Интервьюс председателем правления группы компаний А–100 Александром ЦЕНТЕРОМ
10.03.2014 19:27:04
31 января газета сообщила об открытии нового детского сада в минском микрорайоне Зеленый Бор. Он необычен не только обликом, интерьерами и комфортом, но и происхождением: его на свои средства спроектировала и построила частная компания, а затем подарила государству. Событие для нас пока малопривычное, а если учесть стоимость подарка — беспрецедентное. Что это за бизнес, который может себе такое позволить и почему он на это пошел? Редакция анонсировала интервью председателя правления группы компаний А–100 Александра ЦЕНТЕРА с ответами не только о бизнесе, но и его социальной роли в государстве. Выполняем обещание.
— Александр Львович, сколько всего работников трудоустроены в компаниях или на предприятиях, которые вами созданы или находятся под вашим управлением?
— В общей сложности около 700.
— С чего вы начинали свой бизнес?
— С торговли нефтепродуктами. 20 лет назад эта ниша была практически не заполнена, кому–то дефицит топлива надо было восполнять. Мы начинали с передвижной АЗС на базе бензовоза ГАЗ–53, который назвали «Зинка». Ее, кстати, сохранили — как экспонат будущего музея. Сейчас у нас сеть из нескольких десятков станций, если быть точным — 31.
— Рынок сложный? Он уже заполнен?
— Он строго регулируется государством. Главный игрок на нем — концерн «Белнефтехим», на который приходится примерно 70 процентов оборота. Работают российские компании — «ЛУКойл», «Газпромнефть»... Наша сеть АЗС — самая крупная частная сеть с белорусским капиталом.
Насколько рынок заполнен, можно судить хотя бы по тому, что вдоль Минской кольцевой дороги и вблизи от нее в последнее время открылось несколько новых АЗС. Значит, потенциал для роста еще не исчерпан. Заправочных станций должно быть еще больше — хотя бы с точки зрения экологии, для того, чтобы у автомобилей не было пустого пробега.
— Кстати, почему ваш офис расположен за кольцевой, в Боровой?
— Во–первых, мы все это построили: АЗС, торговый центр «Боро», офисное здание, кафе, мойку и стоянки — целый многофункциональный комплекс. Такие комплексы — наша специализация. Во–вторых, магистраль — эпицентр нашей деятельности. Работать здесь для нас логичнее. Кстати, размещать офис подальше от центра — мировой тренд. Рядом с нашим офисом — и аэроклуб, и летное поле, и ангар с вертолетами, один из которых наш.
— Это тоже бизнес?
— На авиации мы не зарабатываем. Можно говорить лишь о том, много ли теряем. Но ею необходимо заниматься, чтобы восполнить утраченный страной потенциал. В этом, в частности, вижу свою миссию на посту председателя Белорусской федерации авиационного спорта. Мало кто знает, что в прошлом году на чемпионате мира по парашютному спорту в Дубае наша команда взяла «золото». В этом виде Беларусь входит в мировую тройку! У нас сохранились прекрасные традиции: обязательно нужно их сохранить. Как спортсмен, как пилот–любитель вижу, сколько людей интересуется авиацией. Кто–то может за свое увлечение платить, другим это недоступно: им надо помогать. Поэтому одна из главных задач федерации — развивать авиационный спорт в Беларуси, помогать талантливым молодым спортсменам показывать свои силы на международных соревнованиях.
— Где вы учились летать?
— Обучение на вертолете Ми–2 проходил в системе ДОСААФ, здесь получил удостоверение пилота–любителя. А летать на «Робинсоне» учился уже за границей. Сейчас есть возможность обучать желающих здесь, в Минске. Это нужно делать, если мы не хотим через 10 — 15 лет испытывать дефицита профессиональных пилотов.
— Кстати, еще студентом я летал на рейсовом Ан–2 в поселок Октябрьский на Полесье. В 70–е из Минска можно было летать даже в райцентры...
— Сейчас поднимается вопрос о воссоздании авиасообщения между Минском и областными городами. Наши соседи летают, например, из Вильнюса в Ригу, хотя расстояние между ними меньше, чем между нашими областными центрами.
— Директор минского авиационного колледжа, который планируется преобразовать в академию, говорит о подготовке пилотов для легкой авиации. Конкуренции не опасаетесь?
— Нет. Будем только рады. Пусть они занимаются теорией, а мы — практикой: людям надо где–то летать. У нас для этого созданы все условия. Приходилось по работе и спортивным делам бывать во многих странах. Там персонал авиационной школы может состоять из трех человек.
— Но вернемся к бизнесу... Почему к торговле топливом добавились общепит и строительство?
