Двенадцать фотографий – по числу колонн в фойе бельэтажа – сразу привлекают внимание публики. Но вместо отточенных балетных поз, чем так славятся работы этого замечательного фотохудожника, мы видим мир фантазии и мечты. Отсюда и название выставки: «Балет. Мифологемы».
– Михаил Нестеров служит в Большом театре Беларуси более 10 лет, – говорит главный специалист по работе с публикой, театровед Татьяна Александрова. – За это время им снято более 1000 спектаклей и бессчетное количество репетиций, портретов, архивных документов, пресс-конференций и всего того, что отражает современную жизнь театра. Именно глазами Михаила Нестерова следующие поколения будут знакомиться с историей Большого.
Фотографии, представленные на выставке, – плод многолетнего труда.
– Огромная благодарность тем людям, которые заставили меня отобрать материалы, которые я снимал годами, и реализовать это в бумаге, – говорит Михаил Нестеров. – Хотелось передать балет не как захваченное мимолетное движение, а размазанное во времени, чтобы там читались все составляющие балета – танец, декорация, свет, – чтобы все это можно было совместить в картинке. Я считаю, что статичная картинка на это неспособна, поэтому пришлось работать вот в такой технике.
Техника называется «длинная выдержка». Она абсолютно по-новому высвечивает самую душу танца, его сокровенную суть.
На открытии выставки много говорилось об искусстве фотографии – о ее реальности, о ее иллюзорности.
– Для балетного и для оперного искусства важно засвидетельствовать факт, – размышляет Татьяна Александрова. – Для балета особенно важно поймать максимальное раскрытие прыжка, красоту и правильность жеста. Нам нужны крупные, средние, общие планы, а желательно еще декорации, дирижер. И все это быстро, на следующий день, чтобы мы смогли показать нашим зрителям. Ловец мимолетности – так можно было бы назвать фотографа в области балета.
Но кроме документальности, есть еще душа фотохудожника, ее потребность в самораскрытии. Есть метафизика балета, не ограничивающаяся ни красотой прыжка, ни актерской эмоцией, которая этот прыжок наполняет.
Фотографии на выставке – как солнечные пятна. Они проплывают перед глазами, рождая в зрителе не просто поток непроизвольных, мечтательных образов, но и сотворчество, сопереживание, со-откровение.
Особые чувства они рождают у самих танцовщиков.
– В балетной фотографии нужно, помимо всего прочего, огромное везение, – говорит народный артист Беларуси Игорь Артамонов. – Момент, который пытается запечатлеть фотограф, длится доли секунды, и нужно, чтобы все сошлось: экспозиция, свет, эмоция, балетная поза. Особая сложность – угодить и себе как художнику, и артисту балета, которого он снимает. Бывают ситуации, когда фотография полностью устраивает автора и по эмоции, и по свету, и по всем характеристикам, а артист посмотрит на нее и говорит: «Ты ее никому не показывай, потому что здесь у меня нога недотянута, а здесь рука не на месте…» На сегодняшней выставке не будет вообще ни одного недовольного артиста, потому что в этих работах Нестерова балетная фотография приобрела особую философскую глубину и заставляет человека не просто посмотреть и увидеть что-то красивое, а еще и подумать, и пофантазировать.
Фантазии бывают разные. Надежда – студентка Университета культуры – увидела в этих фотографиях и полотна Леонардо да Винчи, и лики Христа.
Сам художник и не спорит с этим, и не соглашается:
– Как вы заметили, ни одна из работ не подписана. Это я делал специально, чтобы не подсказывать, какой конкретно спектакль изображен, и дать возможность каждому увидеть что-то свое.
А тем временем «Балетное лето» разгорается. С блеском прошло «Лебединое озеро» с участием гастролера Дениса Родькина, но для меня это был триумф наших Людмилы Уланцевой и Такатоши Мачиямы. Вчера был «Щелкунчик» – опять с Уланцевой. Сегодня «Анна Каренина» с Ириной Еромкиной, завтра «Пер Гюнт» с Уланцевой и Эвеном Капитеном. Любимые артисты, такие родные, такие яркие, талантливые и непохожие друг на друга, и безупречное, чистейшее звучание оркестра.
И, наконец, великолепнейший гала-концерт 17 июня, в котором сойдутся звезды российских балетных театров, в том числе воспитанники Белорусского государственного хореографического колледжа Денис Климук и Игорь Колб.
И все эти события будут сопровождаться фотовыставкой Михаила Нестерова. Увидеть ее можно до 27 июня.
Фото Большого театра Беларуси.