Воссоединение Беларуси - величайшая дата нашей истории ХХ века
16.09.2019 09:54:00
Максим ОСИПОВ
В 1937—1938 годах польские ученые провели не для широкой публики этносоциологические исследования, изучавшие уровень национального сознания почти в двух сотнях деревень Западной Белоруссии, входившей в то время в состав Польши. Результаты для Варшавы оказались шокирующими.
Встреча Красной Армии на Гродненщине. 1939 год.
Анкетирование, проведенное на территории Браславского, Вилейского, Виленско-Трокского, Воложинского, Дисненского, Молодечненского, Ошмянского и Поставского поветов, не показало роста национального сознания местного польского населения. Скорее, наоборот, отмечает в своей научной работе доктор исторических наук из Брестского госуниверситета имени Пушкина Александр Вабищевич: «В качестве родного языка местное католическое население называло белорусский или «простой». В ходе исследования выяснилось, что православные белорусы в деревнях больше тянулись не к польской культуре, а к белорусской».
Брестский историк обнаружил реферат, подготовленный сотрудниками политического департамента МВД Польши в середине 1935 года, согласно которому в большинстве поветов Виленского и Новогрудского воеводств часть польского населения и вовсе перешла к белорусскому этносу! Неудивительно, что в конце 1937 года МВД Польши даже пошло на разработку плана «Перспективы внутреннего осадничества», который для достижения «стабильного преимущества польского населения» предлагал колонизацию осадников, выселение непольского населения или его обмен на поляков. «Этими миграционными процессами следовало охватить 6 миллионов человек, — обозначает масштабность той давней задумки ученый. — В случае реализации такого проекта существенно обострилась бы этноконфессиональная ситуация в западнобелорусских землях».
Красноармейцы раздают газеты из Москвы в одном из населенных пунктов Гродненской области. 1939 год.
К счастью, подобные замыслы остались лишь на бумаге. Зато в реальности заметно обострялась ситуация социальная. В 1921 году была проложена по живому новая госграница, и жители Западной Белоруссии были разделены со своими близкими и родственниками в БССР. Александр Вабищевич констатирует: «На протяжении всего межвоенного периода не было обеспечено западнобелорусским землям обещанного цивилизационного прорыва. Этот регион в пределах Польского государства оставался отсталым и второстепенным и не получил возможностей для полноценного национально-культурного развития. 43 процента местного населения в возрасте более 10 лет в 1931 году составляли неграмотные. Существовали так называемые бесшкольные местности».
Воссоединение республики положило этому конец. Депутат Палаты представителей, член-корреспондент НАН и доктор исторических наук Игорь Марзалюк констатирует:
— 17 сентября 1939 года — одно из самых важнейших событий белорусской истории ХХ столетия. Но оценивать значение любого события стоит в его историческом контексте. В данном случае — сквозь призму несправедливого Рижского мира. Только тогда мы сможем осознать все величие, всю радость и весь трагизм этого дня.
Да, и весь трагизм. С позиций сегодняшнего дня события 80-летней давности — это еще и приход сталинских репрессий на западнобелорусские земли, говорит Игорь Марзалюк:
— Я уже не раз подчеркивал, что никоим образом не одобряю и не поддерживаю сталинские, да и любые иные репрессии. Однако при рассмотрении исторического события предпочитаю опираться на документы, а не на пропагандистские клише и эмоции. Так вот, хочу обратиться к весьма интересной научной работе польского историка Яна Ежи Милевского «Включение Западной Белоруссии в СССР (1939—1941). Новая точка зрения». Он пишет: «Многое изменилось в вопросе оценки репрессий, чинимых советскими властями. Все чаще отмечается, что касались они всех национальных групп, а не только поляков. Стоит, однако, начать с определения масштаба этих репрессий, наиболее характерной формой которых была депортация населения вглубь СССР. Благодаря проведенным после 1989 года исследованиям, особенно историков из общества «Мемориал», удалось установить, что со всех земель, оккупированных СССР, было выслано около 320 тысяч человек, в том числе из Западной Белоруссии 125 тысяч. Эти выводы значительно корректируют функционировавшие ранее в историографии оценки численности депортированных, которые чаще всего колебались вокруг 1,5 миллиона».
