Белкоопсоюз: определена пошаговая стратегия развития
07.06.2024 07:01:00
Марина КУЗЬМИЧ
Встреча депутатов Палаты представителей Национального собрания с председателем Правления Белкоопсоюза Инессой Короткевич прошла на этой неделе в Овальном зале Дома Правительства. Состоялся открытый диалог о фактическом положении дел в системе потребительской кооперации. Цель — определить предметные подходы к решению задач, поставленных Главой государства на общем собрании Белкоопсоюза 16 февраля текущего года.
— Кооператоры — главные гаранты конституционных прав граждан на достойный уровень жизни, постоянное улучшение необходимых для этого условий. В целом в стране функционируют 1090 автомагазинов всех форм собственности, 513 из них принадлежат Белкоопсоюзу.
Автомагазины потребкооперации обслуживают 13 800 населенных пунктов в сельской местности, в 82 процентах из которых проживает менее 50 человек.
Инесса Короткевич привела цифры: свыше 5 тысяч населенных пунктов — это деревни, где проживает менее десяти человек. «И это все — наши люди! Их мы обслуживаем, несмотря на затратность деятельности», — акцентировала глава Белкоопсоюза.
Она заявила: автолавки нельзя считать бизнесом, это социальная нагрузка. Один автомагазин, который обслуживает 12 населенных пунктов, несет убытки в 2140 рублей ежемесячно. Руководитель также обратила внимание на большие издержки, которые нельзя заложить в цены, потому что товары на селе будут дороже, чем в городе.
— Прямые затраты мы сегодня не вправе включить в стоимость товара на полке, потому что однозначно этот товар станет в несколько раз дороже, чем в торговых объектах городов, — констатировала Короткевич.
Глава Белкоопсоюза считает: торговать на селе с прибылью — почти неподъемная задача. По ее мнению, городская торговля могла бы поддержать сельскую через специальный фонд:
— Была такая мысль, чтобы поговорить с собственниками некоторых сетей, заручившись их поддержкой в части того, чтобы сформировать некий фонд отчислений с субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность и более 50 процентов объема оборота формируют в городе. Возможно, рассмотреть вариант, чтобы они отчисляли долю в 1 процент.
Инесса Короткевич отметила: в непростых условиях Белкоопсоюз сохраняет многоотраслевой формат. Но есть ряд проблем, в первую очередь касающихся повышения качества обслуживания сельского населения и эффективности работы. Для этого кооператоры мобилизуют все ресурсы — человеческие, трудовые, финансовые. И успехи уже есть. Определена пошаговая стратегия действий для обеспечения поставленных задач по исправлению деятельности потребкооперации. Доработана программа развития потребительской кооперации на 2024—2025 годы. Она находится на согласовании Комитета государственного контроля.
Определены мероприятия по изменению бизнес-процессов и развитию материально-технической базы в отраслях. Готовится проект указа Главы государства с предложениями о поддержке системы потребкооперации.
Во время встречи в Овальном зале прозвучали вопросы, волнующие жителей регионов.
Светлана Соколовская, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике, озвучила проблему недостаточного обеспечения населения сельской местности непродовольственной группой товаров, особенно детского ассортимента, — одеждой и обувью. Она привела пример из своего избирательного округа — Мядельского района:
— За 2023-й объем реализации непродовольственных товаров в общем объеме розничного оборота предприятиями потребкооперации района достиг 3,8 процента. В единственном в Мяделе магазине «Промтовары» ассортимент давно не обновлялся. Для решения этой проблемы я обращалась в Белкоопсоюз. На Мядельщине кооператоры предлагает предоставить «Беллегпрому» 80 квадратных метров площадей для размещения своих фирменных секций. Каким образом планируется обеспечить выполнение поручения Главы государства об увеличении доли продаж непродовольственных товаров? И какие меры предпринимаются для того, чтобы ускорить оборачиваемость товаров и разобраться с неликвидными остатками?
Инесса Короткевич пояснила:
— В данное время отмечается значительный рост реализации товаров непродовольственной группы, в частности кооператоры больше стали продавать холодильников и телевизоров. Почему возникает вопрос с товарами легкой промышленности? Из-за нехватки наших оборотных средств. Наверное, даже при положительном финансовом обеспечении сегодня ни одна форма собственности не готова заморозить финансовые активы в товарах, чтобы они лежали на полках и на складах. Но этот вопрос решаем.
Сегодня определены регионы, конкретные торговые объекты, где мы готовы предоставить открытие фирменных секций. В текущем году открыто 11 фирменных секций, где предприятия легкой промышленности могут реализовывать непродовольственные товары. Более того, чтобы каждый житель сельской местности мог приобрести необходимые товары, непродовольственные в том числе, работает контакт-центр. Набрав номер телефона, сельчане могут заказать любой непродовольственный товар, который кооператоры доставят до торговых объектов потребкооперации по всей республике, а также автомагазинами в населенные пункты, находящиеся в нашей зоне обслуживания.
Также совместно с концерном «Беллегпром» вырабатывается стратегия с возможностью отпуска групп товаров не с отсрочкой платежа, а на условиях фактической реализации.