— Лет 20 назад наши клиенты хотели только заправиться, а сейчас готовы покупать различные услуги и товары. Вплоть до того, что они обедают на заправочных станциях. Впрочем, это уже больше, чем просто заправочные станции. Страна развивается, потребности людей растут, соответственно и мы развиваемся...
Строительный бизнес тоже возник эволюционно. Сначала мы строили только для своих нужд — АЗС. Научились. Взялись за торговые центры, офисы, жилье — получилось вроде бы неплохо. Если вкладывать в это не только средства, но и душу, это, поверьте, приносит большое удовлетворение. Надеюсь, не только нам. Недавно квартал Зеленый Бор, который мы построили под Боровлянами для 3,5 тысячи семей, удостоился золотой медали «Брэнд года». Мы не просто строим квадратные метры, мы создаем особенную среду обитания, поэтому сегодня люди знают и любят Зеленый Бор. Надеюсь, также полюбят квартал Зеленые Горки, который мы достраиваем под Минском, в Сеннице. Мы не стоим на месте и планируем строить новые жилые кварталы, которые будут отличаться от всего того, что есть в Минске.
— Что значит «планируем строить»? Своими силами?
— В качестве заказчика. Компания «А–100 Девелопмент», которая входит в группу компаний «А–100», является профессиональным застройщиком и оказывает полный спектр девелоперских услуг — от разработки концепции объекта и строительства до управления построенной недвижимостью. Прошлый год выдался очень напряженным для нашего строительного направления — практически каждый месяц–два мы вводили в эксплуатацию объекты: дома, торговые центры, АЗС...
— И вам не предъявили претензии за превышение нормативных сроков, за увеличение стоимости квартир? Проблемных домов у вас не было?
— Нет. У нас все было сделано в срок и по ценам, которые мы заявили. Мы очень дорожим репутацией абсолютно надежного застройщика. Нашу работу регулирует и контролирует государство. Оно установило порядок: как нужно проектировать, проходить экспертизу, как строить и сдавать объект. Если этот порядок соблюдать, все получится.
— Но должен же быть какой–то секрет! Вокруг только и говорят о кризисе в строительстве, газета посвятила проблеме множество публикаций. Значит, можно обойтись без проблем?
— Мы — частная компания. Смысл нашей работы в том, чтобы все крутилось, чтобы проблем не было. Во всем мире это называется частным интересом.
— А подрядчики вас не подводили? Можно ли предположить, что с вами успешно работают даже те, кого критикуют за другие объекты?
— Не бывает так, что на одном объекте подрядчик герой, а на другом — профан. Мы тщательно выбирали проектные и подрядные организации. Одни не выдерживали нашего ритма, с такими мы прекращали отношения, с другими работали дальше. Со временем обнаруживалось: тех, кому мы когда–то отказали, уже и нет на рынке.
Подавляющее большинство заказчиков начинают проект, чтобы быстрее его закончить, заработать. Это серьезная мотивация. Хотя ошибки и просчеты исключить нельзя. Как и мошенничество, к сожалению. Но в целом среди строителей я гораздо реже встречал людей недобросовестных, чем тех, кто намерен честно работать годами и десятилетиями. Предпочитаю выбирать профессионалов и потом доверять им.
— Чего вы не можете простить работнику, за что готовы уволить немедленно?
— Во–первых, права немедленно уволить у нас нет по закону. Компания большая, случается всякое, но есть порядок расследования служебного проступка: документы, акты, объяснения... Мы законы соблюдаем. Простить не могу воровства. Не терплю грубости в отношениях. Кто это себе позволяет, обычно в компании не задерживается. В компании принято говорить, не переходя на повышенные тона. У нас обращаются к сотруднику так же, как он должен обращаться к начальнику: ты — ты или вы — вы.
— Легко ли вам найти классного специалиста — для торговли, общепита, строительства?
— Коллега, который работает в США, недавно сокрушался, что... не может найти нужного специалиста. Это повсюду составляет проблему: в Америке, Швейцарии, Сингапуре... Тем более — в стране с растущей экономикой. У нас экономика растет, несмотря на все трудности. Появляются новые технологии — в авиации, строительстве, даже в торговле и общепите. Растет и потребность в людях, которые все будут делать по–другому: быстрее, эффективнее. Их не хватает. Поэтому развиваются те компании, которые могут подбирать ключевых специалистов. Которые не могут, теряют шансы.
— Как вы оцениваете комфортность деловой среды в стране?
— Экономика очевидно растет, и с этим невозможно поспорить. Очень бы хотел сказать, что все идеально, но... Главный признак хорошей деловой среды — это когда чиновники, бизнесмены, общественность слушают друг друга. Как мне кажется, у нас иногда между ними не хватает каналов связи. Это мешает в принятии более эффективных решений.
