Блудные дети
02.04.2024 08:15:00
Олег КАРПОВИЧ
Андрей МУКОВОЗЧИК
В эмигрантской среде проявилась тенденция на осознание. На принятие неприятной правды. И на поиски способов возвращения.
«Якую Беларусь хочуць беларусы?» — такой вопрос звучит в одном заграничном аналитическом исследовании. Вранье начинается прямо с заголовка, ибо опросы проводились онлайн, проводились они среди «своих» давними противниками современной Беларуси, даже «глубинные интервью» и те были взяты сплошь у беглых.
Однако определенную картину, чего же действительно хочет белорусская эмиграция, эти материалы как раз дают. Оказывается, в массе своей эмигранты не согласны «з палiтычным праектам краiны, якi ўяўляе дэмакратычны рух».
Давайте посмотрим на это диво поближе.
Чего бежали?
Для начала — общий портрет эмиграции и эмигрантов.
— Скажите, вы могли бы себя называть демократом, — вкрадчиво спрашивают у них, — человеком демократичных убеждений?
— Да! — готовно отвечает 53 процента опрошенных. Даже странно, почему так мало?
— А цi павiнна беларуская мова быць адзiнай дзяржаўнай?
И тут «демократы» трескаются, как гнилой арбуз. «Да» отвечает каждый шестой (16 %), «точно нет» — каждый третий (33 %), «скорее нет» — еще больше (37 %). Выясняется, что вся бчбанутость была невероятными взята у националистов просто на время. Поносить на митингах, как бчб-тряпицу. Использовать как символ протеста и точку сбора. Как только необходимость отпала (а за границей не перед кем мовай трасцi) — «демократы» вернулись к тому, что привычно.
Наверное, главное, что показало последнее («сакавiк 2024‑га») суммарное за прошедшее с неудачной попытки мятежа время исследование («аналiзавалi дадзеныя апытанняў грамадскай думкi за некалькi апошнiх гадоў»), — это какой все-таки кавардак царит в головах у бывших невероятных. Бывших змагаров и протестунов. А ныне беглых эмигрантов.
И никто из тех, кто сбил их с толку, не торопится ни вправить им мозги обратно на место, ни хотя бы извиниться.
Смотрите, ситуация вокруг нас такова: англосаксы, подмявшие Европу, ведут прокси-войну против России, что уже мало скрывается западным истеблишментом. Делают это силами Украины. Чьи нью-бандеровские власти не скрывают, что конечной целью видят исчезновение РФ с карты мира в ее нынешнем виде. Беларусь же находится с Россией в одном союзном государстве, во многих других межгосударственных союзах, является стратегическим союзником. Это геополитическая данность, хочет того кто-то там или нет. Всё так?
— У якiм геапалiтычным саюзе лепш знаходзiцца беларускай дзяржаве? — спрашивают у эмигрантов.
— В союзе с Россией, — правильно отвечает 41 процент.
Но ведь есть еще и 26 процентов, заявляющих «в союзе с РФ и ЕС одновременно»! Это каждый четвертый из беглых! И добавьте сюда еще 20 процентов совсем не разбирающихся, которые ответили: «Беларуси лучше быть вне геополитических союзов». А заодно поставьте кол авторам вопроса. Потому как небольшая страна, да еще и расположенная на географическом перекрестке, этого сделать не может в принципе, никогда и никак!
Как с ними быть, с этими 46 процентами тупых (но невероятных, мы помним), не знают даже организаторы опроса. Притом что «с Эўропай», оказывается, не хочет 87 процентов эмигрантов.
Чего, спрашивается, было туда бечь?
Астапеней стать легко
В среде беглых давно принято любые события, факты, мнения соотносить только и исключительно со своей суполкай. Типичное поведение бандерлогов Киплинга, одновременно и паразитирующих на джунглях, и не желающих даже прислушиваться к ним.
«Это правда, [ведь] мы все так говорим! Это правда, [потому что] мы все так говорим!» — вот критерий истины у бандерлогов. У белорусских невероятных. У российских иноагентов. Можно, наверное, даже взять шире: в любой диссидентствующей страте общества.
В белорусской интеллектуальной сфере, среди «жирующей интеллигентуры», по выражению Ольги Зиновьевой, такое их поведение определило феномен появления астапень. Астапени — это получившие образование мужчины, женщины и все прочие (развитые в их среде) «гендеры», мимикрирующие под ученых и занимающиеся псевдоисследовательской деятельностью (например, «Как врут ученые», 27.02.21).
Группировались такие обычно в некоммерческих организациях (НКО) различного кшталту (фонды, центры, институты, лаборатории и т.п.), внедрявших западные ценности и получавших за это и на это западные же гранты. Особенно много астапень было в областях социологии, политологии, экономики, философии и прочих неточных наук.
Свое название такие псевдоученые получили по имени Григория Астапени — «руководителя белорусского проекта Chatham House». Говоря другими терминами — коллаборациониста, обслуживающего интересы британских спецслужб. Этакого шуцманшафта Серафиновича, только в интеллектуальной сфере. И автора обсуждаемого «аналитического отчета».
