VI Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» подвел итоги
02.10.2021 14:25:44
VI Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», стартовавший 27 сентября в Смоленске, завершил свою работу в Минске. В этом году было введено новшество: организаторы форума учредили Гран‑при — большой приз самой серьезной и впечатляющей картине. Напомним, в конкурсе на сей раз участвовало ровно 30 документальных лент, снятых режиссерами и журналистами постсоветского пространства.
Гран‑при присужден российской ленте «Реанимация» (режиссеров Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко производства Краснодарской киностудии), в которой рассказываются истории детского врача скорой помощи, чья работа — сопровождать тяжелых пациентов.
Традиционно историческая линия в документалистике была представлена несколькими темами, приуроченными к важным датам: 80‑летию со дня начала Великой Отечественной войны, 75‑летию со дня завершения Нюрнбергского процесса, 60‑летию первого полета человека в космос, 30‑летию подписания Беловежских соглашений.
Широко была затронута такая трудная тема, как пандемия коронавируса: общество продолжает осмыслять и проживать те травмы, которые были нанесены человеку локдаунами, карантинной изоляцией, постоянным страхом за близких и собственное здоровье, физическим ограничением личной свободы.
Гостья из Казахстана Ирина Грибовская, автор сценария и продюсер фильма «Жить», который получил один из специальных дипломов фестиваля, рассказала, что решение фиксировать происходящее и просить своих будущих героев вести видеодневники приняла еще в самом начале событий в марте 2020‑го:
— Тогда мы с режиссером Ержаном Сыздыковым еще не знали, зачем мы все это снимаем, что получится в итоге, но чувствовали: надо это делать, — говорит Ирина. — В Казахстане был карантин, снимать было очень трудно: сложно попасть в больницы, передвигаться по городу… Я искала героев, которые, как и мы, журналисты, не могут запереться, закрыться и сказать, что у них карантин. Это люди, которые выполняли свою миссию: учителя, врачи, волонтеры, стюардессы, сотрудники милиции.
Председатель жюри фестиваля «Евразия.DOC», декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталий Третьяков обратил внимание на ряд недостатков, свойственных многим присланным лентам, которые влияют на конкурсные перспективы работ:
— У нас все‑таки профессиональный фестиваль, — напомнил мэтр. — Я понимаю, что автору тяжело сократить свою работу, но это нужно делать, потому что даже хорошие фильмы часто затянуты. Хотя я всегда говорю: все, кроме Библии и романа «Война и мир», можно сократить.
Есть и еще одна тенденция, которую отмечает Виталий Третьяков: чаще всего, просмотрев все фильмы программы, сразу можно выделить около десяти лидеров, среди которых в итоге и распределяются призовые места.
— Я третий год возглавляю жюри и совершенно ясно, четко и ответственно должен сказать: понятно, что все решения субъективны, иногда мы голосуем, выбирая буквально арифметически, чтобы споры не длились бесконечно, — подчеркнул Третьяков. — Но я вспоминаю тех, кого мы отметили наградами в прошлые разы, и считаю, что решения, которые нами выносились, были правильными.
Призы фестиваля получили фильмы «Когда тает снег» (Алексей Головков, Россия), «Спасение в Космосе» (Роман Новолокин, Россия), уже знакомый белорусам «Ржев. 500 дней в огне» Романа Гангана производства ТРО Союзного государства, показанный по всем телеканалам нашей страны, и «Боевой расчет 41‑го», снятый режиссером Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании Александром Игначковым.
Вообще, документалистика как разбор коллективных травм общества не просто должна существовать — сегодня она особенно необходима. Густо замешанный на мифологии «оккупационный концепт» в государственной политике современной Латвии («Латвия. Призрак оккупации», режиссер Андрей Яковлев), трагическая история 90‑х в России и то, как они повлияли на судьбу конкретных людей («90‑е. Травма», режиссер Артем Воробей), кровоточащее сердце Донбасса, где все семь лет войны гибнут под обстрелами дети, счет идет уже на сотни («Детский ад» Ольги Крулаевой и Андрея Гарянина) — именно фиксация и осмысление болевых точек эпохи становятся в нынешних реалиях основной задачей тележурналистов и режиссеров документального кино.
Именно этот долг ведет их через санитарные кордоны и очаги гражданских конфликтов, и видеокамера выступает свидетелем истории, а документалист — летописцем.
ovsepyan@sb.by
Гран‑при присужден российской ленте «Реанимация» (режиссеров Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко производства Краснодарской киностудии), в которой рассказываются истории детского врача скорой помощи, чья работа — сопровождать тяжелых пациентов.
