Уроки патриотизма. Как лучший школьный военрук Могилевской области воспитывает у ребят любовь к своей стране
21.11.2024 12:52:00
Ольга КИСЛЯК
«Равняйсь! Смирно! На первый-второй рассчитайсь!» Ребята в зеленых гимнастерках дружно выстраиваются в ряд. Затем по команде маршируют и поют: «Пограничники не спят, на посту всегда стоят!» «Пограничникам» по 14–15 лет, они готовятся к конкурсу смотра строя и песни. В средней школе № 40 Могилева не один такой отряд, есть еще «Десантники», «Танкисты», «Спецназовцы». У каждого – свои форма, шеврон, девиз, песня.
Право быть в знаменной группе получают самые достойные школьники
Строевая подготовка перетекает в огневую: школьники приступают к разборке-сборке макета автомата Калашникова. Девятиклассник Захар Бусел справляется с заданием за 52 секунды. «В норматив уложился», – лаконично одобряет военрук.
Захар в далеком будущем видит себя айтишником, в ближайшем – солдатом-срочником:
– В моем роду все служили: дед, отец. И я буду. Потому что уверен: настоящий мужчина должен пройти эту школу жизни. Занятия, которые проводит Виталий Олегович, помогают подготовиться к армии. И никогда не будут лишними: сильный телом и духом человек сможет постоять за близких, за свою страну.
Несколько лет назад в 9–11-х классах школы проводили опрос, кто пойдет в армию, – рук никто не поднял. Сейчас – через одного: парни готовы служить, хотят отдать долг Родине.
Одиннадцатиклассник Никита Смоляков планирует поступать в Университет гражданской защиты МЧС, активно участвует в слетах юных спасателей-пожарных: от городских до республиканских. Он за главного в знаменной группе (туда попадают самые достойные с одобрения педсовета) на торжественной линейке, в праздники. А еще вошел в число лучших школьников города, удостоенных чести нести почетную Вахту Памяти у Вечного огня на площади Славы. Три года подряд был начальником почетного караула:
– Впервые заступив на Вахту Памяти в День Победы, испытал гамму чувств: волнение, гордость, восторг! Люди шли, чтобы отдать дань памяти тем, кто приближал Победу. А я вспоминал прадеда, который погиб, освобождая Беларусь.
Военрук Виталий Ходанович ведет занятие по строевой подготовке
– В Великую Отечественную один мой прадед был тяжело ранен, попал в плен, бежал, второй трижды горел в танке. Они выстояли, победили. Теперь наша очередь сберечь оставленное героями наследие, приумножить, работать во имя мира. А укрепить страну мы сможем, если будем едины.
Каролине Мансуровой уроки по военно-патриотическому воспитанию помогли освоить навыки первой помощи:
– Смогу обработать рану, наложить шину. А еще на занятиях мы учимся дисциплине, взаимопомощи. Когда моя подруга Ангелина Лукьянова узнала, что будет участвовать в городской военно-патриотической игре, вместе в тир ходили, учились стрелять.
В наше неспокойное время, когда война фактически идет у нас за дверью, ребята понимают, что белорусы не хотят войны, но готовы отстаивать свои суверенитет и независимость, уверяет военрук Ходанович:
– Как это делал наш народ в 1941–1945-м. Чтобы не забывать этого, смотрим фильмы, ездим на экскурсии по памятным местам, занимаемся исследовательской работой.
На уроке памяти в кабинете истории
– Родился в Буйничах, пацаном бегал на легендарное поле, где еще не было мемориального комплекса, но сохранились окопы и траншеи. О том, что здесь творилось, знал от деда, который в войну был подростком. И сегодня, рассказывая детям о подвигах земляков, напоминаю, что многим героям, в частности подпольщикам, было, как им сейчас, – по 13–16 лет. На уроки мужества, памяти приглашаем ветеранов, военных, представителей МВД, ОМОНа, МЧС. Школьники участвуют в играх «Зарничка», «Зарница», «Орленок». Проходя полосу препятствий, осознают, что их предкам приходилось ползти зимой по болотам под шквальным огнем противника.
В кабинете истории, где расположена музейная экспозиция, знакомимся с пятиклассником Сашей Саблиным. Школьник признается, что посмотрел уже 13 документальных фильмов о войне, изучил много исторической литературы:
– Думаю, на летних каникулах мог бы водить экскурсии по Могилеву.