Зато непреложным остается тот факт, что воссоединение наших земель в сентябре 1939-го стало истинным праздником для всех, кому была небезразлична Беларусь — вне зависимости от идеологических убеждений. Даже один из основателей белорусского национального движения Антон Луцкевич, приветствуя 24 сентября 1939 года на Лукишской площади в Вильно новую власть, не мог сдержать восторга: «Белоруссия снова стала единой, никакие границы не поделят уже объединенных белорусских земель… Перед нами огромная работа, работа по восстановлению всего того, что годами приходило в упадок… Создание объединенной, свободной, советской Белоруссии будет определять дорогу ее быстрого развития». А в вышедшей в 1956 году в США книге «Белоруссия. Становление нации» советолог Николас Вакар писал про события 17 сентября 1939 года: «Для белорусов это означало восстановление их территориального единства, долгое время порушенного войнами и революциями».
МНЕНИЯ
Владимир Егорычев, кандидат исторических наук:
— Все белорусские школы, открытые в период существования советской власти, в Западной Белоруссии были закрыты. Преследовалась прогрессивная белорусская печать. Белорусы не допускались на государственную службу, а в польских почтово-телеграфных ведомствах не принимались письма и телеграммы, адресованные на белорусском языке даже латинским шрифтом. Белорусский язык в Польше не признавался, а тех, кто на нем разговаривал, считали безграмотными и лишали избирательного права.
Александр Кохановский, декан исторического факультета БГУ кандидат исторических наук:
— 17 сентября 1939 года — однозначно символ нашей исторической памяти. Пока были живы непосредственные свидетели тех событий, никогда не ставился вопрос о том, как оценивать факт воссоединения. Когда исследователи в других странах уверяют, что пакт Молотова — Риббентропа «несправедлив», они имеют право на эту точку зрения. Но мы будем рассматривать это событие с нашей точки зрения, с позиций его важности для белорусского народа! Почему же мы должны отказываться от собственной истории?
osipov@sb.by
Встреча Красной Армии на Гродненщине. 1939 год.
Анкетирование, проведенное на территории Браславского, Вилейского, Виленско-Трокского, Воложинского, Дисненского, Молодечненского, Ошмянского и Поставского поветов, не показало роста национального сознания местного польского населения. Скорее, наоборот, отмечает в своей научной работе доктор исторических наук из Брестского госуниверситета имени Пушкина Александр Вабищевич: «В качестве родного языка местное католическое население называло белорусский или «простой». В ходе исследования выяснилось, что православные белорусы в деревнях больше тянулись не к польской культуре, а к белорусской».
Брестский историк обнаружил реферат, подготовленный сотрудниками политического департамента МВД Польши в середине 1935 года, согласно которому в большинстве поветов Виленского и Новогрудского воеводств часть польского населения и вовсе перешла к белорусскому этносу! Неудивительно, что в конце 1937 года МВД Польши даже пошло на разработку плана «Перспективы внутреннего осадничества», который для достижения «стабильного преимущества польского населения» предлагал колонизацию осадников, выселение непольского населения или его обмен на поляков. «Этими миграционными процессами следовало охватить 6 миллионов человек, — обозначает масштабность той давней задумки ученый. — В случае реализации такого проекта существенно обострилась бы этноконфессиональная ситуация в западнобелорусских землях».
Красноармейцы раздают газеты из Москвы в одном из населенных пунктов Гродненской области. 1939 год.
К счастью, подобные замыслы остались лишь на бумаге. Зато в реальности заметно обострялась ситуация социальная. В 1921 году была проложена по живому новая госграница, и жители Западной Белоруссии были разделены со своими близкими и родственниками в БССР. Александр Вабищевич констатирует: «На протяжении всего межвоенного периода не было обеспечено западнобелорусским землям обещанного цивилизационного прорыва. Этот регион в пределах Польского государства оставался отсталым и второстепенным и не получил возможностей для полноценного национально-культурного развития. 43 процента местного населения в возрасте более 10 лет в 1931 году составляли неграмотные. Существовали так называемые бесшкольные местности».
