Кормить позже и обильнее, учитывать вкусы детей. Могилев присоединился к эксперименту со школьным питанием
22.12.2022 14:08:18
Любовь СОЛОВЬЕВА
В 21 учреждении образования – по три в каждой области и в Минске – стартовал эксперимент по организации питания школьников. Одной из участниц пилотного проекта в Могилеве выбрали среднюю школу № 45, что вполне объяснимо. Если справится самое большое в области учреждение (здесь обучается более 2,6 тысячи детей), то справятся и все остальные.
К обеду дети успевают нагулять аппетит
Директор могилевской средней школы № 45 Владимир Матиевский рассказывает:
– Эксперимент стартовал 19 декабря. Но пока идет подготовительный этап: опрос ребят и родителей, составление маршрутов перемещения детей по школьным коридорам, чтобы они максимально быстро попадали в столовую на обед, но в то же время не задерживали других едоков. Комбинат школьного питания разрабатывает двухнедельное меню, и уже в ближайшее время начнется дегустация новых блюд, на которую пригласят мам и пап и комитет ученического контроля по питанию, созданный из старшеклассников. Планируется, что в третьей четверти школьники начнут питаться по-новому.
Учащиеся не любят молочный суп, печень и перловку, а в топе у них картошка, макароны и сосиски, делится результатами анкетирования Владимир Васильевич:
– Но рацион должен быть разнообразным и полезным, в том числе с молочными продуктами, рыбой, овощами. Наша задача – придумать, как они попадут в организм детей: в виде йогурта, сметаны, молока в пакетиках, рыбных котлет или филе.
Новые блюда попадут на стол уже в январе
– Сейчас первый визит в столовую – после первого урока в 08:40. Если родители накормили ребенка завтраком, то он еще не проголодался и почти ничего не ест. Зато обед сделаем объемнее, полезнее и питательнее.
Заведующая производством школьной столовой Ольга Сидорова предполагает, что работать станет сложнее:
– Увеличится поток детей и количество блюд, но я рада, что у ребят решили спросить их мнение. Идеальный вариант, на мой взгляд, – отмена норм, которых придерживаемся сейчас, и значительное разнообразие меню. Ну не едят дети столько овощей и рыбы!
Десятиклассницы Екатерина Роговцова и Александра Жиловачик в столовой питаются нечасто:
– На переменке не так много времени, поэтому берем ссобойку или забегаем в буфет. Но любим, когда дают картошку с куриным филе, а вот молочный суп – фу! Было бы здорово в меню добавить сырники и запеканку, а убрать перловку и молочный суп.
Рабочий день на кухне начинается в пять утра
А вот у восьмиклассника Романа Праборщука нареканий нет – все съел. Так же поступили ученики 9-го класса Максим Будкевич и Даниил Кавков:
– Да ничего не надо менять. Все вкусно и разнообразно!
Кстати, может, еще поработать над названием блюд? Сами были свидетелями, как младшеклассники без энтузиазма жевали курицу в панировке, но стоило одному сказать: «Это же как наггетсы», – умяли все мигом!
– Выгоднее станет или нет, сложно сказать. Например, сохранятся льготы для начальной школы, которая вместо бесплатного завтрака получит обед, что весомее. А вот дети отдельных категорий, которые и завтракали, и обедали, определенно проиграют. Но проект как раз покажет, что хорошо, что плохо, а что надо откорректировать.
В ТЕМУ
Учащиеся Рязанцевской школы Мстиславского района научились делать фрипсы – тонко нарезанные и высушенные овощи или фрукты. Полезные перекусы готовят в специальном сушильном шкафу при температуре не выше 60 градусов. Дегидратор ребята получили за победу в конкурсе школьных предпринимательских инициатив, который проводила республиканская общественная организация «Белорусский зеленый крест». А при помощи имеющегося в школе вакууматора лакомство можно поместить в вакуумную упаковку. Девизу «Выброси чипсы – возьми фрипсы» последовали многие ученики, сделав выбор в пользу полезного перекуса.
soloveva@sb.by,
Фото Мариам ТАБАГАРИ, Натальи МАНУСОВОЙ
К обеду дети успевают нагулять аппетит
В чем соль
Свести суть эксперимента можно к нескольким основным тезисам: во-первых, увеличились денежно-натуральные нормы школьного питания, а значит, и количество еды; во-вторых, учеников будут кормить позже, чтобы они нагуляли аппетит; в-третьих, меню составят с учетом их вкусов и предпочтений.Директор могилевской средней школы № 45 Владимир Матиевский рассказывает:
– Эксперимент стартовал 19 декабря. Но пока идет подготовительный этап: опрос ребят и родителей, составление маршрутов перемещения детей по школьным коридорам, чтобы они максимально быстро попадали в столовую на обед, но в то же время не задерживали других едоков. Комбинат школьного питания разрабатывает двухнедельное меню, и уже в ближайшее время начнется дегустация новых блюд, на которую пригласят мам и пап и комитет ученического контроля по питанию, созданный из старшеклассников. Планируется, что в третьей четверти школьники начнут питаться по-новому.
