптимизации федеральных агентств Трамп создал отдельный департамент эффективности правительства (DOGE), который поручил Илону Маску и экс-кандидату в президенты Вивеку Рамасвами. Достанется и мигрантам-нелегалам: реализацией обещанной массовой депортации займется Том Хоман, который уже был «царем границы» в первую каденцию Трампа.На внутреннем треке Америку ждет большая встряска, сокращение неэффективных структур и попытка рационализации системы управления. А вот на внешнем контуре пока доля медиадомыслов превышает объем конкретики.Впрочем, и здесь, исходя из взглядов подтвержденных назначенцев, можно выделить несколько магистральных линий. Во-первых, Украину многие чиновники новой администрации воспринимают как токсичный актив, а это значит, что, если Трамп действительно хочет быстро закончить конфликт, серьезного внутреннего сопротивления он не встретит. Во-вторых, военно-дипломатический центр тяжести переносится на Ближний Восток и в Тихоокеанский регион, где США станут действовать еще агрессивнее.
Новая команда Трампа — явление для американской политики нетипичное. Избранный президент явно старается создать эффективный инструмент из полностью разделяющих его убеждения управленцев. А вот куда будет направлено это оружие, на борьбу с «глубинным государством» или на внешних противников, покажет лишь время.
popov@sb.by