Михаил Портной – об итогах года, безвизе и Европейских играх
27.03.2019 13:04:42
Этот год для туристической отрасли Беларуси станет знаковым. Идет работа над новым Законом «О туризме», планируется объединение безвизовых зон в Брестской и Гродненской областях, и наконец, в стране готовятся к Европейским играм. Настоящий экзамен для отдельно взятого сектора. Корреспондент «Р» встретилась с заместителем министра спорта и туризма Михаилом Портным и узнала, как в профильном ведомстве планируют справляться с такими масштабными вызовами, а также спросила, каких результатов удалось достичь сфере туризма в прошлом году и чего ждать от года нынешнего.
— Наверное, главным достижением отрасли я бы назвал повышение узнаваемости Беларуси, ее признание на мировом уровне как места, где можно получить качественный туристический продукт, безопасно отдохнуть и куда можно ехать за новыми впечатлениями. И эта узнаваемость – результат работы всей сферы: и государственных органов, и субъектов туристической деятельности, и общественных организаций.
Упор был сделан на активном проведении маркетинговых мероприятий по точечным целевым рынкам, так как финансирование на развитие сферы туризма у нас выделяется достаточно скромное и мы не можем позволить себе одновременное продвижение нашего туристического продукта по всем странам мира. Тем не менее в прошлом году потенциал нашей страны был представлен на 15 международных туристических выставках, в том числе и на имиджевых – таких как ITB в Берлине и WTM в Лондоне. Мы провели 18 презентаций туристических возможностей Беларуси, организовали 6 ознакомительных туров для коллег из Польши, России, Израиля, Италии, Китая. Приезжали к нам и пресс-секретари Европейских олимпийских комитетов.
Настоящим достижением отрасли в 2018 году можно назвать и то, что продолжительность безвизового пребывания иностранных гостей (при въезде и выезде через Национальный аэропорт «Минск») продлена с 5 до 30 дней.
— А если обратиться к цифрам, то сколько в прошлом году заработала эта сфера?
— Экспорт туруслуг в 2018 году составил 230,5 млн долларов и вырос за год на 14 процентов. В целом же мультиэффект вклада этой сферы выражается в экспорте по статье «Поездки» платежного баланса Беларуси, который в 2018 году достиг 870,5 млн долларов.
Важно подчеркнуть, что наши усилия по развитию туризма отметили специалисты и потребители за рубежом. В прошлом году Беларусь попала в топы сразу нескольких престижных международных рейтингов. Например, наша страна победила в номинации «Агротуризм» рейтинга National Geographic Traveler Awards 2018, попала в восьмерку лучших стран для путешествий в 2019 году по версии международного издательства по путешествиям Lonely Planet. Минск возглавил топ-10 городов, рекомендованных британской газетой Independent для посещения в этом году.
Надо признать, что раньше Беларусь для зарубежных туристов была белым пятном, люди формировали свое мнение о нашей стране, исходя из стереотипов и не всегда объективной информации. Сейчас мы начали открываться миру, показывать, что здесь действительно можно хорошо отдохнуть.
— Прошлый год проходил под знаком Года туризма Беларуси в Китае. Для чего это было сделано и оправдал ли себя такой подход?
— Китай – это перспективный целевой рынок, поэтому было очень важно достойно провести Год туризма Беларуси в Китае. Под это событие в течение года реализовывался план действий, он включал несколько десятков мероприятий по маркетингу, а также адаптации туристической инфраструктуры и кадров к приему китайских туристов. Наш потенциал был представлен на четырех туристических выставках в КНР. И это первый случай участия в таком количестве международных туристических выставок на территории одной страны в течение года.
В Беларуси и сейчас ведется значительная работа, чтобы создать привычные для китайских граждан условия, работает программа China Friendly. В отелях есть информация об услугах на китайском, меню в объектах питания тоже переводится на этот язык. У нас сегодня аттестован 21 гид-переводчик китайского, появились аудиогиды для туристов из этой страны, на улицах Минска и областных городов можно увидеть названия туристических комплексов и основных достопримечательностей на китайском. В целом проведение Года туризма Беларуси в Китае показало хороший пример комплексного подхода к продвижению Беларуси на определенном рынке, экспорт туруслуг с Китаем в 2018 году составил 5,8 млн долларов.