Воссоединение республики положило этому конец. Депутат Палаты представителей, член-корреспондент НАН и доктор исторических наук Игорь Марзалюк констатирует:
— 17 сентября 1939 года — одно из самых важнейших событий белорусской истории ХХ столетия. Но оценивать значение любого события стоит в его историческом контексте. В данном случае — сквозь призму несправедливого Рижского мира. Только тогда мы сможем осознать все величие, всю радость и весь трагизм этого дня.
Да, и весь трагизм. С позиций сегодняшнего дня события 80-летней давности — это еще и приход сталинских репрессий на западнобелорусские земли, говорит Игорь Марзалюк:
— Я уже не раз подчеркивал, что никоим образом не одобряю и не поддерживаю сталинские, да и любые иные репрессии. Однако при рассмотрении исторического события предпочитаю опираться на документы, а не на пропагандистские клише и эмоции. Так вот, хочу обратиться к весьма интересной научной работе польского историка Яна Ежи Милевского «Включение Западной Белоруссии в СССР (1939—1941). Новая точка зрения». Он пишет: «Многое изменилось в вопросе оценки репрессий, чинимых советскими властями. Все чаще отмечается, что касались они всех национальных групп, а не только поляков. Стоит, однако, начать с определения масштаба этих репрессий, наиболее характерной формой которых была депортация населения вглубь СССР. Благодаря проведенным после 1989 года исследованиям, особенно историков из общества «Мемориал», удалось установить, что со всех земель, оккупированных СССР, было выслано около 320 тысяч человек, в том числе из Западной Белоруссии 125 тысяч. Эти выводы значительно корректируют функционировавшие ранее в историографии оценки численности депортированных, которые чаще всего колебались вокруг 1,5 миллиона».
Зато непреложным остается тот факт, что воссоединение наших земель в сентябре 1939-го стало истинным праздником для всех, кому была небезразлична Беларусь — вне зависимости от идеологических убеждений. Даже один из основателей белорусского национального движения Антон Луцкевич, приветствуя 24 сентября 1939 года на Лукишской площади в Вильно новую власть, не мог сдержать восторга: «Белоруссия снова стала единой, никакие границы не поделят уже объединенных белорусских земель… Перед нами огромная работа, работа по восстановлению всего того, что годами приходило в упадок… Создание объединенной, свободной, советской Белоруссии будет определять дорогу ее быстрого развития». А в вышедшей в 1956 году в США книге «Белоруссия. Становление нации» советолог Николас Вакар писал про события 17 сентября 1939 года: «Для белорусов это означало восстановление их территориального единства, долгое время порушенного войнами и революциями».
МНЕНИЯ
Владимир Егорычев, кандидат исторических наук:
— Все белорусские школы, открытые в период существования советской власти, в Западной Белоруссии были закрыты. Преследовалась прогрессивная белорусская печать. Белорусы не допускались на государственную службу, а в польских почтово-телеграфных ведомствах не принимались письма и телеграммы, адресованные на белорусском языке даже латинским шрифтом. Белорусский язык в Польше не признавался, а тех, кто на нем разговаривал, считали безграмотными и лишали избирательного права.
Александр Кохановский, декан исторического факультета БГУ кандидат исторических наук:
— 17 сентября 1939 года — однозначно символ нашей исторической памяти. Пока были живы непосредственные свидетели тех событий, никогда не ставился вопрос о том, как оценивать факт воссоединения. Когда исследователи в других странах уверяют, что пакт Молотова — Риббентропа «несправедлив», они имеют право на эту точку зрения. Но мы будем рассматривать это событие с нашей точки зрения, с позиций его важности для белорусского народа! Почему же мы должны отказываться от собственной истории?
osipov@sb.by