«Подняться по лестнице помогают ребята». Как девушка на коляске учится в радиотехническом колледже
31.01.2019 12:40:00
ЗУБКОВА Мария
Несколько ступенек до крыльца, два лестничных пролета на второй этаж и столько же на третий… Когда в середине прошлого века проектировали здание Минского радиотехнического колледжа (нынешнего филиала БГУИР), встраивая его в архитектуру главного проспекта города, вряд ли кто-то задумывался, что по корпусу будет передвигаться человек в инвалидной коляске. Год назад такая мысль казалась фантастикой и самой Юлии Стефняк, ведь до нее учащихся-колясочников на дневном отделении не было. Но сомнения остались позади: сейчас первокурсница вместе с сестрой-двойняшкой Леной уже сама делится опытом с абитуриентами, желающими штурмовать специальность «программируемые мобильные системы». И своим примером доказывает, что любые внешние преграды преодолимы.
Поступая в колледж, Юлия Стефняк хотела учиться только на дневном отделении
В 210-й аудитории только что завершилось собрание совета колледжа. Среди актива и сестры Стефняк. После занятий у них есть свободных полчаса: в 13:30 соберется команда разработчиков мобильного навигатора для людей с инвалидностью INVO. Это авторский проект Юли и Лены, с которым они победили на городской выставке-презентации молодежных инициатив «100 идей для Беларуси». Но сначала была победа над собственным страхом, возвращается мыслями в минувшее лето 17-летняя Юля:
– Проходной балл рос молниеносно, думала, не поступлю. Волновало и то, что колледж далеко от дома, ежедневно надо успевать к 8 утра, а на коляске это совсем не просто. Но получилось отлично. Поступила, учусь, нашла много друзей, работаю над несколькими проектами. А отсутствие безбарьерки – не повод для расстройства, потому что в колледже всегда помогут.
Юля на пять минут старше Лены. Двойняшки родились на седьмом месяце, и последствиями родовой травмы для старшей стали ДЦП и 4-я группа инвалидности. Несмотря на диагноз, сестры всегда были неразлучны: девять лет делили парту в СШ № 130, рисовали в художественной школе и вместе готовились к поступлению. До проходного порога в 9,5 балла Юле, гуманитарию по складу ума, не хватило одной десятой. И если бы представилась такая возможность, то Лена, математик от природы, эту десятую отдала бы – она-то набрала 9,6! И пусть одна сестра учится на бюджете, а вторая на платном, обе одинаково рады выбору будущей профессии. Хотя когда-то Юля мечтала о другой:
– Хотела стать журналистом, но в конце 9-го класса во время прохождения МРЭК услышала: «Корреспондент на коляске? Вы же не сможете ездить в горячие точки!» Взамен мне предложили «близкую специальность» библиотекаря, но это совсем не то. Поскольку Лена тяготела к IT-технологиям, мы решили остановиться на программировании. К счастью, этот выбор комиссия одобрила.
Получить разрешение МРЭК – полдела. Пришлось искать учебное заведение, где согласились бы принять учащуюся на коляске:
– В некоторых мне отказали, сославшись на неприспособленность здания. Предлагали заочное, но это не мой вариант. Зато руководство радиотехнического колледжа сразу пошло навстречу – учащиеся с инвалидностью здесь не новость: пару ребят есть на заочке. На дневном отделении я пока единственная.
До колледжа Юля с сестрой добираются на машине: мама отвозит дочек с утра, а днем забирает, успевая при таком графике работать. Вот и сейчас Ольга Викторовна ждет завершения встречи разработчиков, чтобы завезти дочек домой и вернуться в офис:
– Нам создали все условия, выделили место для парковки, а расписание построили так, чтобы занятия проходили в основном на первом этаже. Но если нужно, ребята помогают подняться выше.
