Беречь казну, исключить коррупцию
05.04.2011 19:28:39
Только в прошлом году управление ведомственного контроля Минсельхозпрода выявило более трех миллиардов рублей вреда, нанесенного предприятиям и государству.
СЛОВО «коррупция» старо как мир. В латинском языке corruption означало подкуп. Куда ярче, чем некогда носители мертвого языка, высказались китайцы! Ведь коррупция по-китайски первоначально означало алчный, жадный. Но как бы ни звучало это слово на разных языках, его суть не меняется: коррупция — одна из самых серьезных проблем современности. И ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к этой опасной болезни. В нашей стране с коррупцией основательно борются не первый год. Об отношении государства к этой проблеме ясно говорят Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый в 2006 году, и разработанные государственные программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2007—2010 и на 2010—2012 годы. Причем у нас с коррупцией борются не только представители правоохранительных органов. Со дня образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь функционирует и его особое структурное подразделение — Управление ведомственного контроля. О его буднях «БН» рассказал заместитель начальника управления Виталий СТРОГИЙ.
Контроль помогает скорректировать деятельность организации или отдельных ее структурных подразделений, сделать ее работу максимально эффективной. Вот это, собственно, и есть главная задача Управления ведомственного контроля (УВК) Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Мы контролируем соблюдение норм законодательства подведомственными предприятиями при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, государственного имущества, валюты и кредитов банка, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса... Установленные во время проверок факты бесхозяйственности, расточительства, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей тщательно анализируются. При этом мы исходим из того, что основная деятельность ведомственного контроля, каждая проверка должны быть направлены на упреждение нарушений, носить профилактический характер и способствовать принятию управленческих решений на перспективу. Главный принцип — выявить основные, типичные проблемы. И не допустить их повторения в дальнейшем.
— Работа ведомственного контроля — это источник достоверной информации. А как принято говорить, кто владеет информацией, тот владеет миром. Другими словами, без достоверных данных сложно принять правильное управленческое решение...
— Безусловно. Поэтому наша система работы выстроена таким образом, что обязательное условие — это обратная связь с предприятиями. То есть по итогам каждой проверки, помимо требований по устранению выявленных нарушений, мы разрабатываем предложения и рекомендации с тем, чтобы устранить причины, приведшие к нарушению законодательства. А должностные лица проверенных предприятий и организаций в установленный законодательством срок информируют УВК о принятых мерах в части устранения нарушений, отраженных в актах проверок.
Чтобы повысить результативность ведомственного контроля, управление одновременно проверяет субъекты хозяйствования одной подотрасли, или входящие в одно из республиканских объединений, с последующим рассмотрением результатов проверок на коллегиях. Это позволяет определить уровень работы руководителей подотрасли, объединений в части целевого и эффективного использования государственных средств. В том числе выделенных в рамках республиканских целевых программ и мероприятий по сельскому хозяйству.
Одно из важнейших направлений работы УВК в нынешнем году — контроль за соблюдением законодательства при проведении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных и собственных средств, что имеет важное значение в деле их экономии. Это выражается не только в фиксации нарушений, но и в выработке единых подходов и рекомендаций по организации проведения конкурсов. К слову, совсем недавно управление проанализировало организацию централизованной закупки оборудования для строящихся животноводческих ферм в одной из областей республики. Оказалось, разными организациями региона было проведено два конкурса на поставку доильного оборудования для одних и тех же строящихся ферм. Причем оба — с нарушением действующего законодательства. Один из организаторов конкурса в нарушение Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 года № 235, в задании на закупку не указал методику оценки конкурсных предложений, критерии оценки привел без балльной цены применяемого критерия при подсчете общей суммы баллов. Эти нарушения привели к неравным условиям оценки предложений. На стадии подготовки и подачи конкурсных предложений претенденты фактически не владели информацией о порядке оценки. Конкурс был проведен в форме, способствующей возникновению условий, связанных с коррупционными признаками. Как следствие — сложившаяся ситуация вызвала обоснованные жалобы со стороны претендентов на поставку доильного оборудования. Но самое печальное — подобное подрывает доверие поставщиков к самому процессу проведения конкурсов.