— Вопрос про среду, по–моему, касается вашего бизнеса и вот почему напрашивается. В стране повсюду вдоль дорог можно увидеть щиты: «Здесь может быть размещен ваш объект придорожного сервиса». Известно, что с этим у нас проблема. Щиты стоят годами... Между тем если ехать из Москвы по дороге М1, то через каждые полсотни километров встречаешь даже не сервис, а логистические центры по обе стороны: шиномонтаж и запчасти, кафе и рестораны, мойки и магазины... Даже сауны для «дальнобойщиков»! Проезжаешь границу: на нашей территории дорога лучше, а сервиса нет! При той же интенсивности движения и рентабельности бизнеса. Почему?
— В сервисном бизнесе главное слагаемое успеха — это местоположение. На втором месте по важности? Тоже место. На третьем: место! Нужно быть там, где есть трафик. Участки со щитами, о которых вы говорите, мы внимательно изучаем. Некоторые щиты стоят посреди... ни–че–го. Участки не имеют инженерных сетей, прокладка которых увеличит стоимость объекта в несколько раз... Рядом нужен или перекресток магистралей, или населенный пункт, которому этот объект тоже будет нужен, где будут жить его работники.
Профильно занимаясь этим бизнесом, соглашусь: проблема есть. Как ни банально это звучит, нам не хватает... земли. У нас есть заправочные станции на дороге М1 — Е30. Анализируя трафик и потребности людей, которые по ней едут, мы видим, что нужны стоянка, гостиница. Для этого нужна земля, получить которую сегодня практически невозможно. Несколько лет назад участки под эти цели раздавали направо и налево, а сегодня их не дают никому. Зато некоторые из тех, кто раньше получил, предлагали нам их купить.
Наша компания готова служить провайдером, проводником инвестиций в нашу страну. Пусть это не миллиарды долларов, но это серьезные деньги, причем «длинные». Чтобы тебе дали деньги, ты должен внятно излагать свои мысли инвесторам на экономическом языке. Мы за 20 лет, надеюсь, этому научились. У нас есть специалисты, которые получили по 2 — 3 высших образования, прошли через множество кредитных кампаний, когда обосновывали кредиты, получали их и возвращали.
— Сейчас еще можно начинать бизнес или все ниши уже заняты?
— Страна, повторю, развивается: открываются банки, торговые центры, тех же АЗС не хватает... Чтобы заправиться, нужно несколько километров проехать. Любую услугу человек должен получить максимально быстро — это признак развитого сервиса. В нашей стране очень много возможностей! Другое дело, что халява, извините, кончилась. Если 20 лет назад для успеха хватало нахальства и, пожалуй, стечения обстоятельств, то сегодня нужно образование. У меня, кстати, инженерное: диплом БПИ. Бизнес изучал на ходу. Сегодня, как и всегда, впрочем, важно самообразование. Если учишься на инженера, то параллельно изучай языки, программирование, экономику... Это увеличит твои стартовые возможности.
— Начальный капитал — это принципиально для дела? А если есть только идеи и амбиции?
— Уже имеются каналы, которые сведут вас с теми, у кого есть деньги и опыт. Знаю деловые клубы, где собираются бизнесмены и рассматривают варианты венчурного инвестирования. Этого не было 20 лет назад. Вам достаточно в письменной форме изложить свою идею. Ее рассмотрят и сделают самое для вас ценное: раскритикуют. Не оставят камня на камне! Избавят вас от иллюзий и фатальной ошибки. Но какой–то проект, один из десяти, найдет спрос и деньги. Такие примеры мне известны.
— У вас были неудачные проекты?
— Конечно. Это нормально. Одни приходилось закрывать с радостью, другие с сожалением. Иногда корю себя за то, что некоторые можно было продвигать поактивнее.
— Когда и как пришло осознание того, что бизнес должен принимать на себя некое социальное бремя, заниматься благотворительностью?
— Вопрос достаточно деликатный. Знаю много богатых и влиятельных людей, бизнесменов и чиновников, которые ведут серьезные благотворительные проекты без всякой шумихи, без рекламы и самопиара — абсолютно бескорыстно. Наша компания старается заниматься благотворительностью такими же методами — постоянно и негромко. А больше всего меня радует, когда наши сотрудники сами инициируют какие–то благотворительные проекты... За границей это делается более системно и открыто. Там давно поняли: чтобы твой бизнес уважали, он должен вызывать у людей позитивные отклики. Если зарабатываешь много — поделись. Там не поймут предпринимателя, который скажет: я заплатил налоги, отвяжитесь.
