Руководитель симуляционного центра в Гродно о пути в профессию, обучении будущих врачей и пациентах-манекенах
22.06.2023 14:55:48
Катерина ЧАРОВСКАЯ
Симуляционно-аттестационный центр Гродненского государственного медицинского университета – это 350 единиц новейших симуляторов с высоким уровнем реалистичности. Они помогают на практике отрабатывать медицинские навыки: от элементарных вроде забора крови до требующих высочайшего уровня знаний и мастерства, таких как лапароскопическая хирургия и реанимация. Руководит этим царством муляжей, виртуальных и роботизированных манекенов и высокотехнологичных аппаратов 28-летняя Валерия Бутько.
– Во время учебы занималась научной деятельностью, писала статьи. После магистратуры пришла по распределению в лабораторию практического обучения – так тогда назывался наш симуляционный центр. Как раз в этот период закупалось новое оборудование, появлялись дополнительные возможности в освоении учебных модулей.
Преподаватель вспоминает, как, еще будучи студенткой, посещала занятия в лаборатории. Конечно, опыт интересный, но манекены и оборудование были примитивнее, чем нынешние. Оттачивали только элементарные умения: сердечно-легочную реанимацию, ушивание ран. Простым практическим навыкам Валерии пришлось обучать студентов в начале своей преподавательской карьеры.
– В то время наша база состояла из восьми кабинетов и шести модулей. Передо мной поставили задачу готовить к открытию новое трехэтажное здание. Занялись разработкой технических заданий, закупали и монтировали оборудование. Симуляционно-аттестационный центр, в котором мы сейчас с вами находимся, создан с нуля. Теперь у нас более 30 кабинетов, 12 модулей, и это далеко не предел. Недавно мы первыми в стране открыли симуляционный кабинет «врач общей практики». В нем есть робот с возможностью выполнения ЭКГ, оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, измерения глюкозы в крови, артериального давления и многих других манипуляций, которые у врача общей практики должны быть доведены до автоматизма.
![](/upload/iblock/6fd/xy61q1vrxyq25xy1kkgqxmy1rmcb9wzr.jpg)
Сейчас центр выступает не только базовой площадкой для практической подготовки студентов, здесь также проходят повышение квалификации опытные врачи. Техника помогает смоделировать даже нестандартные ситуации, которые могут возникнуть у практикующего диагноста, хирурга либо терапевта и с которыми ему в реальности, возможно, не придется столкнуться. В центре организовали курсы по оказанию первой медицинской помощи для сторонних организаций.
![](/upload/iblock/e62/2ekcd8ehu14bclvhskavt5ssleklgtbt.jpg)
Руководитель центра рассказывает:
– Многие посетители не сразу понимают, что на кушетке лежит ненастоящий человек. Для нас, сотрудников, они как хорошие друзья. Например, манекен для отработки неотложных состояний в анестезиологии и реаниматологии выглядит как крупный мужчина лет пятидесяти. Его зовут Валера. Роботу-симулятору роженицы дали имя Соня. Иногда кажется, что у каждого из них свой характер, свои особенности. Мы не считаем их куклами. Это создания, которые умирают и воскресают в зависимости от заданной программы и мастерства медика во имя спасения жизни людей.
![](/upload/iblock/10b/src6p06b55kna5gx0j1wlk7zd0n05d42.jpg)
Валерия уверена, что у центра большое будущее из-за того, что медицинское образование становится более практико-ориентированным. Двигаться можно в разных направлениях: закупать новые тренажеры, увеличивать количество приобретаемых навыков, расширять перечень предоставляемых услуг, активизировать научную работу. В ближайших планах приобрести для педиатров высокореалистичный тренажер так называемого виртуального пациента. Это интерактивный экран, где можно задать данные ребенка любого возраста, от младенческого до подросткового, с самыми разными клиническими случаями. Студенту предстоит осмотреть, опросить посетителя и в зависимости от поставленного диагноза получить непредвзятую оценку от электронного помощника.
charovskaya@sb.by
Первые шаги
Решение стать врачом Валерия приняла в старших классах. Девушке легко давалась биология, поэтому она выбрала профессию, которая могла бы максимально раскрыть ее способности. Поступила в Гродненский государственный медицинский университет на медико-диагностический факультет:– Во время учебы занималась научной деятельностью, писала статьи. После магистратуры пришла по распределению в лабораторию практического обучения – так тогда назывался наш симуляционный центр. Как раз в этот период закупалось новое оборудование, появлялись дополнительные возможности в освоении учебных модулей.
