В сфере особого интереса
09.09.2023 10:58:00
Повсеместно во всем мире регистрируется бурный рост продаж электромобилей. Эксперты — о перспективах электротранспорта в нашей стране
Аналитики Международного энергетического агентства утверждают, что уже к 2030 году каждый третий новый автомобиль будет электрическим. В чем плюсы таких машин? Следуют ли белорусские водители мировому тренду на экологичность и экономичность? Готова ли наша инфраструктура обеспечить зарядками всех желающих? Стоит ли белорусам покупать электромобили? Ответы на эти и другие вопросы в эфире ток-шоу «Экономическая среда» на «Беларусь 1» дали эксперты: замминистра энергетики Денис Мороз, первый заместитель генерального директора по производству «БKM-Холдинга» Дмитрий Парков и заместитель гендиректора по строительству и общим вопросам ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.
Эксперты уверены: бурный рост продаж электромобилей происходит в первую очередь из-за того, что они стали заметно дешевле, чем несколько лет назад.
— Мы видим, что за последние несколько лет стоимость накопителей электроэнергии (аккумулятора), которые являются основной составляющей стоимости электромобиля, значительно уменьшилась, — констатирует замминистра энергетики Денис Мороз. — Это привело к тому, что электромобиль перестал быть каким-то исключением из правил, то есть он стал массовым сегментом. Соответственно, появляется больше производителей, которые выпускают эти автомобили, и людей, готовых их покупать и эксплуатировать.
Электромобиль имеет много плюсов как по экологическим (оказывается меньшее воздействие на окружающую среду), так и по экономическим аспектам (заправка и езда на электромобиле для конечного потребителя оказываются дешевле, чем эксплуатация авто на традиционном топливе). Особенно это ценят владельцы электрокаров, живущие в частных домах.
— Потому что политика тарифов Министерства энергетики ставит таких автовладельцев в более экономически привилегированное положение по сравнению с владельцами электромобилей, которые живут в квартирах, — пояснил заместитель гендиректора по строительству и общим вопросам ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.
Немаловажной является и стоимость обслуживания техники: электромобилю не нужны ни смазочные материалы, ни заправочные жидкости. С ним все просто — зарядил, сел и поехал. По этому поводу Андрей Котик заметил:
— Никто сегодня не смотрит черно-белый телевизор, очень редко кто пользуется кнопочным телефоном. И в транспорте происходят примерно такие же процессы.
К слову, вопросами использования электроэнергии в автодвигателях человечество занимается давно: уже с момента создания автомобилей были попытки создать авто именно на электрической тяге. Но на тот момент они были слишком дорогими.
— Сейчас ситуация меняется, есть технологии, есть будущее у этого транспорта. Мы в это будущее вступаем, — убежден Денис Мороз.
Эксперты обращают внимание: КПД электродвигателя составляет свыше 90 процентов, в то время как КПД двигателя внутреннего сгорания — около 40.
— То есть мы можем говорить о том, что к 2025 году этих автомобилей должно быть еще больше. Должны выйти на цифру около 15 тысяч авто и расти дальше.
В поддержку этого прогноза высказался и Андрей Котик:
— Мы, как компания, которая оказывает услуги по зарядке электромобилей, как никто другой видим, каким образом меняется тенденция. У нас с апреля 2023‑го потребление электроэнергии выросло примерно на 60 процентов.
Такую динамику он объясняет теми процессами, которые происходят в сегменте электротранспорта:
— Сейчас в нашей стране идет увеличение предложений по продаже электромобилей стоимостью 20 тысяч долларов и ниже. И эта тенденция в какой-то степени повторяется, как, например, в Китае. Там в 2022‑м наиболее продаваемый электромобиль был не Tesla, а Wuling, который стоил 7 тысяч долларов. Это китайский ситикар с ограниченным пробегом 150 километров. Но вместе с тем было продано почти полмиллиона за год. И сегодня эти электромобили с их характеристиками уже предлагаются на рынке Республики Беларусь. И данная тенденция будет усиливаться. Мы будем иметь рост как в количестве электромобилей, так и в энергопотреблении.
Андрей Котик убежден: имеющаяся зарядная сеть в Беларуси соответствует тем запросам, которые есть со стороны электротранспорта.
— Сейчас у нас 660 зарядных станций по всей стране. До конца года будем доустанавливать, их станет около 700, — пояснил представитель «Белоруснефти». — В том числе мы развиваем и новые технологии. Понимаем, что перспектива за супербыстрыми зарядными комплексами, которые позволяют заряжать электромобиль буквально за 15 — 20 минут.
Он констатировал: эта тема у автопроизводителей — номер один. Иначе говоря, каждый новый электромобиль, который сегодня выходит в серийное производство, имеет мощность заряда не ниже 150 кВт. Что это значит? Когда за 20 — 30 минут зарядки электромобиля можно рассчитывать примерно на 300 километров пробега.