— Политика открытых дверей сыграла большую роль в привлечении зарубежных туристов – это несомненно. Активная либерализация визового режима вместе с усиленным проведением маркетинговых мероприятий приносят плоды. Говорить об увеличении срока безвиза через аэропорт преждевременно. Давайте подождем несколько лет и посмотрим, как будут работать уже принятые правила.
Что касается возможности пересекать границу по безвизу через авто- и железнодорожные пункты пропуска, то она уже есть, но пока только в безвизовых зонах Гродно, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и туристско-рекреационной зоны «Брест» (на период до 10 дней). И на
этих территориях мы видим очень неплохие результаты. Например, поток туристов в зону Гродно и Августовского канала увеличился в 2018 году на 87,7 процента. В регионе за прошлый год было создано более 350 новых рабочих мест в сфере обслуживания, товарооборот объектов торговли и общественного питания вырос почти на 12 процентов, с 9 до 41 увеличилось число торговых объектов, которые работают по системе TAX FREE. Растет число объектов размещения, в этом году тут откроется еще 2 гостиницы и 3 хостела. Без преувеличения можно говорить, что туризм стал драйвером экономики в области. Кстати, благодаря туризму в регион поступают и инвестиции, в том числе и прямые иностранные – например, в реконструкцию крупнейшей гродненской гостиницы вложили средства китайские инвесторы.
Следующим шагом станет организация для иностранных болельщиков II Европейских игр безвизового порядка въезда, выезда (автомобильным и железнодорожным транспортом) и временного пребывания в нашей стране с 10 июня по 10 июля. Чтобы попасть в Беларусь, человеку достаточно будет предъявить оригинальный или электронный билет на мероприятия Европейских игр и действительный проездной документ (паспорт).
Результаты работы безвизового режима в это время мы проанализируем, чтобы понять, какой экономический и политический эффект это дает. Кроме того, мы увидим, как работают наши службы безопасности. И только после этого можно предметно обсуждать вопросы распространения безвизового въезда на более широкий список пунктов пропуска.
— Последние несколько лет активно обсуждается вопрос объединения безвизовых зон Гродненской и Брестской областей. Когда это может быть сделано? Будут ли при этом включаться в безвизовые зоны какие-то еще территории?
— Министерство спорта и туризма совместно со всеми заинтересованными сейчас готовит проекты нормативных правовых актов в сфере безвизового порядка въезда и выезда на территории Брестской и Гродненской областей. В качестве основных нововведений мы там предлагаем установить единую безвизовую территорию, в которую войдут, помимо уже существующих безвизовых зон (парка «Августовский канал», а также туристско-рекреационной зоны «Брест»), и дополнительные районы. Кроме того, мы предлагаем увеличить срок временного пребывания иностранцев на этой территории и ввести дополнительные пункты пропуска через госграницу. Работа ведется, и мы надеемся, что в ближайшее время документы будут готовы.
— Не планируется ли создать подобную зону в Витебской области – на границе с Литвой и Латвией?
— Повторюсь, в плане расширения безвизового режима мы движемся весьма поступательно. Сначала следует посмотреть, как будет функционировать безвиз во время Европейских игр и как сработает наша инициатива по объединению безвизовых зон в западных областях. После тщательного анализа ситуации можно будет говорить и о распространении безвизового режима на территории других областей.
— В определенном смысле мы стали заложниками принятых ранее решений по полной либерализации сферы туризма и ухода от государственного регулирования. Вместе с тем опыт наших коллег показывает обратное: к примеру, Франция, Испания, Турция и другие продвинутые в туризме страны имеют достаточно действенный механизм государственного регулирования – лицензирование туристической деятельности. И в этих странах ситуация, которая возникла из-за «Натали Турс», априори не может произойти, поскольку у них есть механизм защиты. Мы сейчас тоже создаем подобный механизм, который будет прописан в новом Законе «О туризме».
