В Национальной стратегии устойчивого развития цели поставлены амбициозные, но выполнимые
02.11.2024 09:30:00
Владимир ВОЛЧКОВ
За 30 лет Беларусь прошла непростой путь становления и развития. Безусловно, республика состоялась как суверенное государство. Современный момент можно назвать историческим: формирование устойчивого государства, самоидентификация белорусов. Прошлые и нынешние достижения и успехи вызывают уважение, но на границе смены поколений крайне важно обозначить национальные цели в будущем. Несомненно, именно по этой причине сейчас в стране проводится масштабная, многогранная и комплексная разработка Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, общественное обсуждение которой недавно завершилось. О подходах, реализованных в этом документе, его значении поговорили с первым заместителем министра экономики Андреем Картуном.
— Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) была принята в 1997 году. Если рассматривать историю объективно, то 30 лет назад текущих проблем было в стране не меньше, а намного больше. Государство проходило очень сложный этап становления, создания институтов, которые бы обеспечивали суверенитет, выстраивалась модель экономики, формировалось законодательство… Многие вопросы тогда требовали оперативных, немедленных решений. Иногда в ручном режиме, так как, напомню, были периоды, когда ребром стоял вопрос обеспечения базовыми продуктами питания крупных городов. Тем не менее было очевидно, что для стабильного развития страны необходимо задавать стратегические векторы, которые были обозначены в НСУР.
В 2017 году Беларусь присоединилась к инициативе ООН по Целям устойчивого развития. На международном уровне были определены 17 целей и в рамках их 169 задач: от борьбы с бедностью до экологической повестки, увеличения продолжительности жизни, в том числе и активной. Надо отметить, что все обозначенные ООН цели были проанализированы и адаптированы исходя из наших национальных интересов. Получилась очень оригинальная бивалентная конструкция. С одной стороны, Беларусь двигалась по треку устойчивого развития в фарватере принципов Организации Объединенных Наций, с другой — стратегические задачи являлись выражением исключительно национальных интересов. Такую идеологему мы закладываем в НСУР. И по ряду показателей мы входим в топ-стран исходя из промежуточных итогов достижения ЦУР, которые подводит ООН.
— Но сейчас международные организации подвергаются слишком большой критике из-за сомнения действенно решать насущные вопросы современной цивилизации. В принципе, многие страны уже не обращают внимания на международные концепции и обязательства, а действуют исходя из своих интересов. Возможно, ориентация на какие-то международные инициативы уже не является достоинством?
— Несомненно, если они противоречат национальным интересам. Но инициативы ООН не политизированы и преследуют общечеловеческие ценности. Поэтому в современной формулировке ЦУР полностью соответствуют и нашим стремлениям. Другой вопрос, что эти цели подвергаются сомнению со стороны некоторых стран, претендующих на значимое место в мире. И уже звучат предложения по пересмотру и корректировке инициативы ООН. Это свидетельствуют о том, что далеко не все государства чувствуют себя устойчивыми.
Но НСУР-2040 — не только про достижение ЦУР. Значительное место в документе занимают вопросы национальной безопасности в самом широком понимании этого слова: продовольственной, технологической, индустриальной, научно-технической и ряду других аспектов. Одновременно формируются амбициозные цели по повышению благосостояния и качества жизни белорусов. В центре НСУР — человек и его интересы. Очень важно сформировать сегодня образ будущего, широкими мазками нарисовать ту страну, в которой мы хотим жить через 15 лет. Исходя из него, уже выстраивать планирование по различным направлениям.
— Цели амбициозные, но они реалистичные и выполнимые. Роботизация на производстве, автоматизация многих сфер жизни, беспилотные системы, искусственный интеллект, развитие биотехнологий, информационных систем — это направления, без которых невозможно построить конкурентоспособную экономику и обеспечить соответствующий уровень жизни граждан. По каким-то направлениям Беларуси удалось значительно продвинуться, некоторые необходимо интенсифицировать. Но научно-техническая революция — реальность. И страна должна активно включаться в этот процесс.