На «iнтэлэктуяльны патэнцiял» астапень в 2020 году опирались «молодые бабариканцы» — те в целом успешные, получившие образование, кое-чего в жизни и в профессии достигшие юноши и девушки, женщины и мужчины, которым невдомек было про заготовленную арматуру в багажниках и бутылки с горючкой в рюкзачках. Которые и не ведали про списки «люстраций и интервенций». Которые не хотели знать про планируемый силовой захват административных зданий.
А уж про войну сразу после они и вообще не думали, ведь астапени им об этом ничего не сказали.
Не до того им было, умненьким мальчикам и девочкам! Они играли в увлекательную игру: они готовили «опрокидывающее голосование». Не думая, как заядлые геймеры, что на кону реальные жизни, здоровье и судьбы миллионов простых людей.
Один из таких, Ваня Родненков, сладкий фаворит штутгартфюрерки — он, даже сбежав (и попросту бросив при этом свою фемину-доминатрикс в ночном поле), оставался до последнего времени директором подрывной прокладки под названием «Центр новых идей» и соучредителем. Вместе с астапеней Астапеней.
Трудные новые знания
Вопросы на тему «Якую Беларусь хочуць беларусы» повторяются астапенями снова и снова, в разных формах и с теми же результатами.
Беларуси следует дружить и с Россией, и с Украиной? Да и скорее да — 58 %. Беларусь должна соблюдать нейтралитет во внешней политике? Да и скорее да — те же 58 %. Беларусы, рускiя i ўкраiнцы з’яўляюцца часткай трыадзiнай славянскай нацыi? Да — 55 %. Как все это умещается в одних и тех же беглых головах, астапени даже не начинают объяснять. Хотя вот именно это являлось бы предметом по-настоящему научного исследования.
Впрочем, они его проводить не будут. По одной простой причине: попытавшись поделить общество на сегменты, исследователи получили реальный результат. Он обескураживает: даже среди опрошенных «своих» — эмигрантов, беглых, невероятных, бчбанутых и пр. — «сьвядомых» оказалось 13 процентов. Тогда как «савецкiх» и «абыякавых» (по их же определениям) — 37 и 27 процентов, вместе две трети.
А тринадцать процентов, если вспомнить, — это с точностью до погрешности результат, которого добилась жена блогера-гопника, будущее гуайдо. Кто ж вам даст на Западе денег на такие по-настоящему научные изыскания?
Да тот же «эўрапейскi выбар» беглых: ну, всем же известно, что невероятные хотели Беларусь у Эўропу, западные ценности, три миллиарда денег на это? Так вот нет. На вопрос, должна ли Беларусь стать членом ЕС, только четверть беглых ответила «да и скорее да». Остальные Европу понюхали, пощупали, повидали. Четверть (26 %) ответила «категорически нет». Еще пятая часть (21 %) — «скорее нет».
И еще четверть с лишним (28 %) все еще затрудняется ответить. У них когнитивный диссонанс: они ведь сбегали в «цивилизационный сад из диких джунглей». На деле же сами оказались там бандерлогами. Теперь вот мучаются, мечта сбылась — и шансов больше нет.
А астапени вокруг — есть. Их полно. И они, кстати, продолжают жировать на грантах, пока остальные беглые доедают последний хрен без соли. Еще и глумятся: «По факту белорусы одну Беларусь уже переросли, а до второй еще не доросли. И болтаются они где-то между этими двумя Беларусями» — это, на всякий случай, цитата самого Грини. Главного астапени.
Который — вы следите за сутью того, что он делает? — заложил «научный» фундамент под кардинальное сокращение западного финансирования. Дал псевдоаналитическое, но обоснование, почему белорусским эмигрантам больше не наливать.
Давайте попробуем угадать, зачем астапени начали сейчас заниматься именно этим.
Домо-ой!
Если посмотреть на последние высказывания астапень и апейкиных, то не сразу и отличишь, кто именно нам рассказывает, что «Марына Василеўская на МКС — вялiкая нациянальная падзея». Или что «белорусская государственная система функционирует эффективно». Кто это говорит и пишет, неужто враги народа?
Оне. «За часы Лукашэнкi народ зрабiў больш, чым ён мог у складаны перыяд перабудовы» — вот ведь до чего уже доходит запоздалое понимание. Запоздалое потому, что для некоторых из них уже объявлены сроки, на других висят незакрытые дела, на третьих — недвижимость под угрозой конфискации. А понимание — потому что так оно и есть. Вот только что делать с искалеченными судьбами тех белорусов, которых они, эти апейкины с астапенями, сбили с пути и поманили за собой невероятными абяцанкамi?
Не знаю. У меня нет ответа. Интеллектуальный террорист для меня опаснее радикально-мигрантского. «Жирующая интеллигентура» (по-зиновьевски) и есть та почва, которая закроет глаза на растущий рядом терроризм. Не заметит его. Не осудит. И оправдает в конце концов.
Что сделали наши «бабариканцы», упиваясь своей «интэлектуяльносццю». Что сделала и продолжает делать российская либерда, чайками стонущая над синяками убийц.
И вот как вы думаете, когда они приползут — прощать?