– Это правда. Скоро среди учащихся не останется таких, которые не носили бы меня на руках, – смеется Юля, подъезжая к лестнице. Подходят два третьекурсника и предлагают помощь. При таком внимании не проблема открыть и придержать двери, преодолеть порог. А если рядом нет парней, то всегда на подхвате сестра Лена:
– С Юлей я постоянно, но не могу сказать, что сильно перегружена. Эмоциональное напряжение осталось в прошлом, когда мы соперничали за любовь родителей. Повзрослев, понимаю, что Юле нужно больше внимания, потому что физически ей все дается тяжелее. Но она очень самостоятельная, по дому все делает сама, не привлекая к помощи меня или старшего брата. И даже встает на полчаса раньше, чтобы собраться.
За полгода первокурсницам удалось воплотить идеи, с которыми они пришли в колледж. В конце декабря сестры получили диплом II степени на Республиканском конкурсе инновационных проектов, представив инклюзивное оборудование для комфортной жизни. А сейчас вместе с командой из учащихся и волонтеров разрабатывают мобильный навигатор, который поможет человеку с инвалидностью, пожилым людям и родителям с детскими колясками выстроить наиболее удобный маршрут. Юля сталкивается с трудностями передвижения по городу, поэтому хочет изменить ситуацию к лучшему:
– Мы собрали полную информацию по районам – начиная от наличия бордюров и заканчивая доступом в здания. Сейчас разрабатываем карты, на которых красным цветом отметим места, непригодные для колясок, желтым – частично адаптированные, а зеленым – полностью доступные. Прототип приложения планируем представить ко II Европейским играм, чтобы посмотреть, насколько оно востребовано целевой аудиторией.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Минске вручили премию «Человек безбарьерной среды – 2019», учрежденную Республиканским центром национальных культур и Минской областной организацией БелТИЗ при поддержке Министерства культуры.
Награду получили идейный вдохновитель и руководитель единственного в стране инклюзивного хора «Радость души» Елена Маслова, главный редактор журнала «Роднае слова» Зоя Подлипская, создавшая литературную серию «Произведения современных незрячих авторов», а также юная писательница София Ворса, автор книги «Город слепых перекрестков». Ее девятиклассница минской гимназии № 4 посвятила проблемам слабовидящих:
– На создание книги меня вдохновило знакомство с незрячей поэтессой и певицей Ольгой Патри. Впечатлила ее история, как несправедливо к ней отнеслись окружающие, но, несмотря на это, Ольга не утратила силу духа. Позже я узнала о душевных переживаниях других людей и своей книгой захотела их поддержать, помочь обществу стать добрее к тем, кто потерял зрение.
София не раз становилась лауреатом международных литературных конкурсов, ее произведения известны читателям разных стран. Книга «Город слепых перекрестков» издана на русском и белорусском языках, а вскоре появятся переводы на болгарский и греческий.
zubkova@sb.by
Поступая в колледж, Юлия Стефняк хотела учиться только на дневном отделении
В 210-й аудитории только что завершилось собрание совета колледжа. Среди актива и сестры Стефняк. После занятий у них есть свободных полчаса: в 13:30 соберется команда разработчиков мобильного навигатора для людей с инвалидностью INVO. Это авторский проект Юли и Лены, с которым они победили на городской выставке-презентации молодежных инициатив «100 идей для Беларуси». Но сначала была победа над собственным страхом, возвращается мыслями в минувшее лето 17-летняя Юля:
– Проходной балл рос молниеносно, думала, не поступлю. Волновало и то, что колледж далеко от дома, ежедневно надо успевать к 8 утра, а на коляске это совсем не просто. Но получилось отлично. Поступила, учусь, нашла много друзей, работаю над несколькими проектами. А отсутствие безбарьерки – не повод для расстройства, потому что в колледже всегда помогут.
Юля на пять минут старше Лены. Двойняшки родились на седьмом месяце, и последствиями родовой травмы для старшей стали ДЦП и 4-я группа инвалидности. Несмотря на диагноз, сестры всегда были неразлучны: девять лет делили парту в СШ № 130, рисовали в художественной школе и вместе готовились к поступлению. До проходного порога в 9,5 балла Юле, гуманитарию по складу ума, не хватило одной десятой. И если бы представилась такая возможность, то Лена, математик от природы, эту десятую отдала бы – она-то набрала 9,6! И пусть одна сестра учится на бюджете, а вторая на платном, обе одинаково рады выбору будущей профессии. Хотя когда-то Юля мечтала о другой:
– Хотела стать журналистом, но в конце 9-го класса во время прохождения МРЭК услышала: «Корреспондент на коляске? Вы же не сможете ездить в горячие точки!» Взамен мне предложили «близкую специальность» библиотекаря, но это совсем не то. Поскольку Лена тяготела к IT-технологиям, мы решили остановиться на программировании. К счастью, этот выбор комиссия одобрила.
