До недавнего времени Грузия казалась тихим уголком на фоне военного противостояния в Восточной Европе. Выяснилось, что это устраивает далеко не всех. На Западе видят эту страну не иначе как «вторым фронтом» против России. Потому и устроили там нечто вроде «цветной революции» сверху.
Шум вокруг иноагентов
Формальным поводом к витку напряженности в Грузии стала попытка правящей партии «Грузинская мечта» принять закон об иностранных агентах. Произошло это не случайно, поскольку в этом закавказском государстве стало расти число некоммерческих организаций, очевидно финансируемых и управляемых из‑за рубежа. Вот и появился законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Он был принят в первом чтении 7 марта. Документ предусматривает, что некоммерческие юридические лица и СМИ, получающие от 20 процентов своих доходов из‑за рубежа, обязаны регистрироваться в качестве агентов иностранного влияния. Местные политики утверждали, что не собираются кого‑то запрещать, просто хотят дать гражданам информацию о подлинном лице той или иной общественной инициативы. Не тут‑то было!Из‑за океана последовал громкий, даже истеричный окрик. Нед Прайс, пресс‑секретарь госдепа, не исключил введения санкций против Грузии «за принятие закона российского образца». В Тбилиси оправдывались, что ориентировались на пример не России, а самих Соединенных Штатов, где аналогичный закон был принят аж в 1938 году.Напрасно. В Штатах заявили, что не допустят принятия документа, даже если он будет дословным переводом американского аналога. Любопытно, что в это самое время президент Грузии Саломе Зурабившили находилась не где‑нибудь, а как раз в США. Она осудила действия правительства и поведала, что наложит вето на законопроект. Еще бы, ведь госпожа президент родилась в Париже и до 2004 года работала в МИД Франции, была даже послом этой страны в Грузии. Вообще редкий в истории случай.
И вот на этом фоне в Тбилиси произошли масштабные уличные протесты, приведшие к жестоким столкновениям с полицией. В ход пошли и дубинки, и водометы, и слезоточивый газ. Правительство вроде как не выдержало давления и дало заднюю. Закон был отозван из парламента.
Подлинная подоплека кризиса
Но все оказалось не так просто. В воскресенье в эфире телеканала Imedi премьер‑министр Ираклий Гарибашвили сделал важные и даже сенсационные заявления. Многое стало на свои места. Собственно, руководитель грузинского правительства подтвердил предположения экспертов о подлинной подоплеке кризиса, к которому скандальный законопроект имел лишь косвенное отношение.В Тбилиси знали о готовящемся вооруженном конфликте в Украине еще в ноябре 2021 года. Более того, в планы Запада входило уже в то время втянуть в войну и Грузию, открыть тот самый «второй фронт». Для этого 1 октября в страну вернули беглого Михаила Саакашвили.Он должен был добиться отставки правительства, сам стать официальным или фактическим правителем и разморозить старые очаги напряженности — в Абхазии и Южной Осетии. Но правящая партия не захотела быть разменной монетой в чужой игре. Саакашвили, который находился в розыске, был тут же арестован. Митинги его сторонников не дали никакого результата. США и некоторые страны Евросоюза через своих политиков и послов стали оказывать прямое давление на Тбилиси, принуждая к более враждебным действиям против России. Позиции президента было недостаточно, поскольку полномочия главы государства весьма ограничены.
Пикантность всей этой ситуации придает то, что у власти в Грузии находятся никакие не пророссийские деятели. Наоборот. «Грузинская мечта — демократическая Грузия» ставит своей целью и внедрение западных ценностей, и вхождение в ЕС и НАТО. Но делает это с учетом собственных интересов.
Чтобы пояснить суть западных претензий к Грузии, приведем один пример. 8 марта в разгар уличных волнений Ираклий Кобахидзе, председатель правящей партии, заявил: «Мы пойдем вперед с христианством к Европе! Мы будем идти вперед с суверенитетом в сторону Европы! Мы достойно пойдем вперед в сторону Европы». Сам факт упоминания христианства и суверенитета вызвал критику, в частности, со стороны британской Би‑би‑си. Или евроатлантическая интеграция, или суверенитет и традиционные ценности. И никакого компромисса. То есть лояльности на 98 процентов со стороны своих сателлитов США и Великобритании недостаточно. Им нужно полное подчинение.
Исходя из своих интересов
Что уж говорить о нежелании Грузии вводить санкции против России и втягиваться в войну.Грузинское правительство делает это не из‑за большой любви к Москве и Владимиру Путину, а исходя исключительно из своих интересов. Здесь хорошо помнят пятидневную войну 2008 года, не хотят разрушений и жертв, «второго Мариуполя», как сказал премьер‑министр Гарибашвили.К тому же в нынешней ситуации Грузия с выгодой использует свое положение. Рост ВВП за 2022 год превысил 10 процентов, а внешнеторговый оборот в январе текущего года увеличился на 29,1 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Причина очевидна — Россия уверенно вышла на первое месте среди партнеров Грузии во внешней торговле.
Но на Западе плевать на интересы грузин. Страну стали откровенно раскачивать, в том числе и через разного рода НКО и независимые СМИ, реально находящиеся на содержании у тех же американцев, британцев и европейцев. Не обошлось и без вмешательства Украины.
Ираклий Гарибашвили сказал, что накануне протестов в страну въехало несколько десятков граждан Украины. Премьер‑министр в крайне резкой форме отозвался о комментариях Зеленского по грузинской ситуации, а других украинских политиков и вовсе назвал лузерами. Фактически глава грузинского правительства подтвердил, что Запад целенаправленно втягивал Россию в войну. Причем первоначальный план включал в себя как минимум два направления: украинское и грузинское.
Политический кризис в Грузии продолжается. Отзыв закона об иноагентах можно расценивать как тактическое отступление правительства, но не его окончательное поражение.Об этом свидетельствует и воскресное заявление Ираклия Гарибашвили. Более того, правящая партия консолидируется, мобилизует своих сторонников. В этом плане крайне важна позиция очень популярного мэра столицы Кахи Каладзе, а он один из лидеров «Грузинской мечты» и полностью поддерживает правительство. Не оставляет сомнения и то, что США и Великобритания будут и дальше качать ситуацию в Грузии, пытаясь привести к власти полностью послушных марионеток. И Грузией дело не ограничится. Стратегия горизонтальной эскалации будет создавать кризисы и в других странах постсоветского пространства. Основная схватка еще впереди.