В рамках разработки НСУР-2040 возникли глубокие дискуссии: на какие укрупненные показатели ориентироваться? Пришли к консенсусу, что самый объективный интегрированный показатель развития страны — динамика ВВП и ВВП на душу населения. Исходя из этой логики, объем валового внутреннего продукта страны должен к 2040 году вырасти в два раза. Для этого Беларуси необходимо идти опережающими темпами по сравнению с мировой экономикой: минимальная планка 3—4 процента ежегодно в среднем на протяжении 15 лет. Второй индикатор фактически является производным из первого — ВВП на душу населения. Этот показатель расчетный и относительно условный, но он используется для оценки места страны по благосостоянию граждан в мире. Сейчас мы входим с число государств со средним уровнем ВВП на душу населения по паритету покупательской способности — около 30 тысяч долларов в год. Цель — войти в топ-50.
— 500 лет назад, когда король Генрих IV только стремился к французскому трону, он очень четко и понятно сформулировал свою «предвыборную» программу: чтобы у каждого француза в кастрюле по субботам была курица. Времена тогда были голодные, и целый бройлер по выходным считался признаком продовольственного достатка. Можно ли будущее страны нарисовать не макроэкономическими индикаторами, а бытовыми мазками?
— Экономика Беларуси позволяет удовлетворить ключевые потребности граждан. И пришло время перейти к ускоренному развитию и наращиванию человеческого капитала, чтобы мы не только хотели, но и могли позитивно менять облик нашей страны. Как говорит Президент, необходимо построить идеальную страну для жизни. И в этом вопросе идем по пирамиде потребностей. Как я уже сказал, на первом месте стоит безопасность, прежде всего экономическая. Если она не обеспечена, то невозможно прийти к устойчивости государства. Базовые потребности удовлетворяются. Теперь необходимо расширять инфраструктуру и направления, которые будут способствовать максимальному раскрытию талантов наших граждан, их самореализации. Это и комфортное жилье, и удобная транспортная инфраструктура, дорожная сеть, АЗС и другие объекты, связанные с логистикой, развивать здравоохранение и образование и целый набор других приоритетов, обозначенных в стратегии. Высокий уровень человеческого капитала должен трансформироваться в инновационную экономику, которая, в свою очередь, позволит совершенствовать инфраструктуру. Процесс взаимосвязанный и цикличный.
— Но понятие комфортной жизни — относительное. И у каждого поколения есть свои приоритеты, предпочтения, взгляды. Они меняются и трансформируются. У современных молодых людей даже к собственности проявляется несколько другое отношение: предпочтение отдается шеринговым схемам — они не хотят себя обременять проблемой владения квартирой, дачей, автомобилем. Как сформировать среду, которая будет интересна для тех белорусов, которые сегодня ходят в школу, а к 2040 году станут основной экономической силой страны?
— В этом и состоит определенная сложность — создать такую инфраструктуру для поколения будущего, чтобы она соответствовала их ожиданиям. Можно однозначно констатировать: в силу технического прогресса базовые требования у следующего поколения несколько выше, чем у современных людей среднего и старшего возраста. Поэтому проводили социологические исследования, изучали предпочтения и стремления каждого поколения, различных страт. У молодежи все больше на первом месте уже стоят не деньги и материальные факторы, для них самым важным является личностное развитие и чувство собственной значимости, признание окружающих. Поэтому необходимо выстраивать и национальные, и корпоративные идеологемы таким образом, чтобы молодые люди чувствовали себя востребованными. Конечно, можно попытаться перевоспитать, но никакая педагогика за историю человечества не была способна привить подростку взгляды зрелых людей. Попытки были, но заканчивались поколенческими конфликтами, иногда очень болезненными. Поэтому целесообразно приходить к консенсусу.
При подготовке НСУР-2040 опирались на ряд исследований поколений. И можно констатировать: подростки видят экономику будущего только высокотехнологичной, когда добавленная стоимость формируется не управлением резцом на станке или с помощью перфоратора в строительстве, а через управление автоматизированными системами. И свое рабочее место они видят иначе: через удаленные системы доступа, с дисплея гаджета, из дома или другого удобного места. Соответственно, востребован такой формат проживания, как деревня будущего: комфортабельные автономные поселки с элементами самоуправления, со своей инфраструктурой, высокой транспортной доступностью до мегаполисов, устойчивыми информационными коммуникациями. Несколько таких локаций уже создано в стране рядом с крупными городами. И они пользуются спросом. Особенно у людей из IT-сферы и профессий, которые могут полноценно трудиться в удаленном режиме. Цифровизация однозначно является одной из четких целей молодого поколения.
