Разбил бутылку в магазине, купил конфеты с личинками: специалист МАРТ о том, когда закон на стороне покупателя
18.08.2024 20:00:00
Ольга НЕВМЕРЖИЦКАЯ
В магазин мы приходим в предвкушении хороших покупок, а уходим порой… с плохим настроением. Так бывает, когда цена на кассе оказалась вовсе не той, что заявлена в торговом зале. А если представить, что еще и охранник попросит показать сумку, где, как ему привиделось, спрятана сворованная шоколадка, становится вообще неприятно. На что имеет право покупатель, когда переступает порог торгового объекта, а где однозначно прав продавец? Мы смоделировали несколько типичных ситуаций и попросили разобрать их начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инну Гаврильчик.
Фото из архива «СБ»
Товар в магазине — имущество торгового объекта. Поэтому в ситуации, когда вы случайно или намеренно разбили бутылку, ответственность ложится на вас. Имущественный ущерб человек должен возместить, оплатив испорченный товар. Однако каждый случай индивидуален. Например, покупатель мог поскользнуться на мокром полу. Тогда произошедшее становится ответственностью магазина и возмещать ущерб клиент не обязан. Важно понимать: подобные случаи не регулируются законом о защите прав потребителей и решаются между двумя субъектами — магазином и покупателем. Установить детали порой помогает запись с камеры видеонаблюдения: можно увидеть посекундно, что происходило в торговом зале. Иногда спор сторон доходит до суда, но чаще все разрешается мирно.
Покупатель имеет право получить товар по стоимости, заявленной в торговом зале. Это зафиксировано в пункте 20 постановления Совета Министров № 703. Сотрудники магазина могут пояснять несоответствие цены: дескать, в месте выкладки товара остался старый ценник, а на кассе стоимость актуальная. Однако такое пояснение не является оправданием — товар должен быть продан по стоимости, указанной на ценнике. Если продавец уже успел пробить товар по неправильной цене и не соглашается продать его по той, которая заявлена в торговом зале, можно потребовать книгу замечаний и предложений, вернуть товар и получить деньги обратно.
В этом случае приобретен товар ненадлежащего качества. Его нужно вернуть в магазин и получить потраченные деньги обратно. Их обязаны возместить в день обращения, а если нет такой возможности (так бывает, когда продавец сдал кассу и наличных у него нет) — в течение семи дней. Связываться с производителем товара при этом необязательно. Также необязательно следить за сохранностью упаковки приобретенного некачественного товара: его можно сдать и без нее. Доказательством, что продукция приобреталась в конкретном магазине, служат чек или факт оплаты картой.
Если продавец отказывается вернуть деньги, покупатель вправе требовать книгу замечаний и предложений, где сможет зафиксировать произошедшее. Далее следует обратиться в санстанцию. Специалисты проверят торговый объект и самостоятельно изымут товар для исследования в лаборатории. Затем вынесут вердикт, по результатам которого торговый объект может получить штраф.
Вы можете потребовать и моральную компенсацию. Так, например, если коробка плохих конфет приобретена к празднику и вскрыта при гостях, моральный вред очевиден. Или другой случай: сладостями с «экзотической начинкой» угостили ребенка. Мягко говоря, неприятно. Продавец отказывается выплатить компенсацию добровольно? Потребитель вправе обратиться в суд.
В этом случае также актуальна книга жалоб и предложений, но не только она. Контроль осуществляют управления торговли райисполкомов или горисполкомов. Если владелец магазина возместил материальный ущерб и при этом продолжает продавать просрочку, стоит сфотографировать такой товар на полках, а затем написать обращение в исполком. Сотрудники проведут проверку и привлекут к ответственности всех причастных.
Человек разбил стеклянную бутылку в магазине. В каких случаях он должен возместить ущерб, а в каких произошедшее считается ответственностью магазина?