Преподаватель вспоминает, как, еще будучи студенткой, посещала занятия в лаборатории. Конечно, опыт интересный, но манекены и оборудование были примитивнее, чем нынешние. Оттачивали только элементарные умения: сердечно-легочную реанимацию, ушивание ран. Простым практическим навыкам Валерии пришлось обучать студентов в начале своей преподавательской карьеры.
![](/upload/iblock/420/pmsnrgvm5btqaht39dm6x6zyup8nqc3w.jpg)
Энергия развития
Со временем база совершенствовалась. Молодая педагог активно участвовала в развитии центра: занималась наукой, стала одной из тех, кто отладил систему приема клинического экзамена международного образца у студентов. Руководство университета оценило активную позицию Валерии, ее видение перспектив развития симуляционного обучения и предложило возглавить центр. В должность она вступила в 26 лет:– В то время наша база состояла из восьми кабинетов и шести модулей. Передо мной поставили задачу готовить к открытию новое трехэтажное здание. Занялись разработкой технических заданий, закупали и монтировали оборудование. Симуляционно-аттестационный центр, в котором мы сейчас с вами находимся, создан с нуля. Теперь у нас более 30 кабинетов, 12 модулей, и это далеко не предел. Недавно мы первыми в стране открыли симуляционный кабинет «врач общей практики». В нем есть робот с возможностью выполнения ЭКГ, оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, измерения глюкозы в крови, артериального давления и многих других манипуляций, которые у врача общей практики должны быть доведены до автоматизма.
![](/upload/iblock/6fd/xy61q1vrxyq25xy1kkgqxmy1rmcb9wzr.jpg)
Сейчас центр выступает не только базовой площадкой для практической подготовки студентов, здесь также проходят повышение квалификации опытные врачи. Техника помогает смоделировать даже нестандартные ситуации, которые могут возникнуть у практикующего диагноста, хирурга либо терапевта и с которыми ему в реальности, возможно, не придется столкнуться. В центре организовали курсы по оказанию первой медицинской помощи для сторонних организаций.
Его зовут Валера
Обустраивая симуляционные кабинеты, Валерия уделяла большое внимание тому, чтобы условия в них были максимально приближены к клиническим. Особую роль играют пациенты-манекены. Они не только внешне выглядят как люди, но и внутренне, вплоть до циркулирующих жидкостей, повторяют особенности человеческого организма. Даже «кровь» окрашивается в красный цвет, чтобы сохранять иллюзию реальности и вызывать у студентов привыкание к ее виду во время операций и медицинских манипуляций.![](/upload/iblock/e62/2ekcd8ehu14bclvhskavt5ssleklgtbt.jpg)
Руководитель центра рассказывает:
– Многие посетители не сразу понимают, что на кушетке лежит ненастоящий человек. Для нас, сотрудников, они как хорошие друзья. Например, манекен для отработки неотложных состояний в анестезиологии и реаниматологии выглядит как крупный мужчина лет пятидесяти. Его зовут Валера. Роботу-симулятору роженицы дали имя Соня. Иногда кажется, что у каждого из них свой характер, свои особенности. Мы не считаем их куклами. Это создания, которые умирают и воскресают в зависимости от заданной программы и мастерства медика во имя спасения жизни людей.
![](/upload/iblock/10b/src6p06b55kna5gx0j1wlk7zd0n05d42.jpg)
Валерия уверена, что у центра большое будущее из-за того, что медицинское образование становится более практико-ориентированным. Двигаться можно в разных направлениях: закупать новые тренажеры, увеличивать количество приобретаемых навыков, расширять перечень предоставляемых услуг, активизировать научную работу. В ближайших планах приобрести для педиатров высокореалистичный тренажер так называемого виртуального пациента. Это интерактивный экран, где можно задать данные ребенка любого возраста, от младенческого до подросткового, с самыми разными клиническими случаями. Студенту предстоит осмотреть, опросить посетителя и в зависимости от поставленного диагноза получить непредвзятую оценку от электронного помощника.
charovskaya@sb.by