Это видение будущего закладывали в НСУР-2040. Без индустриального сектора ни одна экономика полноценно функционировать не может. Но промышленность должна выходить на новый технологический уровень. Соответственно, с технологическим развитием должна быть сопряжена и система образования. Рынок труда трансформируется, и очевидно, что через 15 лет станут больше востребованы специалисты в области управления искусственным интеллектом, аддитивных технологий, микроэлектроники, специалисты по обработке больших данных… По этой парадигме мир будет двигаться с теми или иными отклонениями. Вторая важная составляющая — жизненная среда, которую тоже в значительной степени оцифруют. И на это есть запрос общества.
— Одним из краеугольных камней НСУР-2040 является качественное образование. Это означает, что система образования и его менеджмента должна создавать сильные научные и педагогические школы. С одной стороны, они становятся базисом для реализации масштабных инновационных проектов. Парк высоких технологий вряд ли бы состоялся, если бы в Беларуси не сохранились сильные школы программирования, математики, радио- и микроэлектроники. С другой — прорывные технологические проекты дают импульс образованию и исследовательским, прикладным направлениям. Например, строительство АЭС сформировало запрос на компетенции в ядерной тематике. Получается, необходимо формировать стратегические национальные проекты, чтобы стимулировать развитие.
Это дорога с двусторонним движением. Образование всегда должно опережать реальность, так формируются прорывные идеи.
Одна из ключевых целей НСУР-2040 — повышение наукоемкости ВВП. В этой связи крайне важной задачей является создание институциональной среды, обеспечивающей четкое взаимодействие реального сектора и науки. Этим вопросом очень серьезно занимались при подготовке НСУР-2040. Нередко сталкиваемся с ситуациями, когда ученые тратят ресурсы на какие-то разработки, а они не востребованы в промышленности. У предприятий есть стратегии, планы, иногда им легче купить импортные технологии и оборудование, чем заниматься кооперацией с отечественными исследовательскими организациями, или тратить деньги на собственные конструкторские разработки. Однако реальный сектор формирует перечень задач для науки, а она далеко не всегда может их выполнить. И поэтому взаимосвязь науки и производства необходимо обеспечить на самом высоком уровне. В НСУР-2040 заложена идея, что в основе стратегии будет лежать сопряженность с комплексным прогнозом научно-технического прогресса. Это уже отражено и в обновленном законодательстве о прогнозировании. Прогноз научно-технического прогресса разработан и принят. В него вошло более тысячи разработок, которыми занимаются белорусские ученые. Из этого перечня необходимо вычленить идеи, которые способны перейти в разряд инвестиционных, что в конечном счете позволит стране определить свою специализацию. Например, известно, что в Беларуси достаточно лесных ресурсов. И стоит задача повысить глубину переработки. Сформировали технологические карты обработки древесины на основе отечественных разработок, к примеру химическим способом. И эти научные идеи будут ложиться в основу инвестиционных проектов, что, с одной стороны, позволяет освоить выпуск оригинальной продукции (в данном случае вискозной целлюлозы), в том числе и импортозамещающей, а с другой — увеличит объемы перерабатываемой древесины и откроет новые возможности для других отраслей, в данном примере — легкой промышленности.
Беларуси необходимо найти свои ниши на региональном и мировом рынках, где мы будем конкурентоспособными, включая и традиционные отрасли, которые у нас уже есть: микроэлектронике, машиностроении, сельском хозяйстве и ряде других. Необходимое для этого условие — формировать свою уникальность и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Приведу простой пример. Хотя наша страна производит лен, пока так окончательно и не реализована задача переработки короткого льноволокна. В то же время технологически возможно получать из собственного сырья качественную ткань с высокими потребительскими свойствами. И таких направлений достаточно много.
Как реализовать этот потенциал? Порой действительно проще купить технологию и оборудование под ключ. Иногда экономически целесообразнее пройти весь путь самим — от разработки до создания предприятия и выстраивания производственных цепочек. Есть и третий вариант — действовать в кооперации с дружественными государствами: создавать инновации для общего рынка.