Товар в магазине — имущество торгового объекта. Поэтому в ситуации, когда вы случайно или намеренно разбили бутылку, ответственность ложится на вас. Имущественный ущерб человек должен возместить, оплатив испорченный товар. Однако каждый случай индивидуален. Например, покупатель мог поскользнуться на мокром полу. Тогда произошедшее становится ответственностью магазина и возмещать ущерб клиент не обязан. Важно понимать: подобные случаи не регулируются законом о защите прав потребителей и решаются между двумя субъектами — магазином и покупателем. Установить детали порой помогает запись с камеры видеонаблюдения: можно увидеть посекундно, что происходило в торговом зале. Иногда спор сторон доходит до суда, но чаще все разрешается мирно.
В каких случаях охранник имеет право попросить покупателя показать пакет с купленной продукцией или проверить сумку, рюкзак?
Досматривать личные вещи могут только сотрудники милиции и охранных организаций, у которых есть соответствующая лицензия. Штатный охранник магазина этого делать не может. Если есть подозрения, что человек что-то украл, охранник может вызвать милицию и попросить человека задержаться. А вот самостоятельно проводить допрос, смотреть пакет с покупками, сумку, карманы не имеет права.
Бывает, что цены в торговом зале не соответствуют ценам, озвученным кассиром. По какой стоимости покупателю все-таки должны продать товар?
Семья купила конфеты, а дома оказалось, что внутри червячки и личинки насекомых. Возместит ли магазин стоимость конфет или это ответственность производителя продукции?
Если продавец отказывается вернуть деньги, покупатель вправе требовать книгу замечаний и предложений, где сможет зафиксировать произошедшее. Далее следует обратиться в санстанцию. Специалисты проверят торговый объект и самостоятельно изымут товар для исследования в лаборатории. Затем вынесут вердикт, по результатам которого торговый объект может получить штраф.
Вы можете потребовать и моральную компенсацию. Так, например, если коробка плохих конфет приобретена к празднику и вскрыта при гостях, моральный вред очевиден. Или другой случай: сладостями с «экзотической начинкой» угостили ребенка. Мягко говоря, неприятно. Продавец отказывается выплатить компенсацию добровольно? Потребитель вправе обратиться в суд.
Покупатель хочет сделать фото или видео в магазине: снять ценники, продукцию. Так можно?
Фото из архива «СБ»
Законодательство не запрещает фотографировать или вести видеосъемку в магазине. Это публичное место. Как правило, покупатель делает снимки или видео, чтобы выслать близкому человеку, который попросил приобрести товар. Аналогичная ситуация в магазинах одежды: запретить клиенту снимать себя на камеру в примерочной (так любят делать, чтобы потом выложить фото в соцсети) продавцы не имеют права. Другая ситуация, если клиент снимает покупателей или персонал. Здесь вопрос переходит в плоскость защиты персональных данных. В таком случае вы обязаны предупредить о съемке тех, кто попадает в кадр, и удостовериться, что они не против.
Если человек приобрел продукт с истекшим сроком годности, вернул его и получил деньги обратно, можно ли в дополнение сделать так, чтобы магазин наказали за продажу просрочки?
Фото из архива «СБ»
В этом случае также актуальна книга жалоб и предложений, но не только она. Контроль осуществляют управления торговли райисполкомов или горисполкомов. Если владелец магазина возместил материальный ущерб и при этом продолжает продавать просрочку, стоит сфотографировать такой товар на полках, а затем написать обращение в исполком. Сотрудники проведут проверку и привлекут к ответственности всех причастных.
А если не удержался?
Узнали, можно ли пробовать продукты в магазине до их покупки
Иногда жажда или голод мучают так сильно, что не успеваешь дойти до кассы. Законно ли вскрывать неоплаченный товар? В эфире телеканала ОНТ адвокат Мария Загудаева рассказала, что на этот вопрос отвечает статья 210 Гражданского кодекса. Там указано, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Соответственно, открывать напитки и пробовать продукты до того, как их купили, противозаконно. За это грозит штраф.