Судьба дизельных автомобилей: наступает решающий момент
19.10.2018 07:59:36
Константин БАКУН
Сегодня можно смело заявлять, что машины на дизельных двигателях постепенно уходят в прошлое. Экологи по всему миру многие годы били тревогу — дизель вреден для окружающей среды. Однако так называемый дизельгейт был раскрыт лишь в 2015 году, когда выяснилось, что примерно 11 миллионов машин автоконцерна Volkswagen по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое значительно занижало количество выбросов вредных газов в атмосферу! Дело с махинациями наделало шуму не меньше, чем в свое время знаменитый «Уотергейт» — скандал в ходе избирательной кампании президента США в 70–е годы прошлого века. А мы попробуем разобраться, в чем суть проблемы и как дело обстоит сегодня, когда европейские автогиганты начали получать огромные штрафы. Из последних — Audi придется раскошелиться в Германии на 800 миллионов евро.
Для автоконцерна Volkswagen дизельный скандал, который тянется уже более трех лет, обошелся не только в баснословную сумму, по подсчетам экспертов, убытки компании уже составили 25 миллиардов евро, но и огромными репутационными потерями.
Что касается исков, то первыми их начали подавать американцы, они, как показывает практика, делать это умеют на отлично. Во избежание долгих судебных процессов Volkswagen заключил в США несколько соглашений, регламентирующих порядок и объемы выплат и компенсаций. На следующий год после вскрытия махинаций немецкая компания согласилась выплатить в общей сложности около 10 миллиардов евро в качестве неустойки владельцам полумиллиона дизельных автомобилей, проданных в США в 2009 — 2015 годах. Кроме того, раскрутили автоконцерн и на различные экологические программы. Так, порядка 2,5 миллиарда евро Volkswagen обязался внести в американский фонд компенсации экологического ущерба и еще около двух потратил на внедрение в производство зеленых технологий нулевого выхлопа. Более того, компания взяла на себя обязательство провести сервисные работы либо выкупить дефектные автомобили по рыночной цене. Вы только подумайте, и это еще не все! Автовладельцы, купившие машину в кредит, смогли получить дополнительную выплату в размере до 30% от стоимости машины на погашение долга перед банком.
Что касается европейского рынка, то сначала правительство Германии решило не накладывать жесткие меры на автопроизводителя, а просто обязало Volkswagen исправить программное обеспечение и провести технические доработки.
Автовладельцы вместо финансовой компенсации получили... приглашения в сервис для устранения неполадок. Конечно, официально причиной такого решения стали различия экологических стандартов в Европе и США. Ведь оказывается, что европейские машины привести к нормам гораздо проще и дешевле. Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что Volkswagen бы разорился, выплачивая, по самым скромным подсчетам, 90 миллиардов евро!
Руперт Штадлер.
А что же сегодня? В Европе «дизельное дело» в этом году получило новое продолжение. Сначала в феврале прокуратура Мюнхена неожиданно пришла с обысками в штаб–квартиру входящего в группу Volkswagen автоконцерна Audi, который тоже подозревают в мошенничестве с занижением количества выбросов. Затем уже в апреле следователи наведались в автомобилестроительный холдинг Porsche. Поводом для этого послужили все те же обвинения. А уже в июне произошло, пожалуй, самое громкое задержание — арестовали главу Audi Руперта Штадлера. Как стало впоследствии известно, ему тоже предъявили обвинения, связанные с «дизельгейтом». Всего под следствием по этому делу проходит порядка 20 человек.
На этом плохие новости для крупных европейских производителей автомобилей, к сожалению, не закончились. Постепенно добирается правосудие и до автоконцерна Opel. На этой неделе в двух офисных помещениях компании прошли обыски. Как стало известно прессе, манипуляции с уровнем выхлопных газов могли затронуть программное обеспечение на 95 тысячах автомобилей Opel моделей Insignia, Zafira и Cascada. Также в дело идут и огромные штрафы. Уже в казну немецкого государства в этом году Volkswagen заплатил миллиард евро, а Audi только что присудили выплатить 800 миллионов.
Конечно, финансовые и репутационные потери для автогигантов — очень важны. Но главная проблема заключается в том, что после всего произошедшего на «дизель» ополчились практически все: начиная от правительств и заканчивая экологами. По сути, в Европе уже началась кампания по запрету дизельных двигателей повсеместно, и лидерство тут у ФРГ.
Первым такой запрет в мае текущего года ввел Гамбург. И хотя городские власти закрыли всего две улицы, шума в Германии было очень много... Затем в июне суд города Ахен обязал местные власти ввести ограничения на движение дизельных автомобилей с января 2019 года. Совсем недавно последовало судебное решение по Франкфурту–на–Майне. Оно по сравнению с предыдущими самое масштабное и жесткое. С февраля следующего года въезд в центр города запретят дизелям экологического стандарта Евро–4. Аналогичные меры могут ввести еще в 28 городах ФРГ! Если вы думаете, что с «дизелем» воюют только в Германии, то это совершенно не так. С прошлого года вступили ограничения на въезд «дизелей» в центр Осло. Подобные меры принимаются в Голландии, Дании, Франции, Испании и Греции. К слову, в Японии ToyotaMotors и Mazda объявили о планах к 2025 году полностью прекратить выпуск дизельных авто.
Вот и получается, что «дизельгейт» привел к коренным изменениям в автопроме, которые могут серьезно отразиться на машиностроительной отрасли по всему миру.
КСТАТИ
Мартин Винтеркорн.
Кто уже отбывает наказание?
Оливер Шмидт.
bakun@sb.by