И в конечном счете разумное сочетание вышеперечисленных подходов позволит нашей продукции пользоваться стабильным спросом внутри страны и за ее пределами.
volchkov@sb.by
Стратегическое мышление
— Насколько сегодня актуален взгляд в будущее, когда с внешнего контура приходит слишком много проблем, которые приходится решать реактивно?— Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) была принята в 1997 году. Если рассматривать историю объективно, то 30 лет назад текущих проблем было в стране не меньше, а намного больше. Государство проходило очень сложный этап становления, создания институтов, которые бы обеспечивали суверенитет, выстраивалась модель экономики, формировалось законодательство… Многие вопросы тогда требовали оперативных, немедленных решений. Иногда в ручном режиме, так как, напомню, были периоды, когда ребром стоял вопрос обеспечения базовыми продуктами питания крупных городов. Тем не менее было очевидно, что для стабильного развития страны необходимо задавать стратегические векторы, которые были обозначены в НСУР.
В 2017 году Беларусь присоединилась к инициативе ООН по Целям устойчивого развития. На международном уровне были определены 17 целей и в рамках их 169 задач: от борьбы с бедностью до экологической повестки, увеличения продолжительности жизни, в том числе и активной. Надо отметить, что все обозначенные ООН цели были проанализированы и адаптированы исходя из наших национальных интересов. Получилась очень оригинальная бивалентная конструкция. С одной стороны, Беларусь двигалась по треку устойчивого развития в фарватере принципов Организации Объединенных Наций, с другой — стратегические задачи являлись выражением исключительно национальных интересов. Такую идеологему мы закладываем в НСУР. И по ряду показателей мы входим в топ-стран исходя из промежуточных итогов достижения ЦУР, которые подводит ООН.
— Но сейчас международные организации подвергаются слишком большой критике из-за сомнения действенно решать насущные вопросы современной цивилизации. В принципе, многие страны уже не обращают внимания на международные концепции и обязательства, а действуют исходя из своих интересов. Возможно, ориентация на какие-то международные инициативы уже не является достоинством?
— Несомненно, если они противоречат национальным интересам. Но инициативы ООН не политизированы и преследуют общечеловеческие ценности. Поэтому в современной формулировке ЦУР полностью соответствуют и нашим стремлениям. Другой вопрос, что эти цели подвергаются сомнению со стороны некоторых стран, претендующих на значимое место в мире. И уже звучат предложения по пересмотру и корректировке инициативы ООН. Это свидетельствуют о том, что далеко не все государства чувствуют себя устойчивыми.
Но НСУР-2040 — не только про достижение ЦУР. Значительное место в документе занимают вопросы национальной безопасности в самом широком понимании этого слова: продовольственной, технологической, индустриальной, научно-технической и ряду других аспектов. Одновременно формируются амбициозные цели по повышению благосостояния и качества жизни белорусов. В центре НСУР — человек и его интересы. Очень важно сформировать сегодня образ будущего, широкими мазками нарисовать ту страну, в которой мы хотим жить через 15 лет. Исходя из него, уже выстраивать планирование по различным направлениям.
Фантастика — реальность
— Но нет ли опасности уйти в футуризм и научную фантастику? Кроме наших желаний и мечтаний, есть еще объективные реалии: наличие необходимых ресурсов, во-первых, и уровень усилий, на которые готово общество для достижения целей, во-вторых. Как достигнуть консенсуса между желаниями и возможностями?— Цели амбициозные, но они реалистичные и выполнимые. Роботизация на производстве, автоматизация многих сфер жизни, беспилотные системы, искусственный интеллект, развитие биотехнологий, информационных систем — это направления, без которых невозможно построить конкурентоспособную экономику и обеспечить соответствующий уровень жизни граждан. По каким-то направлениям Беларуси удалось значительно продвинуться, некоторые необходимо интенсифицировать. Но научно-техническая революция — реальность. И страна должна активно включаться в этот процесс.
В рамках разработки НСУР-2040 возникли глубокие дискуссии: на какие укрупненные показатели ориентироваться? Пришли к консенсусу, что самый объективный интегрированный показатель развития страны — динамика ВВП и ВВП на душу населения. Исходя из этой логики, объем валового внутреннего продукта страны должен к 2040 году вырасти в два раза. Для этого Беларуси необходимо идти опережающими темпами по сравнению с мировой экономикой: минимальная планка 3—4 процента ежегодно в среднем на протяжении 15 лет. Второй индикатор фактически является производным из первого — ВВП на душу населения. Этот показатель расчетный и относительно условный, но он используется для оценки места страны по благосостоянию граждан в мире. Сейчас мы входим с число государств со средним уровнем ВВП на душу населения по паритету покупательской способности — около 30 тысяч долларов в год. Цель — войти в топ-50.
