Бесстрашные соколы
03.05.2012 17:26:29
Беспримерные подвиги советских летчиков вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Среди них есть и наши климовчане. Путевку в небо им дал Климовичский аэроклуб, в котором они начинали постигать летное мастерство.
Герою Советского Союза Николаеву Ивану Стефановичу 21 мая 2012 года исполнилось бы 96 лет.
Но в неполные 29 лет оборвалась жизнь героя. Майор Николаев И. С. погиб 11 апреля 1945 года при выполнении боевого задания.
Родился Иван Стефанович в г. Климовичи. Окончил 2-ю семилетнюю школу. Музыка и небо — две страсти. И были они столь притягательны, что связали его с армией.
В 1934 г. юноша поступил добровольцем в 11-й саперный батальон, в музыкальный взвод. Саперы создали свой духовой оркестр. Ежедневно под музыку оркестра они следовали на обед по улице Интернациональной, в районе нынешнего МЦДМ размещалась их столовая. А в выходные и праздничные дни играли в городском парке. Оставили у климовчан о себе неизгладимые впечатления и добрую память.
В 1937 г. учился И. С. Николаев в Климовичском аэроклубе. Клуб ДОСААФ находился в районе ДСПМК-9.
На старом аэродроме будущие летчики осваивали техническую часть самолетов и совершали первые полеты под руководством инструкторов.
Прыжки совершали с парашютной вышки, которая размещалась в парке города.
После сдачи экзаменов (в г. Орша) Иван Стефанович в числе лучших был зачислен в летную военную школу в г. Борисоглебске.
Великая Отечественная война застала Николаева в Харькове в должности летчика-инструктора.
С приближением фронта училище было эвакуировано в Красноярск.
Иван Стефанович пишет командованию один рапорт за другим об отправке его на фронт. Наконец, просьба была удовлетворена. Начались боевые будни. С ноября 1942 года младший лейтенант Николаев сражается на
Калининском, потом Воронежском, I и II Украинских фронтах.
Из 135 успешных боевых вылетов 109 раз лично водил группы штурмовиков: от 6 до 20 единиц самолетов «ИЛ-2». В освобожденные Климовичи родным пришло письмо, датированное 14 января 1943 года. Писал секретарь комсомольского бюро лейтенант Никонов по поручению части 375: «...Наша часть наносит смертельные удары фашистскому зверю, громит его технику и живую силу. Часть имеет своих героев и в их числе воспитанников Ленинско-
Сталинского комсомола, молодых советских людей, готовых отдать свою жизнь за Родину...
Вот один из эпизодов работы гвардии старшего лейтенанта: выполняя боевое задание командования по штурмовке вражеских танков, Николаев был обстрелян сильным зенитным огнем противника. Самолет был подбит, Ваня ранен.
Несмотря на то, что кровь застилала ему глаза, одна рука не действовала, он решил вести боевую машину на родной аэродром...
Товарищ Николаев уже давно поправился и снова громит ненавистных врагов. Теперь грудь его украшает орден Отечественной войны I степени».
Одна за другой следовали боевые награды: за боевые заслуги гвардии старший лейтенант Николаев И. С. награжден орденом Красного Знамени, приказ от 27 августа 1943 года.
Приказом от 23 декабря 1943 года гвардии капитан Николаев И. С. награжден орденом Богдана Хмельницкого.
В этом же звании 20 августа 1944 г. Иван Стефанович удостоен ордена Красного Знамени.
А 28 января 1945 г. гвардии майор Николаев награжден орденом Александра Невского.
Вылетая на задание, ставшее последним, Иван Стефанович не знал, что по инстанции уже представлены документы о награждении его высшей правительственной наградой — званием Героя Советского Союза.
Звание Героя Советского Союза Николаеву Ивану Стефановичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.05.1946 года.
Младший лейтенант Бутелин Леонид Георгиевич (д. Родня) в 5 часов 15 минут 22 июня 1941 года над г. Иваново-Франковском, израсходовав боезапас, на самолете «И-153» таранил немецкий «Ю-88».
2 сентября 1941 г. младший лейтенант Зайцев Сергей Фомич (д. Игнатовка) вступил в бой с бомбардировщиками противника, которые заходили на цель. Израсходовав боезапас, летчик на «И-16» отрубил винтом часть хвостового оперения ближайшего «Хейнкель-111».
Подобный подвиг совершил 9 мая 1942 г. младший лейтенант Судзиловский Александр Николаевич (д. Медведовка) у г. Поти на самолете «И-153».
Капитан Павлов Василий Кириллович (д. Пожарь) погиб 19 ноября 1944 г., возвращаясь с задания на подбитой машине, и сам будучи тяжело раненым.
И лишь летчику, Герою Советского Союза, климовчанину Петушкову Алексею Свиридовичу судьбой было положено прожить долгую жизнь.
Кадровый военный. На фронте с первых дней войны. Провел 250 боевых вылетов, из них 10
вылетов по бомбардированию военно-промышленных объектов: Кенигсберг, Берлин, Варшава, Данциг, Бухарест в 1942 г. В 1956 г. окончил Военную академию Генштаба. После выхода в запас работал на административной работе. Жил в г. Полтава.
Шиманский Владимир Александрович — уроженец Пуховичского района Минской области. Журналист Климовичской районной газеты «Камуна». Осваивает профессию летчика в Климовичском аэроклубе.
С 1942 г. военный летчик младший лейтенант Шиманский на фронте. Орденоносец, любимец части.
Погиб 11 августа 1943 г. Из письма сослуживца, майора Бекаревича: «...Запнуў ён геройскі. Самалёт быў падбіты i загарэўся у паветры. Адно выратаванне — парашут. Але да гэтага Валодзя не прыбег: лепей смерць, чым палон. Свой падаючы самалет ён накіраваў на скапленне жывой сілы i тэхнікі ворага. Пад cваім caмалётам ён пахаваў дзесяткі нямецкіх галаварэзаў, а сам загінуў як сапраўдны савецкі герой».
И еще один бесстрашный сокол из д. Балешин Климовичского района — Герой Советского Союза Рябчевский Михаил Федорович.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 г. Командир эскадрильи штурмовиков, штурман полка, дивизии, командир штурмового авиаполка. Совершил 192 боевых вылета, нанес врагу большой урон в живой силе и боевой технике. Уничтожил 5 вражеских самолетов в воздухе и 20 на земле.
С 1956 г. полковник Рябчевский в запасе. Жил в Могилеве. Умер 31.3.1979 г.
Л. АНДРЮШКОВА,
директор Климовичского
краеведческого музея