— Что будет в этом документе? Какие меры предлагает профильное ведомство, чтобы защитить белорусских туристов?
— Одна из мер – это разграничение ответственности турагента и туроператора пропорционально объему оказываемых ими услуг. Они выполняют разные функции, но при этом сейчас турагент несет фактически ту же ответственность, что и туроператор, если не большую. Кроме того, мы планируем ввести институт материальной ответственности туроператоров, для этого будет внедряться институт страховых и финансовых гарантий.
Также мы предлагаем закрепить в законе норму об обязательном привлечении и участии туроператора в разрешении споров в качестве соисполнителя, а также возможность обращения туриста напрямую к нему. Если бы эта норма была в законодательстве прошлым летом, то белорусские турагенты не пострадали бы так сильно от ситуации с «Натали Турс».
Предлагается еще одна важная новация – работать в Беларуси смогут только те туроператоры, которые являются резидентами. Если она будет принята, то иностранная компания должна будет регистрировать юридическое лицо в нашей стране и только потом работать. Внимание уделяется и вопросам цифровизации – мы хотим предоставить возможность заключать договор оказания туруслуг в виде электронного документа. И наконец, есть изменения для гидов и экскурсоводов: без свидетельства о профессиональной аттестации они не смогут работать. К сожалению, к нам поступают жалобы от туристов на их работу: вызывает вопросы содержание экскурсионных программ, достоверность озвученных сведений.
— Когда новый закон может быть принят?
— Сейчас мы завершаем работу над его проектом. Когда будет готов, выставим его на общественное обсуждение. В целом, думаю, к концу апреля документ будет передан на рассмотрение в Палату представителей. По нашим прогнозам, уже с 1 января следующего года туристический рынок Беларуси должен работать по новым правилам. Важно понимать, что в подготовке изменений участвуют все заинтересованные, в частности представители туристического бизнеса. Большинство предложений поступило именно от них.
— Подготовка к такому мероприятию идет очень серьезная – работает оргкомитет, который возглавляет Премьер-министр. Создан специальный подкомитет, который отвечает за туристов. У нас уже выбраны на конкурентной основе официальный туристический оператор (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ») и агент (ООО «Вокруг света»), сформированы туры для гостей Игр, продумывается логистика, создание фан-зон не только в Минске, но и в регионах, разрабатывается сувенирная продукция. Проведен анализ номерного фонда, подписаны меморандумы об ограничении роста цен в гостиницах Минска и Минской области во время проведения мероприятия.
По нашим прогнозам, за время Европейских игр Беларусь посетят дополнительно около 30 тысяч иностранных гостей (кроме спортсменов). Наша задача – сделать так, чтобы туристы задержались здесь дольше, потратили больше и остались при этом довольны. Туриндустрией уже разработаны и продаются специальные туристические пакеты услуг, которые включают билеты на соревнования, проживание, экскурсионную программу, сувениры, единый проездной документ на все виды общественного транспорта.
Важно то, что уделяется внимание и развитию внутреннего туризма. Спортсмены из регионов, которые будут выступать на Играх, должны получить поддержку своих земляков на трибунах. Поэтому мы планируем организовывать специальные туры из регионов, которые включат не только посещение спортивных мероприятий, но и, например, экскурсии по Минску.
— Какие еще сюрпризы ждут участников и гостей Европейских игр?
— В преддверии соревнований мы планируем провести большой слет караванеров в Минской области. Это даст возможность автотуристам не только провести свое свободное время, как они это любят, но и прикоснуться к самому событию. Кроме того, во время проведения Игр совместно с объединением «Отдых в деревне» мы планируем провести день открытых дверей на агроусадьбах. Это прекрасная возможность показать максимальному количеству туристов гостеприимство их хозяев, познакомить с белорусскими обычаями и традициями, дать попробовать исконно белорусскую кухню.
