Кто главный на нефтяном рынке? Страны ОПЕК+ снизили квоты на добычу нефти, не взирая на протесты США
07.10.2022 07:33:00
Так ли уж сильно влияние США в мире, как это кажется? В среду нефтедобывающие страны если не в открытую дали пощечину Вашингтону, то, по крайней мере, в открытую проигнорировали его мнение. Встреча в рамках ОПЕК+ закончилась решением о снижении квот на добычу нефти на 2 миллиона баррелей в сутки, что привело в бешенство администрацию в Вашингтоне. Белый дом предпринял огромные усилия, чтобы развалить консенсус. Уговаривал и давил на страны Персидского залива: Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар… Но безуспешно. Вместо желательного для Запада увеличения поставок нефтеносный картель решил сделать обратное, ориентируясь не на пожелания заморской державы, а на собственные прагматические интересы. На фоне этой твердой решимости несколько даже наивно выглядит решение ЕС о введении потолка цен на российскую нефть. Не наступила ли эра, когда правила, написанные в Вашингтоне и Брюсселе, действуют не по всему миру, а исключительно на территориях стран коллективного Запада?
В ценах на углеводороды больше политики, чем экономики. Стоимость барреля до поры до времени в значительной степени зависела от перипетий в Белом доме, чем от реальной ситуации на скважинах. В этом году США тоже с ожесточением «рубится» за снижение цен на нефть. С каким бы презрением ни относился к ней президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден, коммерческо-политические интересы которого лежат в плоскости зеленой энергетики, но даже ему приходится считаться с реальностью. А она такова, что на Tesla пока катается только незначительное количество богатых американцев. При всей своей экологической привлекательности электромобиль остается достаточно дорогой игрушкой даже для небедных американцев. Подавляющее большинство их продолжает пользоваться традиционным транспортом. И весьма активно: мобильность стала стилем жизни за Атлантическим океаном.
Соответственно, стоимость топлива является для американцев одним из значимых маркеров ощущения благосостояния. И цена галлона бензина на заправках практически напрямую коррелируется с популярностью правящей администрации. С рейтингами у Байдена не заладилось чуть ли не с первых дней президентства. А топливный кризис, когда весной его стоимость била исторические рекорды, принесла главе Белого дома титул чуть ли не самого непопулярного президента за историю страны. Администрация Байдена приложила титанические усилия, чтобы заставить топливо подешеветь. Прагматичные американцы не очень задумываются о геополитике, мировой трансформации и цивилизационных вызовах. Традиционно в США холодильник не просто выигрывает у телевизора, а является ключевым мерилом эффективности власти. Худо-бедно, но Байдену удалось если не переломить, то хотя бы ретушировать политический кризис. И немалое значение в повышении своей популярности отводилось дешевому топливу.
Поэтому дешевая нефть — вопрос для правителей Белого дома принципиальный. Особенно сегодня: скоро в Америке пройдут выборы в конгресс. Сейчас в нем преобладают демократы, но республиканцы могут взять реванш. И тогда через парламент противники Джо Байдена смогут доставить ему множество неприятностей. Исходя из эмпирического опыта, исполнительная ветвь не может в Вашингтоне считаться полноценной властью, если не контролирует Капитолий. Поэтому демократам как никогда нужна победа.
Отсюда и неутомимые турне американских чиновников высшего ранга по нефтеносным странам. Нельзя исключать, что стремительное повышение учетной ставки ФРС, которая с нулевой отметки приблизилась почти к 4 процентам, архивысокий показатель для США. Это к тому же попытка сбить цены на энергоносители. По крайней мере, на нефть. Последние лет 40 бесперебойно действовал алгоритм, когда повышение (или даже обещание это сделать) ставки ФРС приводит к укреплению доллара. А сильная американская валюта влечет за собой удешевление нефти. Плюс через разные механизмы (например, регулированием ликвидности на рынке нефтяных фьючерсов) американцы также могли подкручивать котировки.
Явные и скрытые усилия Вашингтона, надо признать, оказали определенное влияние на цену нефти. Если весной стоимость барреля достигала 130 долларов, то к началу осени снизилась до чуть более 80. Да, на цены давили проблемы в экономике ЕС, некоторое замедление роста Китая, в целом опасность общемировой рецессии… Тем не менее удешевление на фоне газового кризиса выглядело несколько искусственным с точки зрения спроса и предложения. Конечно, не полностью, но голубой и черный углеводороды в определенной степени являются взаимозаменяемыми.
Рыночные (а точнее, нерыночные) игры Вашингтона, судя по всему, надоели даже некогда их верным союзникам в Персидском заливе. Видимо, масла в огонь добавила и история с установлением потолка цен на российскую нефть. Точнее, попытка это сделать. Пример Москвы стал для других наукой.
Сделка ОПЕК+ и позиция стран Персидского залива, как и других добывающих государств, — яркий пример нефтяного бунта. Несколько менее заметный, но в какой-то степени даже более значимый демарш предприняла Болгария, которая отказалась применять санкции к российским нефтепродуктам. София объяснила все проще: геополитика — геополитикой, но заправлять машины тоже необходимо, в том числе и жизненно необходимые. Например, полиции, медицинской помощи… На фоне потери авторитета сложно сказать, насколько коллективный Запад сможет навязать очередной пакет санкций и потолок цен третьим государствам. Мир отбился (не полностью, но процесс пошел. И он, судя по всему, необратим) от «демократических» рук.
volchkov@sb.by
В ценах на углеводороды больше политики, чем экономики. Стоимость барреля до поры до времени в значительной степени зависела от перипетий в Белом доме, чем от реальной ситуации на скважинах. В этом году США тоже с ожесточением «рубится» за снижение цен на нефть. С каким бы презрением ни относился к ней президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден, коммерческо-политические интересы которого лежат в плоскости зеленой энергетики, но даже ему приходится считаться с реальностью. А она такова, что на Tesla пока катается только незначительное количество богатых американцев. При всей своей экологической привлекательности электромобиль остается достаточно дорогой игрушкой даже для небедных американцев. Подавляющее большинство их продолжает пользоваться традиционным транспортом. И весьма активно: мобильность стала стилем жизни за Атлантическим океаном.