СКАЗАНО
Анна Царенкова, заместитель директора по воспитательной работе:
– Всего в школе 1615 учеников, охват военно-патриотической работой стопроцентный, ведь мы хотим достучаться до каждого. Надеемся, получается: дети поступают в институт МВД, становятся курсантами областного кадетского училища. А главное – вырастают достойными людьми. В следующем году хотим открыть военно-патриотический клуб. К слову, в этом году дети по собственной инициативе написали для школы гимн. О любви к преподавателям, школе, родной стране.
kislyak@sb.by
Право быть в знаменной группе получают самые достойные школьники
Строевая, огневая
Командует парадом руководитель по военно-патриотическому воспитанию Виталий Ходанович. Лучший школьный военрук Могилевской области уверен: важно научить подростков не только строевой выправке и умению метко стрелять. Его задача куда шире нормативов по физподготовке – привить детям любовь к своей стране, преданность ей, желание жить ее интересами.Строевая подготовка перетекает в огневую: школьники приступают к разборке-сборке макета автомата Калашникова. Девятиклассник Захар Бусел справляется с заданием за 52 секунды. «В норматив уложился», – лаконично одобряет военрук.
Захар в далеком будущем видит себя айтишником, в ближайшем – солдатом-срочником:
– В моем роду все служили: дед, отец. И я буду. Потому что уверен: настоящий мужчина должен пройти эту школу жизни. Занятия, которые проводит Виталий Олегович, помогают подготовиться к армии. И никогда не будут лишними: сильный телом и духом человек сможет постоять за близких, за свою страну.
Несколько лет назад в 9–11-х классах школы проводили опрос, кто пойдет в армию, – рук никто не поднял. Сейчас – через одного: парни готовы служить, хотят отдать долг Родине.
Одиннадцатиклассник Никита Смоляков планирует поступать в Университет гражданской защиты МЧС, активно участвует в слетах юных спасателей-пожарных: от городских до республиканских. Он за главного в знаменной группе (туда попадают самые достойные с одобрения педсовета) на торжественной линейке, в праздники. А еще вошел в число лучших школьников города, удостоенных чести нести почетную Вахту Памяти у Вечного огня на площади Славы. Три года подряд был начальником почетного караула:
– Впервые заступив на Вахту Памяти в День Победы, испытал гамму чувств: волнение, гордость, восторг! Люди шли, чтобы отдать дань памяти тем, кто приближал Победу. А я вспоминал прадеда, который погиб, освобождая Беларусь.
Военрук Виталий Ходанович ведет занятие по строевой подготовке
Не разговоры, а поступки
Ксения Строцкая убеждена, что патриотизм – это не разговоры о том, как мы любим Родину, а конкретные поступки:– В Великую Отечественную один мой прадед был тяжело ранен, попал в плен, бежал, второй трижды горел в танке. Они выстояли, победили. Теперь наша очередь сберечь оставленное героями наследие, приумножить, работать во имя мира. А укрепить страну мы сможем, если будем едины.
Каролине Мансуровой уроки по военно-патриотическому воспитанию помогли освоить навыки первой помощи:
– Смогу обработать рану, наложить шину. А еще на занятиях мы учимся дисциплине, взаимопомощи. Когда моя подруга Ангелина Лукьянова узнала, что будет участвовать в городской военно-патриотической игре, вместе в тир ходили, учились стрелять.
В наше неспокойное время, когда война фактически идет у нас за дверью, ребята понимают, что белорусы не хотят войны, но готовы отстаивать свои суверенитет и независимость, уверяет военрук Ходанович:
– Как это делал наш народ в 1941–1945-м. Чтобы не забывать этого, смотрим фильмы, ездим на экскурсии по памятным местам, занимаемся исследовательской работой.
На уроке памяти в кабинете истории
Увлеченные историей
Военруком Виталий Ходанович стал три года назад, до этого в другой школе преподавал географию:– Родился в Буйничах, пацаном бегал на легендарное поле, где еще не было мемориального комплекса, но сохранились окопы и траншеи. О том, что здесь творилось, знал от деда, который в войну был подростком. И сегодня, рассказывая детям о подвигах земляков, напоминаю, что многим героям, в частности подпольщикам, было, как им сейчас, – по 13–16 лет. На уроки мужества, памяти приглашаем ветеранов, военных, представителей МВД, ОМОНа, МЧС. Школьники участвуют в играх «Зарничка», «Зарница», «Орленок». Проходя полосу препятствий, осознают, что их предкам приходилось ползти зимой по болотам под шквальным огнем противника.
В кабинете истории, где расположена музейная экспозиция, знакомимся с пятиклассником Сашей Саблиным. Школьник признается, что посмотрел уже 13 документальных фильмов о войне, изучил много исторической литературы:
– Думаю, на летних каникулах мог бы водить экскурсии по Могилеву.
СКАЗАНО
Анна Царенкова, заместитель директора по воспитательной работе:
– Всего в школе 1615 учеников, охват военно-патриотической работой стопроцентный, ведь мы хотим достучаться до каждого. Надеемся, получается: дети поступают в институт МВД, становятся курсантами областного кадетского училища. А главное – вырастают достойными людьми. В следующем году хотим открыть военно-патриотический клуб. К слову, в этом году дети по собственной инициативе написали для школы гимн. О любви к преподавателям, школе, родной стране.
kislyak@sb.by