Ситуация вокруг Сирии, Израиля, Грузии, Румынии и многих других «болевых» точек на карте мира не может не вызывать беспокойства у политиков, ученых, деловых людей, искренне желающих нормального будущего для всего человечества. Возможное развитие событий и их влияние на региональную и глобальную кооперацию обсуждали участники XVII Веронского Евразийского экономического форума, прошедшего в ОАЭ. Впрочем, этим круг тем не ограничился: эксперты говорили о новой промышленной революции, цифровизации, искусственном интеллекте, новых технологиях, энергетике и трансформациях в финансовом секторе, социальном развитии и продовольственной безопасности.
Конец западной демократии?
Выступление заместителя Премьер‑министра Сербии Александра Вулина делегаты форума слушали с особым вниманием. Его речь была яркой и откровенной: сербский гость заявил о недостатках ЕС, интересе Сербии к БРИКС, попытках отдельных держав сохранить доминирование всеми способами и средствами, а также о тупиковом отказе на Западе от важных традиционных ценностей.— Запад находится в турбулентном состоянии, там произошло полное изменение ценностей. Нам всегда говорили, что на Западе демократия и это никогда не изменится. Но схема работала лишь тогда, когда Запад превосходил всех остальных и диктовал им, что нужно делать. Но когда начался экономический подъем на Востоке, Запад тут же начал меняться, — подчеркнул сербский вице‑премьер. — Произошли политические кризисы во Франции, Германии и других странах, где граждане проголосовали за правых. И сразу же демократия закончилась, потому что элита сказала: ваш выбор неверный.
Оказалось, что демократии нет. Западные элиты говорят, что у людей нет знаний и квалификации, чтобы делать правильный выбор. На Западе теперь трудно найти правительство, которое делает то, что хотят граждане.По оценке вице‑премьера Сербии, аналогичные процессы происходят и в западной экономике:
— Мы думали, что рыночная экономика — это часть западной демократии. Но сейчас рыночная экономика есть в России, в Китае, в ОАЭ, но не в Евросоюзе. Если кто‑то, например индийский бизнес, захочет вложиться в экономику ЕС, он столкнется с бюрократией и огромными проблемами.
А вот БРИКС Александр Вулин искренне похвалил:
— БРИКС становится очень важной и очень сильной организацией. Сербия хочет узнать больше, что такое БРИКС. Евросоюз призывает нас ввести санкции против России — мы не будем этого делать, мы этого не хотим. А БРИКС ничего не просит такого, ничего не требует. Страны БРИКС не требуют ввести санкции — они предложили замечательную возможность стать частью экономики, которая покрывает половину мира.Мы хотим понять, как БРИКС хочет расширяться. Например, захочет ли организация стать частью конкретных экономик стран, как будет решаться вопрос безопасности и так далее, — подчеркнул вице‑премьер Сербии.
Александр Вулин также поделился впечатлениями от участия в форуме БРИКС в Казани:
— Там прозвучала надежда: если вы представляете страну, в которой живут всего 7 миллионов человек, то вы можете равноправно участвовать в БРИКС так же, как и страна с миллиардным населением. Глупо думать, что можно изолировать Россию, что можно создать страх вокруг Китая или что ОАЭ перестанут быть независимыми, если они станут частью БРИКС. Это глупо, а глупость опасна.
Преимущества мирного атома
Стоит ли странам массово отказываться от традиционных источников тепловой энергии или, напротив, делать ставку на АЭС? Александр Демин, статс‑секретарь — заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, убежден, что государствам, нацеленным на развитие собственной экономики, не стоит отказываться от традиционных источников тепловой энергии, но и атомной энергетике необходимо уделять внимание.
— Безусловно, зеленая энергетика продолжает развиваться, повышается КПД, снижается деградация солнечных панелей. Но есть большая особенность по уязвимости этих технологий. Ни ветер, ни солнце никаких обязательств по постоянному воздействию на себя не брали. Поэтому в тех случаях, где бесперебойное электроснабжение важно или критично, потребуется резервирование, а это все издержки, — отмечает Александр Демин.
Российский эксперт подчеркнул, что использование возобновляемых источников энергии не всегда равно заботе об экологии:
— Возобновляемые источники энергии значительно ниже по объемам генерации традиционных источников, поэтому вся эта энергетика, как правило, распределенная и зачастую удаленная от центров энергопотребления. К чему это ведет? К протяженности сетей. Прокладка воздушных сетей требует вырубки леса, подземных — введения ограничений на использование земельных участков, да и в любом случае это увеличение числа объектов, которые сами по себе несут факторы опасности.
Александр Демин, опираясь на прогнозы экспертов, заявил, что к 2050 году объем потребления энергии в мире в 2 — 2,5 раза превысит текущий:
— Многие страны, которые ставят в приоритет свое дальнейшее экономическое развитие, уже реализуют или начинают реализовывать проекты по строительству атомных станций. Даже те страны, у которых до этого подобного опыта не было.Российская Федерация содействует этому, по российским проектам построены или строятся атомные станции в Турции, Египте, Беларуси.
Финансовый мир переживает бурный период трансформации
Цифровизация, криптовалюта, искусственный интеллект — это не просто модные слова. Эти новые разработки сегодня существенно и безвозвратно трансформируют экономику, промышленность, финансы, общество. Такое мнение на форуме высказал заместитель председателя Народной скупщины и председатель комитета по финансам, государственному бюджету и контролю за государственными расходами Народной скупщины Сербии Веролюб Арсич.— Сейчас мы видим огромные подвижки во всех сферах жизни, включая финансы, промышленность, технологии, здравоохранение, климатическую повестку. При этом нужно понимать, что финансовые изменения в мире — это не только результат инноваций, но и скорее ответ на новые вызовы, которые сейчас происходят повсеместно, — подчеркнул Веролюб Арсич.
Акцентировав тот факт, что финансовый мир переживает один из самых бурных периодов трансформации, спикер обратил внимание на ключевые факторы, которые меняют условия работы банков и финансовых учреждений. Это и уникальные инновационные решения, и появление новых платежных систем, обусловленное технологическим прогрессом, и расширение спектра валют для осуществления платежей, и обострение долговых проблем.
— Нельзя забывать об определенных политических рестрикциях, которые привнесла цифровизация.
Сегодня некоторые страны ставят под вопрос массовое использование платежных систем, платформ и цифровых валют, потому что люди боятся потерять контроль над финансами, подвергнуться кибератакам либо неправомерному использованию данных. Это новые угрозы и вопросы, которые нам всем надо оперативно решать. Мы понимаем, что широкий спектр новых цифровых денег дает больше возможностей в мировом масштабе, но растут и риски.Эти проблемы, безусловно, представляют вызов для глобальной экономики. Новые финансовые кризисы возможны, они опасны, — добавил Веролюб Арсич.
Антонио Фаллико: Веронский форум способствует интеллектуальному обмену
Масштабная встреча в ОАЭ собрала свыше 1000 политиков, ученых, экспертов, бизнесменов, журналистов из 40 стран.
Антонио Фаллико.
— Каждый смог выразить свое мнение по животрепещущим проблемам, никто не пытался навязать свою точку зрения, — подчеркнул профессор. — Экономическая дипломатия Веронского форума помогает развитию сотрудничества во всех областях, что, в свою очередь, содействует всеобщему благополучию.
marta@sb.by
ostapchuk@sb.by