Соответственно, стоимость топлива является для американцев одним из значимых маркеров ощущения благосостояния. И цена галлона бензина на заправках практически напрямую коррелируется с популярностью правящей администрации. С рейтингами у Байдена не заладилось чуть ли не с первых дней президентства. А топливный кризис, когда весной его стоимость била исторические рекорды, принесла главе Белого дома титул чуть ли не самого непопулярного президента за историю страны. Администрация Байдена приложила титанические усилия, чтобы заставить топливо подешеветь. Прагматичные американцы не очень задумываются о геополитике, мировой трансформации и цивилизационных вызовах. Традиционно в США холодильник не просто выигрывает у телевизора, а является ключевым мерилом эффективности власти. Худо-бедно, но Байдену удалось если не переломить, то хотя бы ретушировать политический кризис. И немалое значение в повышении своей популярности отводилось дешевому топливу.
Поэтому дешевая нефть — вопрос для правителей Белого дома принципиальный. Особенно сегодня: скоро в Америке пройдут выборы в конгресс. Сейчас в нем преобладают демократы, но республиканцы могут взять реванш. И тогда через парламент противники Джо Байдена смогут доставить ему множество неприятностей. Исходя из эмпирического опыта, исполнительная ветвь не может в Вашингтоне считаться полноценной властью, если не контролирует Капитолий. Поэтому демократам как никогда нужна победа.
Отсюда и неутомимые турне американских чиновников высшего ранга по нефтеносным странам. Нельзя исключать, что стремительное повышение учетной ставки ФРС, которая с нулевой отметки приблизилась почти к 4 процентам, архивысокий показатель для США. Это к тому же попытка сбить цены на энергоносители. По крайней мере, на нефть. Последние лет 40 бесперебойно действовал алгоритм, когда повышение (или даже обещание это сделать) ставки ФРС приводит к укреплению доллара. А сильная американская валюта влечет за собой удешевление нефти. Плюс через разные механизмы (например, регулированием ликвидности на рынке нефтяных фьючерсов) американцы также могли подкручивать котировки.
Явные и скрытые усилия Вашингтона, надо признать, оказали определенное влияние на цену нефти. Если весной стоимость барреля достигала 130 долларов, то к началу осени снизилась до чуть более 80. Да, на цены давили проблемы в экономике ЕС, некоторое замедление роста Китая, в целом опасность общемировой рецессии… Тем не менее удешевление на фоне газового кризиса выглядело несколько искусственным с точки зрения спроса и предложения. Конечно, не полностью, но голубой и черный углеводороды в определенной степени являются взаимозаменяемыми.
Рыночные (а точнее, нерыночные) игры Вашингтона, судя по всему, надоели даже некогда их верным союзникам в Персидском заливе. Видимо, масла в огонь добавила и история с установлением потолка цен на российскую нефть. Точнее, попытка это сделать. Пример Москвы стал для других наукой.
Сегодня Запад, который, как ни крути, является крупным потребителем, пытается задушить нефтегазовую индустрию России по неким своим политическим соображениям. А где гарантии, что завтра не найдутся какие-нибудь причины давить других производителей? Пройдут выборы, конъюнктура поменяется… Поэтому ОПЕК+ осталась стоять на позициях своих прагматичных интересов.Собственно говоря, сделка ОПЕК+ не исключает рыночное ценообразование. Да, квоты снизили на 2 миллиона баррелей. Но, исходя из спроса, уже сегодня ряд стран свои квоты не выбирают, в том числе и Россия с Саудовской Аравией. По мнению экспертов, физическая добыча нефти снизится на 1—1,1 миллиона баррелей в сутки. Впрочем, никто не запрещает государствам за пределами картеля наращивать добычу, в том числе и США. Страны-то ОПЕК+ полными монополистами не являются, так как контролируют только 44 процента мировой добычи. Но пока никто не торопится поддерживать предвыборную кампанию Байдена, в том числе и американские нефтяники. У Белого дома остались только злость и сомнительный аргумент: принято решение «выбросить» на рынок около 10 миллионов баррелей из стратегических запасов США. Такой ход конем американцы проворачивали полгода назад, но к существенному эффекту такой демарш не привел. Только к кратковременной корректировке. Сам по себе шаг экономически невыгодный. Достать из запасов сырье и продать его дешево, а потом пополнять резерв дорогой нефтью?! Пока такая логика вырисовывается. Но демократам сегодня важна не экономика, а внутренняя политика. За ценой победы на выборах в конгресс они, судя по всему, не постоят.
Сделка ОПЕК+ и позиция стран Персидского залива, как и других добывающих государств, — яркий пример нефтяного бунта. Несколько менее заметный, но в какой-то степени даже более значимый демарш предприняла Болгария, которая отказалась применять санкции к российским нефтепродуктам. София объяснила все проще: геополитика — геополитикой, но заправлять машины тоже необходимо, в том числе и жизненно необходимые. Например, полиции, медицинской помощи… На фоне потери авторитета сложно сказать, насколько коллективный Запад сможет навязать очередной пакет санкций и потолок цен третьим государствам. Мир отбился (не полностью, но процесс пошел. И он, судя по всему, необратим) от «демократических» рук.
volchkov@sb.by