Динамика становления ШОС: проблемы и перспективы в экономическом измерении
15.08.2024 08:28:00
Первое десятилетие существования ШОС было связано преимущественно с ее организационно-политическим становлением. Несмотря на то что экономический аспект также составляет одно из основных направлений деятельности ШОС, в течение многих лет он значительно отставал от сотрудничества в области безопасности. В определенной степени это логично: среди членов ШОС четыре государства, то есть половина нынешнего состава, обладают ядерным оружием.
По сравнению с сотрудничеством в области торговли пока медленно и малопродуктивно идет процесс взаимодействия в области финансов. Количество встреч министров финансов и председателей центральных (национальных) банков пока невелико. По сути, за последнее время удалось договориться только о том, чтобы продолжать работу по созданию Фонда развития (Специального счета) и Банка развития. При этом по-прежнему отсутствует согласие в определении механизмов сопровождения и поддержки проектной деятельности Банком развития ШОС и Специальным счетом ШОС. Можно отметить, что расхождение точек зрения, прежде всего между Китаем и Россией, вызывает сама модель формирования этих финансовых структур.
Недостаточную эффективность пока демонстрируют также неправительственные структуры — Деловой совет и Межбанковское объединение. Несмотря на то что Деловой совет концентрирует наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран ШОС, а Межбанковское объединение стремится к обеспечению финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, отдача этих структур пока недостаточна для расширения связей между предпринимателями и инвесторами.
При этом в условиях действия различного рода международных санкций и приближения к рецессии в ряде развитых стран ШОС придает динамизм российской экономике, активизируя взаимную торговлю и открывая широкий доступ к материальным, валютно-финансовым, торговым, инвестиционным и прочим ресурсам. Значительные экономические выгоды могут получить также страны — члены ШОС с меньшими валовыми экономическими показателями, в первую очередь за счет снижения их сырьевой ориентации благодаря импорту высокотехнологичной продукции.
Новые возможности в экономической плоскости появляются у Индии и Ирана в контексте интенсификации внутрирегионального разделения труда, повышения инвестиционной привлекательности стран, улучшения транспортно-логистической сети, участия в крупных инфраструктурных проектах, стимулирования развития отрасли высоких технологий, медицинских и образовательных услуг.
Не менее острым остается вопрос сопряжения ШОС и ЕАЭС. В последнем между государствами функционирует зона свободной торговли, идет тенденция к построению полноценного единого экономического пространства с согласованной макроэкономической политикой. Но именно она в некоторой степени ограничивает возможности для интеграции членов ЕАЭС с остальными членами ШОС.
Несмотря на то что полноформатного экономического взаимодействия между ЕАЭС и ШОС пока не наблюдается, происходит последовательное расширение связей между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями (реализуются совместные научно-исследовательские программы и проекты), а также усиление защиты интересов в таможенных отношениях путем обмена информацией о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах.
В экспертной среде начинает формулироваться мнение, что ШОС, учитывая санкционное давление на Россию и торговые войны Китая с США, сможет уже в не столь отдаленной перспективе послужить фундаментом интеграции ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Выстраивая взаимодействие с Экономическим поясом Шелкового пути, страны ЕАЭС и другие евразийские государства свой интерес на данный момент видят преимущественно в транспортно-логистическом секторе. Примером является создание транспортного коридора «Север — Юг», соединяющего Россию через Азербайджан с Ираном, а в перспективе и с Индией. На базе проекта оформилось трехстороннее стратегическое партнерство России, Ирана и Азербайджана, которое подкреплено сотрудничеством в рамках Организации прикаспийских государств.
Кроме того, достаточно четкие посылы на разрешение противоречий между Россией и Китаем исходят из их намерения работать над подготовкой проекта соглашения об экономическом евразийском континентальном партнерстве. Данное соглашение предусмотрит свободу движения товаров, содействие товарообороту и свободу движения капиталов, а работа по подготовке соглашения будет вестись в рамках ШОС, ЕАЭС и двусторонних контактов между КНР и Россией. ЕАЭС и ШОС уже начали работу над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнерстве, и еще в декабре 2015 года на совете глав ШОС была предложена концепция о зоне свободной торговли ШОС.
Резюмируя результаты проведенного анализа, можно отметить следующее. ШОС открывает широкие возможности для практического применения новых методов и форм экономического сотрудничества. Ключевые экономические выгоды стран-членов связаны с торговлей, энергетическим сотрудничеством, созданием благоприятного инвестиционного климата, региональным разделением труда. Однако неравномерность экономического потенциала стран-членов порождает диспропорции и способствует возникновению убытков вследствие их сырьевой ориентации, низкого финансового запаса прочности, неразвитости институтов современного рынка, а также в результате ослабления интереса лидера организации — Китая — к узкому евразийскому сотрудничеству.