Традиционно историческая линия в документалистике была представлена несколькими темами, приуроченными к важным датам: 80‑летию со дня начала Великой Отечественной войны, 75‑летию со дня завершения Нюрнбергского процесса, 60‑летию первого полета человека в космос, 30‑летию подписания Беловежских соглашений.
Широко была затронута такая трудная тема, как пандемия коронавируса: общество продолжает осмыслять и проживать те травмы, которые были нанесены человеку локдаунами, карантинной изоляцией, постоянным страхом за близких и собственное здоровье, физическим ограничением личной свободы.
Гостья из Казахстана Ирина Грибовская, автор сценария и продюсер фильма «Жить», который получил один из специальных дипломов фестиваля, рассказала, что решение фиксировать происходящее и просить своих будущих героев вести видеодневники приняла еще в самом начале событий в марте 2020‑го:
— Тогда мы с режиссером Ержаном Сыздыковым еще не знали, зачем мы все это снимаем, что получится в итоге, но чувствовали: надо это делать, — говорит Ирина. — В Казахстане был карантин, снимать было очень трудно: сложно попасть в больницы, передвигаться по городу… Я искала героев, которые, как и мы, журналисты, не могут запереться, закрыться и сказать, что у них карантин. Это люди, которые выполняли свою миссию: учителя, врачи, волонтеры, стюардессы, сотрудники милиции.
Председатель жюри фестиваля «Евразия.DOC», декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталий Третьяков обратил внимание на ряд недостатков, свойственных многим присланным лентам, которые влияют на конкурсные перспективы работ:
— У нас все‑таки профессиональный фестиваль, — напомнил мэтр. — Я понимаю, что автору тяжело сократить свою работу, но это нужно делать, потому что даже хорошие фильмы часто затянуты. Хотя я всегда говорю: все, кроме Библии и романа «Война и мир», можно сократить.
Есть и еще одна тенденция, которую отмечает Виталий Третьяков: чаще всего, просмотрев все фильмы программы, сразу можно выделить около десяти лидеров, среди которых в итоге и распределяются призовые места.
— Я третий год возглавляю жюри и совершенно ясно, четко и ответственно должен сказать: понятно, что все решения субъективны, иногда мы голосуем, выбирая буквально арифметически, чтобы споры не длились бесконечно, — подчеркнул Третьяков. — Но я вспоминаю тех, кого мы отметили наградами в прошлые разы, и считаю, что решения, которые нами выносились, были правильными.
Мы действительно выделяли лучших и уж точно не обошли вниманием и призом ни один достойный фильм по каким‑то конъюнктурным привходящим соображениям, политическим или каким‑либо еще.Свой личный спецприз Виталий Третьяков в 2021‑м отдал российскому фильму «Пауза в Санкт‑Петербурге» режиссера Сергея Дебижева. Специальный приз Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России присужден фильму «Фабзайцы» МТРК «Мир»: лента рассказывает о белорусских сиротах‑ФЗОшниках, приехавших учиться в 1940—1941‑х в Ленинград и попавших в блокаду.
Призы фестиваля получили фильмы «Когда тает снег» (Алексей Головков, Россия), «Спасение в Космосе» (Роман Новолокин, Россия), уже знакомый белорусам «Ржев. 500 дней в огне» Романа Гангана производства ТРО Союзного государства, показанный по всем телеканалам нашей страны, и «Боевой расчет 41‑го», снятый режиссером Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании Александром Игначковым.
Вообще, документалистика как разбор коллективных травм общества не просто должна существовать — сегодня она особенно необходима. Густо замешанный на мифологии «оккупационный концепт» в государственной политике современной Латвии («Латвия. Призрак оккупации», режиссер Андрей Яковлев), трагическая история 90‑х в России и то, как они повлияли на судьбу конкретных людей («90‑е. Травма», режиссер Артем Воробей), кровоточащее сердце Донбасса, где все семь лет войны гибнут под обстрелами дети, счет идет уже на сотни («Детский ад» Ольги Крулаевой и Андрея Гарянина) — именно фиксация и осмысление болевых точек эпохи становятся в нынешних реалиях основной задачей тележурналистов и режиссеров документального кино.
Именно этот долг ведет их через санитарные кордоны и очаги гражданских конфликтов, и видеокамера выступает свидетелем истории, а документалист — летописцем.
ovsepyan@sb.by