— 500 лет назад, когда король Генрих IV только стремился к французскому трону, он очень четко и понятно сформулировал свою «предвыборную» программу: чтобы у каждого француза в кастрюле по субботам была курица. Времена тогда были голодные, и целый бройлер по выходным считался признаком продовольственного достатка. Можно ли будущее страны нарисовать не макроэкономическими индикаторами, а бытовыми мазками?
— Экономика Беларуси позволяет удовлетворить ключевые потребности граждан. И пришло время перейти к ускоренному развитию и наращиванию человеческого капитала, чтобы мы не только хотели, но и могли позитивно менять облик нашей страны. Как говорит Президент, необходимо построить идеальную страну для жизни. И в этом вопросе идем по пирамиде потребностей. Как я уже сказал, на первом месте стоит безопасность, прежде всего экономическая. Если она не обеспечена, то невозможно прийти к устойчивости государства. Базовые потребности удовлетворяются. Теперь необходимо расширять инфраструктуру и направления, которые будут способствовать максимальному раскрытию талантов наших граждан, их самореализации. Это и комфортное жилье, и удобная транспортная инфраструктура, дорожная сеть, АЗС и другие объекты, связанные с логистикой, развивать здравоохранение и образование и целый набор других приоритетов, обозначенных в стратегии. Высокий уровень человеческого капитала должен трансформироваться в инновационную экономику, которая, в свою очередь, позволит совершенствовать инфраструктуру. Процесс взаимосвязанный и цикличный.
— Но понятие комфортной жизни — относительное. И у каждого поколения есть свои приоритеты, предпочтения, взгляды. Они меняются и трансформируются. У современных молодых людей даже к собственности проявляется несколько другое отношение: предпочтение отдается шеринговым схемам — они не хотят себя обременять проблемой владения квартирой, дачей, автомобилем. Как сформировать среду, которая будет интересна для тех белорусов, которые сегодня ходят в школу, а к 2040 году станут основной экономической силой страны?
— В этом и состоит определенная сложность — создать такую инфраструктуру для поколения будущего, чтобы она соответствовала их ожиданиям. Можно однозначно констатировать: в силу технического прогресса базовые требования у следующего поколения несколько выше, чем у современных людей среднего и старшего возраста. Поэтому проводили социологические исследования, изучали предпочтения и стремления каждого поколения, различных страт. У молодежи все больше на первом месте уже стоят не деньги и материальные факторы, для них самым важным является личностное развитие и чувство собственной значимости, признание окружающих. Поэтому необходимо выстраивать и национальные, и корпоративные идеологемы таким образом, чтобы молодые люди чувствовали себя востребованными. Конечно, можно попытаться перевоспитать, но никакая педагогика за историю человечества не была способна привить подростку взгляды зрелых людей. Попытки были, но заканчивались поколенческими конфликтами, иногда очень болезненными. Поэтому целесообразно приходить к консенсусу.
При подготовке НСУР-2040 опирались на ряд исследований поколений. И можно констатировать: подростки видят экономику будущего только высокотехнологичной, когда добавленная стоимость формируется не управлением резцом на станке или с помощью перфоратора в строительстве, а через управление автоматизированными системами. И свое рабочее место они видят иначе: через удаленные системы доступа, с дисплея гаджета, из дома или другого удобного места. Соответственно, востребован такой формат проживания, как деревня будущего: комфортабельные автономные поселки с элементами самоуправления, со своей инфраструктурой, высокой транспортной доступностью до мегаполисов, устойчивыми информационными коммуникациями. Несколько таких локаций уже создано в стране рядом с крупными городами. И они пользуются спросом. Особенно у людей из IT-сферы и профессий, которые могут полноценно трудиться в удаленном режиме. Цифровизация однозначно является одной из четких целей молодого поколения.