Стоит сказать, что по достаточности зарядных станций и их уровня наша страна лидирует на постсоветском пространстве.
— В 2023‑м мы заняли первое место на евразийском конкурсе в направлении «экологический транспорт». Нас оценивали по очень многим аспектам, и все согласились, что Беларусь — лидер в этом направлении, — сообщил Андрей Котик.
К слову, учитывая растущую популярность электрокаров китайского производства, «Белоруснефть» к концу 2024‑го оснастит все зарядные станции разъемами для китайских электромобилей.
Так, с начала года была развернута программа по модернизации зарядных станций Malanka для оснащения их GB/T-коннектором. Сегодня более 100 станций уже имеют разъем для зарядки электромобилей из КНР.
— К концу года их будет 180. Задача 2024‑го — все наши зарядные станции должны быть с китайскими разъемами, — пояснил Андрей Котик.
Он обратил внимание, что рынок Китая сегодня предлагает современные и наиболее доступные по цене электромобили:
— Они уже напрямую конкурируют с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, спрос на такие электромобили растет.
По словам Дениса Мороза, для создания сети зарядных станций для электротранспорта в этих городах развернуты работы по модернизации электросетей и подстанций, что позволит обеспечить необходимые мощности под проекты:
— Только в Жодино планируются реконструкция действующей и строительство новой трансформаторной подстанции мощностью два мегаватта — соответствующие работы уже реализуются.
Предусматривается, что в Жодино будут курсировать электробусы МАЗ, а в Шклове — электробусы «БКМ-Холдинг».
— Мы рассматриваем этот проект как очень перспективный, имиджевый для страны, — пояснил первый заместитель генерального директора по производству «БКМ-Холдинга» Дмитрий Парков. — В Шклове электрический транспорт будет обслуживать не только сам город, но и свыше 20 маршрутов в близлежащих населенных пунктах. Надеемся, что этот проект будет и далее тиражироваться. Это очень важно, ведь эти населенные пункты будут экологически чистыми.
Вместе с тем «БКМ-Холдинг» отмечает существенный рост спроса на пассажирскую технику, в том числе электробусы. В частности, в первом полугодии текущего года холдинг увеличил объем производства пассажирской техники более чем вдвое.
— Сегодня из заказчиков выстроилась очередь на нашу продукцию, есть огромный спрос в Российской Федерации, 98 процентов поставок техники — это российский рынок. При этом экспортная география очень обширная — от Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга до Новосибирска, Иркутска и так далее, — рассказал представитель «БКМ-Холдинга». — Недавно мы завершили поставки в Боснию и Герцеговину. Работаем активно с новыми рынками — Индией, ОАЭ, в постоянном контакте находимся с Кубой, где спрос очень большой, необходимо только отработать вопросы логистики, учитывая расстояние.
Напомним, что в условиях санкций холдинг перестроил логистические цепочки поставок.
— Мы успели грамотно подойти к вопросам импортозамещения — у нас достаточно партнеров-поставщиков из дружественных стран, которые готовы заменить необходимую комплектацию. Каких-то критических позиций по импорту мы не имеем, — добавил Дмитрий Парков.
В частности, согласно Указу № 92 «О стимулировании использования электромобилей» для физлиц, которые покупают такие транспортные средства, применяется нулевая ставка НДС. Для юрлиц, приобретающих электромобили, — инвестиционный вычет и освобождение от НДС. Также от НДС освобождается выручка юрлиц — продавцов электромобилей.
При нулевой ставке НДС покупка авто обходится гораздо дешевле, чем при обычных условиях. Инвествычет, который применяется в отношении юрлиц, позволяет первоначальную стоимость этого автомобиля отнести к затратам, тем самым снизить налогооблагаемую базу и сэкономить на уплате налогов.
КСТАТИ
За два последних года доля электрокаров на мировом рынке увеличилась на 10 процентных пунктов и составила 14 процентов. По предварительным оценкам, в 2023‑м самым продаваемым автомобилем в мире стал электрический.
Ольга Александрова.
Аналитики Международного энергетического агентства утверждают, что уже к 2030 году каждый третий новый автомобиль будет электрическим. В чем плюсы таких машин? Следуют ли белорусские водители мировому тренду на экологичность и экономичность? Готова ли наша инфраструктура обеспечить зарядками всех желающих? Стоит ли белорусам покупать электромобили? Ответы на эти и другие вопросы в эфире ток-шоу «Экономическая среда» на «Беларусь 1» дали эксперты: замминистра энергетики Денис Мороз, первый заместитель генерального директора по производству «БKM-Холдинга» Дмитрий Парков и заместитель гендиректора по строительству и общим вопросам ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.