Этот год в нашей стране по праву можно назвать годом спортивного туризма, и не только благодаря II Европейским играм. В целом на 2019 год у нас запланировано порядка 80 крупных спортивных мероприятий мирового и европейского уровня. И наша задача – подарить их участникам и гостям замечательные эмоции и воспоминания, показать, что Беларусь умеет по-хорошему удивлять.
mich@sb.by
Рассказать о себе миру
— Михаил Петрович, на ваш взгляд, что можно назвать главным достижением туристической отрасли в прошлом году?— Наверное, главным достижением отрасли я бы назвал повышение узнаваемости Беларуси, ее признание на мировом уровне как места, где можно получить качественный туристический продукт, безопасно отдохнуть и куда можно ехать за новыми впечатлениями. И эта узнаваемость – результат работы всей сферы: и государственных органов, и субъектов туристической деятельности, и общественных организаций.
Упор был сделан на активном проведении маркетинговых мероприятий по точечным целевым рынкам, так как финансирование на развитие сферы туризма у нас выделяется достаточно скромное и мы не можем позволить себе одновременное продвижение нашего туристического продукта по всем странам мира. Тем не менее в прошлом году потенциал нашей страны был представлен на 15 международных туристических выставках, в том числе и на имиджевых – таких как ITB в Берлине и WTM в Лондоне. Мы провели 18 презентаций туристических возможностей Беларуси, организовали 6 ознакомительных туров для коллег из Польши, России, Израиля, Италии, Китая. Приезжали к нам и пресс-секретари Европейских олимпийских комитетов.
Настоящим достижением отрасли в 2018 году можно назвать и то, что продолжительность безвизового пребывания иностранных гостей (при въезде и выезде через Национальный аэропорт «Минск») продлена с 5 до 30 дней.
— А если обратиться к цифрам, то сколько в прошлом году заработала эта сфера?
— Экспорт туруслуг в 2018 году составил 230,5 млн долларов и вырос за год на 14 процентов. В целом же мультиэффект вклада этой сферы выражается в экспорте по статье «Поездки» платежного баланса Беларуси, который в 2018 году достиг 870,5 млн долларов.
Важно подчеркнуть, что наши усилия по развитию туризма отметили специалисты и потребители за рубежом. В прошлом году Беларусь попала в топы сразу нескольких престижных международных рейтингов. Например, наша страна победила в номинации «Агротуризм» рейтинга National Geographic Traveler Awards 2018, попала в восьмерку лучших стран для путешествий в 2019 году по версии международного издательства по путешествиям Lonely Planet. Минск возглавил топ-10 городов, рекомендованных британской газетой Independent для посещения в этом году.
Надо признать, что раньше Беларусь для зарубежных туристов была белым пятном, люди формировали свое мнение о нашей стране, исходя из стереотипов и не всегда объективной информации. Сейчас мы начали открываться миру, показывать, что здесь действительно можно хорошо отдохнуть.
— Китай – это перспективный целевой рынок, поэтому было очень важно достойно провести Год туризма Беларуси в Китае. Под это событие в течение года реализовывался план действий, он включал несколько десятков мероприятий по маркетингу, а также адаптации туристической инфраструктуры и кадров к приему китайских туристов. Наш потенциал был представлен на четырех туристических выставках в КНР. И это первый случай участия в таком количестве международных туристических выставок на территории одной страны в течение года.
В Беларуси и сейчас ведется значительная работа, чтобы создать привычные для китайских граждан условия, работает программа China Friendly. В отелях есть информация об услугах на китайском, меню в объектах питания тоже переводится на этот язык. У нас сегодня аттестован 21 гид-переводчик китайского, появились аудиогиды для туристов из этой страны, на улицах Минска и областных городов можно увидеть названия туристических комплексов и основных достопримечательностей на китайском. В целом проведение Года туризма Беларуси в Китае показало хороший пример комплексного подхода к продвижению Беларуси на определенном рынке, экспорт туруслуг с Китаем в 2018 году составил 5,8 млн долларов.