Получить разрешение МРЭК – полдела. Пришлось искать учебное заведение, где согласились бы принять учащуюся на коляске:
– В некоторых мне отказали, сославшись на неприспособленность здания. Предлагали заочное, но это не мой вариант. Зато руководство радиотехнического колледжа сразу пошло навстречу – учащиеся с инвалидностью здесь не новость: пару ребят есть на заочке. На дневном отделении я пока единственная.
До колледжа Юля с сестрой добираются на машине: мама отвозит дочек с утра, а днем забирает, успевая при таком графике работать. Вот и сейчас Ольга Викторовна ждет завершения встречи разработчиков, чтобы завезти дочек домой и вернуться в офис:
– Нам создали все условия, выделили место для парковки, а расписание построили так, чтобы занятия проходили в основном на первом этаже. Но если нужно, ребята помогают подняться выше.
– Это правда. Скоро среди учащихся не останется таких, которые не носили бы меня на руках, – смеется Юля, подъезжая к лестнице. Подходят два третьекурсника и предлагают помощь. При таком внимании не проблема открыть и придержать двери, преодолеть порог. А если рядом нет парней, то всегда на подхвате сестра Лена:
– С Юлей я постоянно, но не могу сказать, что сильно перегружена. Эмоциональное напряжение осталось в прошлом, когда мы соперничали за любовь родителей. Повзрослев, понимаю, что Юле нужно больше внимания, потому что физически ей все дается тяжелее. Но она очень самостоятельная, по дому все делает сама, не привлекая к помощи меня или старшего брата. И даже встает на полчаса раньше, чтобы собраться.
За полгода первокурсницам удалось воплотить идеи, с которыми они пришли в колледж. В конце декабря сестры получили диплом II степени на Республиканском конкурсе инновационных проектов, представив инклюзивное оборудование для комфортной жизни. А сейчас вместе с командой из учащихся и волонтеров разрабатывают мобильный навигатор, который поможет человеку с инвалидностью, пожилым людям и родителям с детскими колясками выстроить наиболее удобный маршрут. Юля сталкивается с трудностями передвижения по городу, поэтому хочет изменить ситуацию к лучшему:
– Мы собрали полную информацию по районам – начиная от наличия бордюров и заканчивая доступом в здания. Сейчас разрабатываем карты, на которых красным цветом отметим места, непригодные для колясок, желтым – частично адаптированные, а зеленым – полностью доступные. Прототип приложения планируем представить ко II Европейским играм, чтобы посмотреть, насколько оно востребовано целевой аудиторией.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Минске вручили премию «Человек безбарьерной среды – 2019», учрежденную Республиканским центром национальных культур и Минской областной организацией БелТИЗ при поддержке Министерства культуры.
Награду получили идейный вдохновитель и руководитель единственного в стране инклюзивного хора «Радость души» Елена Маслова, главный редактор журнала «Роднае слова» Зоя Подлипская, создавшая литературную серию «Произведения современных незрячих авторов», а также юная писательница София Ворса, автор книги «Город слепых перекрестков». Ее девятиклассница минской гимназии № 4 посвятила проблемам слабовидящих:
– На создание книги меня вдохновило знакомство с незрячей поэтессой и певицей Ольгой Патри. Впечатлила ее история, как несправедливо к ней отнеслись окружающие, но, несмотря на это, Ольга не утратила силу духа. Позже я узнала о душевных переживаниях других людей и своей книгой захотела их поддержать, помочь обществу стать добрее к тем, кто потерял зрение.
София не раз становилась лауреатом международных литературных конкурсов, ее произведения известны читателям разных стран. Книга «Город слепых перекрестков» издана на русском и белорусском языках, а вскоре появятся переводы на болгарский и греческий.
zubkova@sb.by