Белорусские таможенники проводят эксперимент по электронному пломбированию фур
13.03.2019 14:07:18
Павел ЛОСИЧ
Белорусские таможенники реализуют пилотный проект по отслеживанию транзитных грузовых перевозок с помощью электронных пломб. Новшество уже опробовали в пунктах пропуска «Брузги», «Григоровщина» и «Каменный Лог». Сейчас эксперимент проходит в «Козловичах» на белорусско-польской границе. В конце марта электронные пломбы начнут ставить в «Новой Гуте». Конечная цель – создание единой системы отслеживания транзита на территории Евразийского экономического союза.
Сегодня промежуточные итоги и перспективы проекта обсуждали в пункте пропуска «Козловичи». В Брест приехали представители таможенных служб стран-участниц ЕАЭС, Евразийской экономической комиссии, руководители компаний, которые занимаются техническим обеспечением проекта. О его сути рассказал начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Андрей Большаков:
- С помощью электронных пломб мы можем в режиме реального времени отслеживать нахождение транспортного средства. Как это реализуется на практике? Вместо обычной пломбы мы ставим навигационную. Она работает через системы спутниковой связи GPS, ГЛОНАСС, а также в сетях мобильных операторов. Транзит грузов становится полностью прозрачным. Отправители, получатели, таможенные органы смогут в любой момент отследить их прохождение по территории ЕАЭС.
Сегодня около 70% грузов, которые пересекают белорусскую границу – транзитные. Таможенники рассчитывают, что применение навигационных пломб позволит решить сразу несколько проблем:
- Во-первых, это серьезный барьер на пути нелегального перемещения товаров. Проще говоря – контрабанды. Во-вторых, исключаются незаконные махинации с грузами, обеспечиваются их сохранность и безопасность. В третьих, увеличивается скорость доставки.
В Казахстане реализацией проекта занимается Институт космической техники и технологий. Заместитель директора института Нурлан Сатеров поделился впечатлениями о работе новой системы:
- Мы реализовали два проекта. Один – внутренний, второй – совместный с Россией. Применение электронной пломбы дает немало преимуществ. Простой пример: построена дорога от Китая до Европы, но она не загружена. Почему? Потому что грузы идут долго. Их останавливают, вскрывают, проверяют. Электронная пломба – это зеленый коридор, который сокращает временные издержки на 30 – 50%.
Специалисты показывают небольшую коробку – это и есть электронная пломба. С помощью троса она крепится к воротам фуры. Снимут ее только в месте получения груза. Директор компании-оператора Владимир Пташник рассказывает:
- Вещь надежная. Мы пробовали ее топить в воде, бить электрошокером, создавали всевозможные помехи. Пломба по-прежнему передает сигнал. Если происходит ее вскрытие, об этом тут же становится известно оператору. Незамеченным уйти с установленного маршрута тоже не получится.
В рамках эксперимента в белорусских пунктах пропуска на фурах закрепили больше 100 электронных пломб. Теперь у перевозчиков появится возможность не платить за сопровождение грузов по территории нашей страны, а использовать современную систему контроля. Когда государства-участники Евразийского экономического союза урегулируют юридические нюансы, единая система отслеживания транзитных грузов заработает на всей территории ЕАЭС. Вероятно, это произойдет уже в начале следующего года.
Сегодня промежуточные итоги и перспективы проекта обсуждали в пункте пропуска «Козловичи». В Брест приехали представители таможенных служб стран-участниц ЕАЭС, Евразийской экономической комиссии, руководители компаний, которые занимаются техническим обеспечением проекта. О его сути рассказал начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Андрей Большаков:
- С помощью электронных пломб мы можем в режиме реального времени отслеживать нахождение транспортного средства. Как это реализуется на практике? Вместо обычной пломбы мы ставим навигационную. Она работает через системы спутниковой связи GPS, ГЛОНАСС, а также в сетях мобильных операторов. Транзит грузов становится полностью прозрачным. Отправители, получатели, таможенные органы смогут в любой момент отследить их прохождение по территории ЕАЭС.
Сегодня около 70% грузов, которые пересекают белорусскую границу – транзитные. Таможенники рассчитывают, что применение навигационных пломб позволит решить сразу несколько проблем:
- Во-первых, это серьезный барьер на пути нелегального перемещения товаров. Проще говоря – контрабанды. Во-вторых, исключаются незаконные махинации с грузами, обеспечиваются их сохранность и безопасность. В третьих, увеличивается скорость доставки.
В Казахстане реализацией проекта занимается Институт космической техники и технологий. Заместитель директора института Нурлан Сатеров поделился впечатлениями о работе новой системы:
- Мы реализовали два проекта. Один – внутренний, второй – совместный с Россией. Применение электронной пломбы дает немало преимуществ. Простой пример: построена дорога от Китая до Европы, но она не загружена. Почему? Потому что грузы идут долго. Их останавливают, вскрывают, проверяют. Электронная пломба – это зеленый коридор, который сокращает временные издержки на 30 – 50%.
Специалисты показывают небольшую коробку – это и есть электронная пломба. С помощью троса она крепится к воротам фуры. Снимут ее только в месте получения груза. Директор компании-оператора Владимир Пташник рассказывает:
- Вещь надежная. Мы пробовали ее топить в воде, бить электрошокером, создавали всевозможные помехи. Пломба по-прежнему передает сигнал. Если происходит ее вскрытие, об этом тут же становится известно оператору. Незамеченным уйти с установленного маршрута тоже не получится.
В рамках эксперимента в белорусских пунктах пропуска на фурах закрепили больше 100 электронных пломб. Теперь у перевозчиков появится возможность не платить за сопровождение грузов по территории нашей страны, а использовать современную систему контроля. Когда государства-участники Евразийского экономического союза урегулируют юридические нюансы, единая система отслеживания транзитных грузов заработает на всей территории ЕАЭС. Вероятно, это произойдет уже в начале следующего года.