По безвизу – в Беларусь
— Как повлияло введение безвизового режима на развитие туристического рынка? Сейчас безвиз у нас составляет 30 дней, если турист прибывает в страну через Национальный аэропорт. Есть ли необходимость увеличивать этот срок и возможно ли будет пересекать границу по безвизу через авто - и железнодорожные пункты пропуска?— Политика открытых дверей сыграла большую роль в привлечении зарубежных туристов – это несомненно. Активная либерализация визового режима вместе с усиленным проведением маркетинговых мероприятий приносят плоды. Говорить об увеличении срока безвиза через аэропорт преждевременно. Давайте подождем несколько лет и посмотрим, как будут работать уже принятые правила.
Что касается возможности пересекать границу по безвизу через авто- и железнодорожные пункты пропуска, то она уже есть, но пока только в безвизовых зонах Гродно, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и туристско-рекреационной зоны «Брест» (на период до 10 дней). И на
Следующим шагом станет организация для иностранных болельщиков II Европейских игр безвизового порядка въезда, выезда (автомобильным и железнодорожным транспортом) и временного пребывания в нашей стране с 10 июня по 10 июля. Чтобы попасть в Беларусь, человеку достаточно будет предъявить оригинальный или электронный билет на мероприятия Европейских игр и действительный проездной документ (паспорт).
Результаты работы безвизового режима в это время мы проанализируем, чтобы понять, какой экономический и политический эффект это дает. Кроме того, мы увидим, как работают наши службы безопасности. И только после этого можно предметно обсуждать вопросы распространения безвизового въезда на более широкий список пунктов пропуска.
— Последние несколько лет активно обсуждается вопрос объединения безвизовых зон Гродненской и Брестской областей. Когда это может быть сделано? Будут ли при этом включаться в безвизовые зоны какие-то еще территории?
— Министерство спорта и туризма совместно со всеми заинтересованными сейчас готовит проекты нормативных правовых актов в сфере безвизового порядка въезда и выезда на территории Брестской и Гродненской областей. В качестве основных нововведений мы там предлагаем установить единую безвизовую территорию, в которую войдут, помимо уже существующих безвизовых зон (парка «Августовский канал», а также туристско-рекреационной зоны «Брест»), и дополнительные районы. Кроме того, мы предлагаем увеличить срок временного пребывания иностранцев на этой территории и ввести дополнительные пункты пропуска через госграницу. Работа ведется, и мы надеемся, что в ближайшее время документы будут готовы.
— Не планируется ли создать подобную зону в Витебской области – на границе с Литвой и Латвией?
— Повторюсь, в плане расширения безвизового режима мы движемся весьма поступательно. Сначала следует посмотреть, как будет функционировать безвиз во время Европейских игр и как сработает наша инициатива по объединению безвизовых зон в западных областях. После тщательного анализа ситуации можно будет говорить и о распространении безвизового режима на территории других областей.
Работать по-новому
— Летом прошлого года произошла громкая история с российским туроператором «Натали Турс», которая ударила и по белорусскому туристу. В нашей стране было аннулировано около 400 туров, белорусские клиенты из-за аннуляции путевок потеряли порядка 700 тыс. евро. Какие выводы сделал наш рынок туруслуг из этой ситуации?— В определенном смысле мы стали заложниками принятых ранее решений по полной либерализации сферы туризма и ухода от государственного регулирования. Вместе с тем опыт наших коллег показывает обратное: к примеру, Франция, Испания, Турция и другие продвинутые в туризме страны имеют достаточно действенный механизм государственного регулирования – лицензирование туристической деятельности. И в этих странах ситуация, которая возникла из-за «Натали Турс», априори не может произойти, поскольку у них есть механизм защиты. Мы сейчас тоже создаем подобный механизм, который будет прописан в новом Законе «О туризме».
— Что будет в этом документе? Какие меры предлагает профильное ведомство, чтобы защитить белорусских туристов?
— Одна из мер – это разграничение ответственности турагента и туроператора пропорционально объему оказываемых ими услуг. Они выполняют разные функции, но при этом сейчас турагент несет фактически ту же ответственность, что и туроператор, если не большую. Кроме того, мы планируем ввести институт материальной ответственности туроператоров, для этого будет внедряться институт страховых и финансовых гарантий.