Что касается детского сада в квартале Зеленый Бор, который мы официально открыли месяц назад и передали управлению образования, то проект, строго говоря, нельзя назвать чисто благотворительным. Да, стоимость объекта около 3 млн. долларов полностью оплачена из прибыли компании. Мы изучили европейский опыт и построили детский сад, который разительно отличается от типовых зданий в Беларуси. Например, он гораздо экономичнее тех, которые обычно строятся у нас. По логике и по закону объекты социальной инфраструктуры создает государство. Так было бы и в Зеленом Бору, сомнений нет. Но мы решили за свои деньги построить детсад, чтобы его качество отвечало качеству построенного нами жилья, чтобы повысить комфорт жизни в этом районе. Чтобы, наконец, минчане продавали свои квартиры в городе и с удовольствием покупали наши. Что, кстати, и происходит. Зеленый Бор оказался успешным коммерческим проектом, мы изначально заложили в квартал ряд преимуществ — экологичность, яркость, благоустроенность, особый микроклимат, которые люди оценили. Поэтому был здесь и коммерческий расчет, который полностью оправдался...
— На что еще, помимо авиации, вы готовы тратить, не ожидая прибыли?
— Мы следим за тем, что происходит в мире. За «зелеными» технологиями, например. Поэтому 20 тысяч долларов потратили на электромобиль. Используем его как служебную машину, она и сегодня с утра ездила. Пока водитель обедает, стоит на подзарядке, потом опять поедет. Вы, наверное, видели вывеску на нашей АЗС — «Электромобили заправляются здесь»... Скоро привезем в Минск новую станцию, которая будет заряжать аккумуляторы быстрее — за полчаса. Проект убыточен. Но это нормальный маркетинг! Мы собираем информацию, чтобы понять, насколько реально эксплуатировать электромобили у нас, сложно ли создать инфраструктуру для их зарядки на АЗС. Как, в конце концов, эта машинка «на батарейках» поведет себя в мороз. Кто–то должен это делать! Нужно думать, куда развиваться дальше. Ведь кто–то когда–то получит прибыль от эксплуатации электромобилей. Почему не мы?
Точно не ждем прибыли от музея, который намерены создать, в котором найдется место тому, с чего начинали. Или такой вот некоммерческий проект... По форме это ежедневник и вечный календарь, а по содержанию — энциклопедическая история белорусских АЗС и вообще автомобилизации нашей страны с тысячами уникальных фотографий.
На некоторых наших станциях летом за символическую плату можно взять напрокат велосипед. Уже лет 5 мы эту услугу предлагаем — и она очень востребованна. Многие приезжают на заправку, потом берут велосипеды и 2 — 3 часа катаются. Мы знаем, что в городе строятся велодорожки, это непросто и недешево, поэтому хотим помогать в развитии здорового образа жизни. В наших жилых кварталах велодорожки — обязательный элемент. Сегодня в Зеленом Бору крытые велопарковки построены на тысячу мест и еще стоит очередь желающих попасть туда.
— Приходилось слышать, что вы на работу ездите на велосипеде... Неожиданно для человека, летающего на вертолете. Это не шутка?
— Это серьезно, я ведь живу неподалеку. Поэтому в офис приезжаю уже разогретым, а домой вечером возвращаюсь бодрым.
— Едва ли не впервые за все время разговора вы произнесли местоимение «я», употребляя главным образом «мы», «наше»...
— Среди семисот наших сотрудников есть немало тех, кто способен управлять бизнесом лучше меня: профессиональнее, эффективнее, талантливее. Кто–то вырос в компании, кто–то пришел недавно. Меня это радует, иначе бы я не справился. Остается больше времени работать над новыми проектами, что я и пытаюсь делать. В бизнесе нельзя останавливаться, должно быть постоянное развитие. В бизнес–литературе есть такой бестселлер — «Стратегия голубого океана». Смысл книги в том, что самая лучшая стратегия в бизнесе — это открытие новых рынков (так называемый «голубой океан»). Вместо того чтобы конкурировать на тех, которые давно открыты и эксплуатируются... Хочется делать что–то такое, такой продукт, за который тебе потом скажут спасибо. В принципе, все эти 20 лет, пока существует наша группа компаний, мы старались работать именно так. В этом году мы говорим спасибо всем нашим клиентам, партнерам, сотрудникам, с кем нам посчастливилось работать и жить. Мы даже придумали себе такой юбилейный слоган: «А–100. 20 лет спасибо!», с которым хотим провести весь этот год.
— Спасибо и вам за ответы.
Советская Белоруссия №45 (24428). Вторник, 11 марта 2014 года.