Экологично и экономично
По данным одной из ассоциаций автопроизводителей, в 2023‑м электромобили стали популярнее дизельных авто. Их доля достигла 15 процентов и продолжает стремительно расти. Утверждается, что до конца этого года доля электромобилей может составить до 20 процентов от мирового оборота автомобилей, а через несколько лет — треть.Эксперты уверены: бурный рост продаж электромобилей происходит в первую очередь из-за того, что они стали заметно дешевле, чем несколько лет назад.
— Мы видим, что за последние несколько лет стоимость накопителей электроэнергии (аккумулятора), которые являются основной составляющей стоимости электромобиля, значительно уменьшилась, — констатирует замминистра энергетики Денис Мороз. — Это привело к тому, что электромобиль перестал быть каким-то исключением из правил, то есть он стал массовым сегментом. Соответственно, появляется больше производителей, которые выпускают эти автомобили, и людей, готовых их покупать и эксплуатировать.
Электромобиль имеет много плюсов как по экологическим (оказывается меньшее воздействие на окружающую среду), так и по экономическим аспектам (заправка и езда на электромобиле для конечного потребителя оказываются дешевле, чем эксплуатация авто на традиционном топливе). Особенно это ценят владельцы электрокаров, живущие в частных домах.
— Потому что политика тарифов Министерства энергетики ставит таких автовладельцев в более экономически привилегированное положение по сравнению с владельцами электромобилей, которые живут в квартирах, — пояснил заместитель гендиректора по строительству и общим вопросам ПО «Белоруснефть» Андрей Котик.
Немаловажной является и стоимость обслуживания техники: электромобилю не нужны ни смазочные материалы, ни заправочные жидкости. С ним все просто — зарядил, сел и поехал. По этому поводу Андрей Котик заметил:
— Никто сегодня не смотрит черно-белый телевизор, очень редко кто пользуется кнопочным телефоном. И в транспорте происходят примерно такие же процессы.
К слову, вопросами использования электроэнергии в автодвигателях человечество занимается давно: уже с момента создания автомобилей были попытки создать авто именно на электрической тяге. Но на тот момент они были слишком дорогими.
— Сейчас ситуация меняется, есть технологии, есть будущее у этого транспорта. Мы в это будущее вступаем, — убежден Денис Мороз.
Эксперты обращают внимание: КПД электродвигателя составляет свыше 90 процентов, в то время как КПД двигателя внутреннего сгорания — около 40.
К 2025 году — 15 тысяч «электричек»
И это уже оценили потребители: число электромобилей в Беларуси за последние три года выросло более чем в десять раз.— Если в 2020‑м в Беларуси было примерно 400 электромобилей, то сегодня благодаря решениям, которые принимаются на уровне Главы государства и Правительства, таких авто свыше 5 тысяч, — приводит цифры Денис Мороз.Это значительный прогресс, но потенциал гораздо больше, уверен замминистра:
— То есть мы можем говорить о том, что к 2025 году этих автомобилей должно быть еще больше. Должны выйти на цифру около 15 тысяч авто и расти дальше.
В поддержку этого прогноза высказался и Андрей Котик:
— Мы, как компания, которая оказывает услуги по зарядке электромобилей, как никто другой видим, каким образом меняется тенденция. У нас с апреля 2023‑го потребление электроэнергии выросло примерно на 60 процентов.
Такую динамику он объясняет теми процессами, которые происходят в сегменте электротранспорта:
— Сейчас в нашей стране идет увеличение предложений по продаже электромобилей стоимостью 20 тысяч долларов и ниже. И эта тенденция в какой-то степени повторяется, как, например, в Китае. Там в 2022‑м наиболее продаваемый электромобиль был не Tesla, а Wuling, который стоил 7 тысяч долларов. Это китайский ситикар с ограниченным пробегом 150 километров. Но вместе с тем было продано почти полмиллиона за год. И сегодня эти электромобили с их характеристиками уже предлагаются на рынке Республики Беларусь. И данная тенденция будет усиливаться. Мы будем иметь рост как в количестве электромобилей, так и в энергопотреблении.
Зарядка за 15 минут
Одно дело транспорт, другое — инфраструктура. Какая развивается сеть автозаправочных станций для «электричек»?Андрей Котик убежден: имеющаяся зарядная сеть в Беларуси соответствует тем запросам, которые есть со стороны электротранспорта.
— Сейчас у нас 660 зарядных станций по всей стране. До конца года будем доустанавливать, их станет около 700, — пояснил представитель «Белоруснефти». — В том числе мы развиваем и новые технологии. Понимаем, что перспектива за супербыстрыми зарядными комплексами, которые позволяют заряжать электромобиль буквально за 15 — 20 минут.