Также мы предлагаем закрепить в законе норму об обязательном привлечении и участии туроператора в разрешении споров в качестве соисполнителя, а также возможность обращения туриста напрямую к нему. Если бы эта норма была в законодательстве прошлым летом, то белорусские турагенты не пострадали бы так сильно от ситуации с «Натали Турс».
Предлагается еще одна важная новация – работать в Беларуси смогут только те туроператоры, которые являются резидентами. Если она будет принята, то иностранная компания должна будет регистрировать юридическое лицо в нашей стране и только потом работать. Внимание уделяется и вопросам цифровизации – мы хотим предоставить возможность заключать договор оказания туруслуг в виде электронного документа. И наконец, есть изменения для гидов и экскурсоводов: без свидетельства о профессиональной аттестации они не смогут работать. К сожалению, к нам поступают жалобы от туристов на их работу: вызывает вопросы содержание экскурсионных программ, достоверность озвученных сведений.
— Когда новый закон может быть принят?
— Сейчас мы завершаем работу над его проектом. Когда будет готов, выставим его на общественное обсуждение. В целом, думаю, к концу апреля документ будет передан на рассмотрение в Палату представителей. По нашим прогнозам, уже с 1 января следующего года туристический рынок Беларуси должен работать по новым правилам. Важно понимать, что в подготовке изменений участвуют все заинтересованные, в частности представители туристического бизнеса. Большинство предложений поступило именно от них.
Год спортивного туризма
— Безусловно, одним из главных событий этого года станет проведение в Беларуси II Европейских игр. Готов ли туристический сектор к этому масштабному событию? Что он может предложить, чтобы у участников и зрителей осталось положительное впечатление от пребывания в нашей стране и появилось желание приехать снова?— Подготовка к такому мероприятию идет очень серьезная – работает оргкомитет, который возглавляет Премьер-министр. Создан специальный подкомитет, который отвечает за туристов. У нас уже выбраны на конкурентной основе официальный туристический оператор (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ») и агент (ООО «Вокруг света»), сформированы туры для гостей Игр, продумывается логистика, создание фан-зон не только в Минске, но и в регионах, разрабатывается сувенирная продукция. Проведен анализ номерного фонда, подписаны меморандумы об ограничении роста цен в гостиницах Минска и Минской области во время проведения мероприятия.
По нашим прогнозам, за время Европейских игр Беларусь посетят дополнительно около 30 тысяч иностранных гостей (кроме спортсменов). Наша задача – сделать так, чтобы туристы задержались здесь дольше, потратили больше и остались при этом довольны. Туриндустрией уже разработаны и продаются специальные туристические пакеты услуг, которые включают билеты на соревнования, проживание, экскурсионную программу, сувениры, единый проездной документ на все виды общественного транспорта.
Важно то, что уделяется внимание и развитию внутреннего туризма. Спортсмены из регионов, которые будут выступать на Играх, должны получить поддержку своих земляков на трибунах. Поэтому мы планируем организовывать специальные туры из регионов, которые включат не только посещение спортивных мероприятий, но и, например, экскурсии по Минску.
— В преддверии соревнований мы планируем провести большой слет караванеров в Минской области. Это даст возможность автотуристам не только провести свое свободное время, как они это любят, но и прикоснуться к самому событию. Кроме того, во время проведения Игр совместно с объединением «Отдых в деревне» мы планируем провести день открытых дверей на агроусадьбах. Это прекрасная возможность показать максимальному количеству туристов гостеприимство их хозяев, познакомить с белорусскими обычаями и традициями, дать попробовать исконно белорусскую кухню.
Этот год в нашей стране по праву можно назвать годом спортивного туризма, и не только благодаря II Европейским играм. В целом на 2019 год у нас запланировано порядка 80 крупных спортивных мероприятий мирового и европейского уровня. И наша задача – подарить их участникам и гостям замечательные эмоции и воспоминания, показать, что Беларусь умеет по-хорошему удивлять.
mich@sb.by