— Тем не менее, Виталий Николаевич, в последние годы в республике наметилась тенденция к уменьшению числа коррупционных преступлений. АПК здесь не исключение?
— Действительно, если вплоть до 2003 года количество выявляемых правонарушений коррупционной направленности в республике ежегодно возрастало, то в последние четыре года отмечается устойчивая тенденция к их сокращению. Некоторое снижение количества выявленных коррупционных преступлений обусловлено, с одной стороны, предпринятыми государственными мерами антикоррупционной направленности, а с другой — работой по профилактике данного явления, в том числе и информационной. Помимо уголовно-правовых мер, важную роль в борьбе с коррупцией играют меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам. Для координации этой деятельности в 2010 году была создана специальная комиссия — Комиссия по предупреждению коррупционных проявлений в системе Минсельхозпрода. Ежемесячно на ее заседаниях рассматриваются факты нарушения законодательства, выявленные сотрудниками управления ведомственного контроля и правоохранительных органов.
Так, на одном из заседаний комиссии были рассмотрены вопросы выполнения договорных условий закупки оборудования и принято решение обязать руководство подведомственного предприятия провести переговоры на предмет обоснованного снижения цены приобретенного товара. В результате проделанной работы стоимость договора на поставленное оборудование была снижена более чем на шесть тысяч долларов США. Всего же за время работы комиссии в 2010 году рассмотрены 19 вопросов о коррупционных проявлениях в отрасли. Тщательно анализируя их, нам удалось предотвратить незаконные и необоснованные расходы бюджетных средств более чем на 700 миллионов рублей.
— Например?
— Например, в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий установлено, что в настоящее время конкурсы на закупку технологического оборудования проводятся без полного учета требований соответствующих технических заданий, из-за чего имеют место случаи закупки оборудования, непригодного к эксплуатации в рамках конкретного проекта либо требующего дополнительных финансовых вложений.
При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК особое внимание мы уделяем фактам продажи продукции, основных средств по заниженным ценам; приобретения товарно-материальных ценностей и другого имущества по завышенным ценам; случаям неоплаты и занижения арендной платы... И это тоже эффективная мера по предотвращению коррупционных проявлений. Так, во время проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий в прошлом году Управление ведомственного контроля Минсельхозпрода выявило более трех миллиардов рублей нанесенного предприятиям, организациям и государству вреда. По сравнению с позапрошлым годом, рост показателя составил 281 с лишним процент. Но это не все: из этих денег нам удалось возместить около 585 миллионов рублей, вернуть в бюджет 244177 тысяч рублей нецелевого использования.
С целью снижения риска коррупции при использовании бюджетных средств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уполномочило осуществлять централизованные госзакупки для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ПО «Белмелиоводхоз», УП «ГИВЦ Минсельхозпрода», РО «Белагросервис», РО «Белсемена», РО «Белптицепром». Для каждой из этих организаций определен перечень товаров, на приобретение которых они уполномочены, что позволило централизовать государственные закупки и исключить сговор поставщиков об установлении монопольной цены.
Для устранения нарушений антикоррупционного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению и привлечению к ответственности виновных лиц, о выявленном нарушении информируются компетентные органы власти и управления в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь.
На сегодняшний день налажен контакт с правоохранительными органами. Кроме того, регулярно проводится анализ поступающей в Минсельхозпрод информации от контролирующих и правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, обращений юридических и физических лиц. Так, по информации МВД Беларуси, совместно с облисполкомами были рассмотрены факты умышленного занижения категорий упитанности реализуемого скота, в результате чего некоторые руководители хозяйств попросту присвоили себе часть полученных денег. Итогом проделанной работы стал разработанный комплекс мер по пресечению коррупционных правонарушений при реализации скота хозяйствами. Он, в частности, предусматривает инвентаризацию крупного рогатого скота в каждой сельскохозяйственной организации, ограничение объема его реализации физическим лицам и расчетов за реализованный скот в наличной форме.