Это видение будущего закладывали в НСУР-2040. Без индустриального сектора ни одна экономика полноценно функционировать не может. Но промышленность должна выходить на новый технологический уровень. Соответственно, с технологическим развитием должна быть сопряжена и система образования. Рынок труда трансформируется, и очевидно, что через 15 лет станут больше востребованы специалисты в области управления искусственным интеллектом, аддитивных технологий, микроэлектроники, специалисты по обработке больших данных… По этой парадигме мир будет двигаться с теми или иными отклонениями. Вторая важная составляющая — жизненная среда, которую тоже в значительной степени оцифруют. И на это есть запрос общества.
Будем учиться
— Любой технологический прорыв предполагает не только бенефиции, но требует и определенных усилий со стороны социума. Цифровизация повышает значимость математики, физики, в целом точных и естественных наук для полноценной профессиональной деятельности. Но к этим дисциплинам, как видится, пока повышенного интереса у школьников не возникает. Они более сложные, чем гуманитарные.— Одним из краеугольных камней НСУР-2040 является качественное образование. Это означает, что система образования и его менеджмента должна создавать сильные научные и педагогические школы. С одной стороны, они становятся базисом для реализации масштабных инновационных проектов. Парк высоких технологий вряд ли бы состоялся, если бы в Беларуси не сохранились сильные школы программирования, математики, радио- и микроэлектроники. С другой — прорывные технологические проекты дают импульс образованию и исследовательским, прикладным направлениям. Например, строительство АЭС сформировало запрос на компетенции в ядерной тематике. Получается, необходимо формировать стратегические национальные проекты, чтобы стимулировать развитие.
Это дорога с двусторонним движением. Образование всегда должно опережать реальность, так формируются прорывные идеи.
Одна из ключевых целей НСУР-2040 — повышение наукоемкости ВВП. В этой связи крайне важной задачей является создание институциональной среды, обеспечивающей четкое взаимодействие реального сектора и науки. Этим вопросом очень серьезно занимались при подготовке НСУР-2040. Нередко сталкиваемся с ситуациями, когда ученые тратят ресурсы на какие-то разработки, а они не востребованы в промышленности. У предприятий есть стратегии, планы, иногда им легче купить импортные технологии и оборудование, чем заниматься кооперацией с отечественными исследовательскими организациями, или тратить деньги на собственные конструкторские разработки. Однако реальный сектор формирует перечень задач для науки, а она далеко не всегда может их выполнить. И поэтому взаимосвязь науки и производства необходимо обеспечить на самом высоком уровне. В НСУР-2040 заложена идея, что в основе стратегии будет лежать сопряженность с комплексным прогнозом научно-технического прогресса. Это уже отражено и в обновленном законодательстве о прогнозировании. Прогноз научно-технического прогресса разработан и принят. В него вошло более тысячи разработок, которыми занимаются белорусские ученые. Из этого перечня необходимо вычленить идеи, которые способны перейти в разряд инвестиционных, что в конечном счете позволит стране определить свою специализацию. Например, известно, что в Беларуси достаточно лесных ресурсов. И стоит задача повысить глубину переработки. Сформировали технологические карты обработки древесины на основе отечественных разработок, к примеру химическим способом. И эти научные идеи будут ложиться в основу инвестиционных проектов, что, с одной стороны, позволяет освоить выпуск оригинальной продукции (в данном случае вискозной целлюлозы), в том числе и импортозамещающей, а с другой — увеличит объемы перерабатываемой древесины и откроет новые возможности для других отраслей, в данном примере — легкой промышленности.
Беларуси необходимо найти свои ниши на региональном и мировом рынках, где мы будем конкурентоспособными, включая и традиционные отрасли, которые у нас уже есть: микроэлектронике, машиностроении, сельском хозяйстве и ряде других. Необходимое для этого условие — формировать свою уникальность и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Приведу простой пример. Хотя наша страна производит лен, пока так окончательно и не реализована задача переработки короткого льноволокна. В то же время технологически возможно получать из собственного сырья качественную ткань с высокими потребительскими свойствами. И таких направлений достаточно много.
Как реализовать этот потенциал? Порой действительно проще купить технологию и оборудование под ключ. Иногда экономически целесообразнее пройти весь путь самим — от разработки до создания предприятия и выстраивания производственных цепочек. Есть и третий вариант — действовать в кооперации с дружественными государствами: создавать инновации для общего рынка.
И в конечном счете разумное сочетание вышеперечисленных подходов позволит нашей продукции пользоваться стабильным спросом внутри страны и за ее пределами.
volchkov@sb.by