В агрогородке Погородно бережно сохраняют традиции ткачества
11.05.2024 13:37:00
Ольга БЕБЕНИНА
Вплоть до начала 1990-х годов даже в столичных квартирах часто можно было увидеть узорные самотканые половики, дорожки, а на кроватях и диванах — постилки (покрывала). В магазинах эти вещи не продавались, поэтому большую часть пестрого текстиля привозили из деревень либо покупали на рынках. При этом, как и в любом народном творчестве, у изделий из разных уголков Беларуси были свои отличительные признаки: цветовая гамма, характерные узоры, наличие или отсутствие бахромы либо кисточек, вид и нюансы ткачества и т.д. Большинство из нас в этом не разбирается, а вот многим нашим прабабушкам не составляло труда определить, из какой области и даже конкретного района родом черно-красная в цветочных узорах, коричнево-зеленая полосатая или всех оттенков серого дорожка, лежащая в прихожей.
Домотканые изделия гармонично вписывались в непритязательный домашний интерьер. Более того, они практически не собирали пыль, отлично чистились мокрым веником и выбивались, легко скатывались, если нужно было сделать влажную уборку. С приходом моды на секции, модульные стенки, синтетические паласы и турецкие покрывала скромные деревенские постилки и дорожки практически исчезли. Однако они до сих пор популярны в деревнях и на дачах, а также у любителей интерьерных решений в скандинавском стиле и стиле кантри. Если грамотно подобрать цветовую гамму, от «бабушкиных» ковриков, что называется, глаз не оторвать.
На территории Беларуси ткачество — одно из самых древних ремесел. Наравне с изготовлением материала для одежды значительную часть этого народного промысла составляют вещи, предназначенные для украшения жилого пространства. Без дорожек и половиков когда-то не обходился ни один сельский дом. А постилки вообще считались универсальным предметом — ими не только накрывали кровати, лежанки и скамьи, их вешали на стену, застилали ими сани и возки, клали молодым под ноги во время благословения. Постилки различного предназначения считались важной частью приданого невесты. Изделия сдержанной цветовой гаммы, например черно-белые, использовались в похоронных обрядах. Повседневные постилки и ковры ткали из легкой льняной пряжи, праздничные были более плотными — шерстяными или полушерстяными.
Когда-то это традиционное женское занятие было широко распространено в деревнях Лидского, Вороновского, Ивьевского, Дятловского и Щучинского районов. Сегодня в неизменном виде, именно как домашнее ремесло, оно сохранилось лишь в агрогородке Погородно.
Здешние постилки, дорожки и ковры отличаются разнообразием колористики и рисунков — это могут быть растительно-цветочные композиции, стилизованные изображения животных и птиц. Довольно частый узор — восьмиконечные розетки-звезды. При этом народное искусство не только не забыто, но и продолжает развиваться — мастерицы охотно передают свои навыки и опыт местным школьникам и молодежи на занятиях «Школы ткачества».
Домотканые изделия гармонично вписывались в непритязательный домашний интерьер. Более того, они практически не собирали пыль, отлично чистились мокрым веником и выбивались, легко скатывались, если нужно было сделать влажную уборку. С приходом моды на секции, модульные стенки, синтетические паласы и турецкие покрывала скромные деревенские постилки и дорожки практически исчезли. Однако они до сих пор популярны в деревнях и на дачах, а также у любителей интерьерных решений в скандинавском стиле и стиле кантри. Если грамотно подобрать цветовую гамму, от «бабушкиных» ковриков, что называется, глаз не оторвать.
На территории Беларуси ткачество — одно из самых древних ремесел. Наравне с изготовлением материала для одежды значительную часть этого народного промысла составляют вещи, предназначенные для украшения жилого пространства. Без дорожек и половиков когда-то не обходился ни один сельский дом. А постилки вообще считались универсальным предметом — ими не только накрывали кровати, лежанки и скамьи, их вешали на стену, застилали ими сани и возки, клали молодым под ноги во время благословения. Постилки различного предназначения считались важной частью приданого невесты. Изделия сдержанной цветовой гаммы, например черно-белые, использовались в похоронных обрядах. Повседневные постилки и ковры ткали из легкой льняной пряжи, праздничные были более плотными — шерстяными или полушерстяными.
Создавая красоту
Как уже отмечалось, в разных областях Беларуси существовали свои приемы ткачества. Мастерицы Гродненщины использовали как льняные и шерстяные нити, так и хлопковые, и даже шелковые. А в процессе работы применяли аж пять сложных техник, из которых самым понятным обывателю будет разве что двухслойное ткачество.Когда-то это традиционное женское занятие было широко распространено в деревнях Лидского, Вороновского, Ивьевского, Дятловского и Щучинского районов. Сегодня в неизменном виде, именно как домашнее ремесло, оно сохранилось лишь в агрогородке Погородно.
Здешние постилки, дорожки и ковры отличаются разнообразием колористики и рисунков — это могут быть растительно-цветочные композиции, стилизованные изображения животных и птиц. Довольно частый узор — восьмиконечные розетки-звезды. При этом народное искусство не только не забыто, но и продолжает развиваться — мастерицы охотно передают свои навыки и опыт местным школьникам и молодежи на занятиях «Школы ткачества».
В 2018 году Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси пополнили ткацкие техники изготовления цветных узорных постилок (покрывал) и ковров Вороновского района Гродненской области. Эту традицию бережно сохраняют в агрогородке Погородно.bebenina@sb.by