В рамках выполнения координационного плана на второе полугодие прошлого года в июле-августе Минсельхозпрод совместно с КГБ осуществил проверку формирования цен на реализуемый скот. По ее результатам в Брестской, Минской и Могилевской областях к дисциплинарной ответственности привлечены 13 должностных лиц хозяйств. С виновных взыскано 29 миллионов рублей, ряд материалов передан в правоохранительные органы.
— Какие основные нарушения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности подведомственными предприятиями выявило УВК в 2010 году?
— Проверки в АПК республики в прошлом году показали, что наибольший удельный вес среди нарушений занимают неэффективное использование бюджетных средств, а также их использование с нарушением законодательства, занижение стоимости скота и зерна при реализации коммерческим структурам и физическим лицам, завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ, внесение заведомо ложных сведений в финансовые документы и недостоверность ведения бухгалтерского учета, списание кормов с отклонением от утвержденного рациона, нарушения при формировании отпускных цен и выполнении договорных отношений.
— Практика показывает: за преступлением следует наказание... Насколько сегодня эффективен этот «дуэт»? И с какими сложностями, Виталий Николаевич, приходится сталкиваться борцам с коррупцией в отрасли?
— Сложившаяся практика рассмотрения выявленных УВК правонарушений, предание их огласке и привлечение к ответственности виновных лиц, несомненно, сама по себе работает на предупреждение коррупционных проявлений. Совершенствование системы профилактики коррупции и порождающих ее негативных социальных явлений — одна из приоритетных задач работы УВК.
Важное значение в противодействии коррупции имеет кадровая политика в отрасли. Лица, ранее привлеченные к уголовной ответственности, в том числе за совершение коррупционных преступлений, не могут занимать важные государственные посты или быть госслужащими. Так, в августе прошлого года по одному из таких оснований Минсельхозпрод отклонил кандидатуру человека, претендующего на должность генерального директора одной из подведомственных министерству организаций. Предупредительную нагрузку несет в себе законодательно установленный финансовый контроль над доходами государственных служащих. Форма такого контроля традиционная: декларирование. Причем декларации в обязательном порядке представляются гражданами, поступающими на государственную службу, государственными служащими и членами их семей в тот государственный орган, в котором гражданин намеревается работать либо уже работает. Следует отметить, что вопросы борьбы с коррупцией включены в учебно-тематические планы и программы учреждений образования, подчиненных Минсельхозпроду.
Основная проблема сегодня состоит в том, что коррупционные «соглашения» более высокого и скрытого уровня зачастую остаются не выявленными. Деятельность правоохранительных органов обычно результативна только в выявлении так называемой бытовой коррупции. Во многом это объясняется тем, что борьба с коррупционными преступлениями основана на ситуационных факторах. Нет достаточно глубокого изучения и оценки объективной информации о коррупционных возможностях и рисках, которые имеют место быть в нашем обществе. Что обуславливает латентность коррупционных проявлений. Большое значение имеет координация деятельности государственных и общественных структур в сфере профилактики и противодействия преступности и коррупции. И это — одно из направлений, предусмотренных планом мероприятий по борьбе с коррупцией в АПК. Он был разработан Минсельхозпродом в прошлом году в целях реализации Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010—2012 годы и призван обеспечить проведение мероприятий по противодействию коррупции в органах управления и организациях системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
В плане, с учетом опыта прошлых лет, разработаны и утверждены постановлением коллегии министерства эффективные мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений, одним из которых является использование телефонов доверия (телефон доверия Минсельхозпрода — 8(017) 226-05-50) и «горячей» линии для выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции. Тем самым к борьбе с данными правонарушениями активнее привлекается общественность.
Чаще всего за коррупционными преступлениями и правонарушениями стоит корыстный мотив. Но реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Акцент, на мой взгляд, нужно делать на прозрачности функционирования публичных и частных институтов управления, усиление антикоррупционной направленности финансового контроля и отчетности, развитие этических кодексов и правил поведения должностных лиц. Важно также развивать и поощрять инициативу гражданского общества в области противодействия коррупции.
Наталья СЧАСТНАЯ, «БН»