Учащиеся не любят молочный суп, печень и перловку, а в топе у них картошка, макароны и сосиски, делится результатами анкетирования Владимир Васильевич:
– Но рацион должен быть разнообразным и полезным, в том числе с молочными продуктами, рыбой, овощами. Наша задача – придумать, как они попадут в организм детей: в виде йогурта, сметаны, молока в пакетиках, рыбных котлет или филе.
Новые блюда попадут на стол уже в январе
Тайминг всему голова
Согласно эксперименту кормить начнут примерно через 3,5 часа после открытия школы. Владимир Матиевский объясняет рациональность такого подхода:– Сейчас первый визит в столовую – после первого урока в 08:40. Если родители накормили ребенка завтраком, то он еще не проголодался и почти ничего не ест. Зато обед сделаем объемнее, полезнее и питательнее.
Количество приемов пищи будет зависеть от времени, которое ребята проводят в учреждении. От 3,5 до 6 часов – один, более 10 – три.Столовая в школе хоть и большая (на 360 мест), но накормить всех получится лишь в четыре захода. Оперативно сервировать столы и затем убрать работникам пищеблока будет непросто, но на выручку придут дежурные учащиеся.
Заведующая производством школьной столовой Ольга Сидорова предполагает, что работать станет сложнее:
– Увеличится поток детей и количество блюд, но я рада, что у ребят решили спросить их мнение. Идеальный вариант, на мой взгляд, – отмена норм, которых придерживаемся сейчас, и значительное разнообразие меню. Ну не едят дети столько овощей и рыбы!
Ложки звенят
В столовую мы попали в обед. В меню – гороховый суп, пшенная каша с курицей, салат из морской капусты и кисель. Заглядываем в тарелки на уборочном столе – в мусорное ведро отправляется примерно половина еды.Десятиклассницы Екатерина Роговцова и Александра Жиловачик в столовой питаются нечасто:
– На переменке не так много времени, поэтому берем ссобойку или забегаем в буфет. Но любим, когда дают картошку с куриным филе, а вот молочный суп – фу! Было бы здорово в меню добавить сырники и запеканку, а убрать перловку и молочный суп.
Рабочий день на кухне начинается в пять утра
А вот у восьмиклассника Романа Праборщука нареканий нет – все съел. Так же поступили ученики 9-го класса Максим Будкевич и Даниил Кавков:
– Да ничего не надо менять. Все вкусно и разнообразно!
Кстати, может, еще поработать над названием блюд? Сами были свидетелями, как младшеклассники без энтузиазма жевали курицу в панировке, но стоило одному сказать: «Это же как наггетсы», – умяли все мигом!
Цена вопроса
В школе ест 91 процент учеников, из которых платно – лишь около 20.Согласно пилотному проекту питание обойдется в 2,54 рубля в день.Директор школы рассуждает:
– Выгоднее станет или нет, сложно сказать. Например, сохранятся льготы для начальной школы, которая вместо бесплатного завтрака получит обед, что весомее. А вот дети отдельных категорий, которые и завтракали, и обедали, определенно проиграют. Но проект как раз покажет, что хорошо, что плохо, а что надо откорректировать.
Внедрять или не внедрять
Эксперимент продлится до конца апреля. В школе будут скрупулезно фиксировать результаты, отслеживать динамику количества регулярно опрашивать детей.
В мае – отчеты на стол, чтобы до начала нового учебного года Министерство образования и Совет Министров успели оценить, внедрять ли этот опыт во все школы страны.
В ТЕМУ
Учащиеся Рязанцевской школы Мстиславского района научились делать фрипсы – тонко нарезанные и высушенные овощи или фрукты. Полезные перекусы готовят в специальном сушильном шкафу при температуре не выше 60 градусов. Дегидратор ребята получили за победу в конкурсе школьных предпринимательских инициатив, который проводила республиканская общественная организация «Белорусский зеленый крест». А при помощи имеющегося в школе вакууматора лакомство можно поместить в вакуумную упаковку. Девизу «Выброси чипсы – возьми фрипсы» последовали многие ученики, сделав выбор в пользу полезного перекуса.
soloveva@sb.by,
Фото Мариам ТАБАГАРИ, Натальи МАНУСОВОЙ