Он констатировал: эта тема у автопроизводителей — номер один. Иначе говоря, каждый новый электромобиль, который сегодня выходит в серийное производство, имеет мощность заряда не ниже 150 кВт. Что это значит? Когда за 20 — 30 минут зарядки электромобиля можно рассчитывать примерно на 300 километров пробега.
Стоит сказать, что по достаточности зарядных станций и их уровня наша страна лидирует на постсоветском пространстве.
— В 2023‑м мы заняли первое место на евразийском конкурсе в направлении «экологический транспорт». Нас оценивали по очень многим аспектам, и все согласились, что Беларусь — лидер в этом направлении, — сообщил Андрей Котик.
К слову, учитывая растущую популярность электрокаров китайского производства, «Белоруснефть» к концу 2024‑го оснастит все зарядные станции разъемами для китайских электромобилей.
Так, с начала года была развернута программа по модернизации зарядных станций Malanka для оснащения их GB/T-коннектором. Сегодня более 100 станций уже имеют разъем для зарядки электромобилей из КНР.
— К концу года их будет 180. Задача 2024‑го — все наши зарядные станции должны быть с китайскими разъемами, — пояснил Андрей Котик.
Он обратил внимание, что рынок Китая сегодня предлагает современные и наиболее доступные по цене электромобили:
— Они уже напрямую конкурируют с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, спрос на такие электромобили растет.
Спрос — колоссальный
А что же общественный транспорт? Если в крупных городах электротранспорт стал нормой, то в отношении райцентров мы в начале пути. Например, для перевода общественного транспорта на электрический в Жодино и Шклове энергетики приступили к работам по модернизации электросетевой инфраструктуры.По словам Дениса Мороза, для создания сети зарядных станций для электротранспорта в этих городах развернуты работы по модернизации электросетей и подстанций, что позволит обеспечить необходимые мощности под проекты:
— Только в Жодино планируются реконструкция действующей и строительство новой трансформаторной подстанции мощностью два мегаватта — соответствующие работы уже реализуются.
Предусматривается, что в Жодино будут курсировать электробусы МАЗ, а в Шклове — электробусы «БКМ-Холдинг».
— Мы рассматриваем этот проект как очень перспективный, имиджевый для страны, — пояснил первый заместитель генерального директора по производству «БКМ-Холдинга» Дмитрий Парков. — В Шклове электрический транспорт будет обслуживать не только сам город, но и свыше 20 маршрутов в близлежащих населенных пунктах. Надеемся, что этот проект будет и далее тиражироваться. Это очень важно, ведь эти населенные пункты будут экологически чистыми.
Вместе с тем «БКМ-Холдинг» отмечает существенный рост спроса на пассажирскую технику, в том числе электробусы. В частности, в первом полугодии текущего года холдинг увеличил объем производства пассажирской техники более чем вдвое.
— Сегодня из заказчиков выстроилась очередь на нашу продукцию, есть огромный спрос в Российской Федерации, 98 процентов поставок техники — это российский рынок. При этом экспортная география очень обширная — от Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга до Новосибирска, Иркутска и так далее, — рассказал представитель «БКМ-Холдинга». — Недавно мы завершили поставки в Боснию и Герцеговину. Работаем активно с новыми рынками — Индией, ОАЭ, в постоянном контакте находимся с Кубой, где спрос очень большой, необходимо только отработать вопросы логистики, учитывая расстояние.
Напомним, что в условиях санкций холдинг перестроил логистические цепочки поставок.
— Мы успели грамотно подойти к вопросам импортозамещения — у нас достаточно партнеров-поставщиков из дружественных стран, которые готовы заменить необходимую комплектацию. Каких-то критических позиций по импорту мы не имеем, — добавил Дмитрий Парков.
Неоспоримый плюс
И в завершение — еще одна порция «плюшек». В частности, покупатели и продавцы электрокаров в Беларуси имеют определенные льготы и преференции: таким образом государство стимулирует приобретение автомобилей, работающих на электротяге.В частности, согласно Указу № 92 «О стимулировании использования электромобилей» для физлиц, которые покупают такие транспортные средства, применяется нулевая ставка НДС. Для юрлиц, приобретающих электромобили, — инвестиционный вычет и освобождение от НДС. Также от НДС освобождается выручка юрлиц — продавцов электромобилей.
При нулевой ставке НДС покупка авто обходится гораздо дешевле, чем при обычных условиях. Инвествычет, который применяется в отношении юрлиц, позволяет первоначальную стоимость этого автомобиля отнести к затратам, тем самым снизить налогооблагаемую базу и сэкономить на уплате налогов.
КСТАТИ
За два последних года доля электрокаров на мировом рынке увеличилась на 10 процентных пунктов и составила 14 процентов. По предварительным оценкам, в 2023‑м самым продаваемым автомобилем в мире стал электрический.
Ольга Александрова.