Несмотря на то что ШОС представляет собой региональную азиатскую международную площадку, с которой наша страна географически никак не связана, становление многополярной конфигурации международных отношений подталкивает нашу небольшую открытую экономику участвовать в различных интеграционных форматах.
В контексте жесткого противостояния с Западом России выгодны полноценное участие Беларуси в ШОС и опора на данную организацию как элемент международной поддержки. Так или иначе, взаимодействие со странами ШОС представляет собой канал снижения эффекта санкций и возможность для замещения западных поставщиков и рынков.
При этом нашей стране с учетом новых санкционных реалий необходимо переосмыслить стратегию участия в ШОС, поскольку стать связующим звеном единого экономического пространства в Евразии (своего рода «западными воротами» или транспортным хабом, соединяющим ШОС и ЕС) будет достаточно затруднительно.
Сейчас китайскому потребителю доступны товары белорусских кондитерских фабрик, и ассортимент будет постоянно расширяться. Но выстраивая экспорт, необходимо опираться на структуру спроса, особенно в Китае.
В частности, учитывая информацию из открытых источников, в ближайшие пять лет Китай будет импортировать товары и услуги на сумму 10 трлн долларов. Исходя из данных за 2019 год, почти четверть всего объема китайского импорта приходилась на электрооборудование, более 16 процентов — на нефть и нефтепродукты. Потому логично в среднесрочной перспективе двигаться по пути масштабирования экспортных проектов в области электротехнического оборудования, инновационной нефтехимической продукции и экологически чистых синтетических материалов.
Учитывая то, что Китай, несмотря на рост объемов импорта, останется экспортно ориентированной страной и будет концентрировать большое количество финишных производств для реализации продукции, в том числе и на внутреннем рынке, целесообразно сконцентрироваться на поставках инновационной продукции промежуточного импорта в области электрооборудования. Речь идет преимущественно о ключевых узлах и компонентах с высокой добавленной стоимостью. В дальнейшем — идти по пути развития элементной базы микроэлектроники, выбирая необходимый баланс между функциональным усложнением, повышением надежности и срока службы, уменьшением габаритных размеров и массы, стоимости и потребляемой энергии. С учетом ожидаемой цифровизации экономики и производств ряда стран ШОС, а также того, что для обеспечения функционирования устройств определенного сегмента (5G и магистральные сетевые коммутаторы, устройства умного дома) не нужно быть на мейнстриме техпроцесса, следует ускоренными темпами двигаться по пути создания инновационной инфраструктуры и максимальной поддержки белорусских предприятий высокотехнологичного сектора.
Курс на поставки собственных сырьевых ресурсов целесообразен, но его недостаточно. Ставка на специализацию в области сельскохозяйственного экспорта рискованна, поскольку отрасль подвержена влиянию ценовой конъюнктуры, имеет невысокие пороги входа и тяготеет к установлению совершенной конкуренции.
Ориентируясь на высокотехнологичный сектор, необходимо учитывать изменение, связанное со снижением значимости индустриального уклада в чистом виде. Сегодня проблема не в том, чтобы произвести продукцию, а в том, чтобы ее продать. Не имея доступа к внешним рынкам, дешевому финансированию и влиянию на потребительские мотивации, даже при самом эффективном производстве предприятие будет обречено (если, конечно, условное предприятие производит стандартную продукцию в конкурентном сегменте). И наоборот, для успеха на рынке вовсе не нужно быть лучшим. Достаточно не пустить туда других. Поскольку на данный момент мы не относимся к основным центрам силы в рамках ШОС, таких рычагов у нас нет. Единственным выходом в данном случае является использование рыночной власти, которую дает инновационная продукция, а также современных платформенных инструментов ее продвижения.
Учитывая то, что на данный момент механизмом продвижения отечественной продукции являются преимущественно выставки, критически важны производство и демонстрация качественных презентационных материалов и видеороликов (на всех языках стран — участниц ШОС), отражающих не только спектр применения продукции, ее качество и инновационные свойства, но и в том числе возможные в ближайшее время финансовые инструменты, облегчающие доступ к белорусской продукции на рынках стран ШОС (факторинг, банковская гарантия и другие).
В целом структура и механизм реализации свопов при расчетах имеют определенные особенности, которые позволяют участникам рынка эффективно управлять рисками при осуществлении различных, в том числе и финансовых операций. По сути, своп представляет собой временный обмен активами в ходе торговли на бирже. Стороны могут обмениваться ценными бумагами, валютами и платежами. Кроме того, они обязуются через определенное время вернуть друг другу эти же бумаги либо делать обратные платежи по заранее определенным условиям.
По заявлению заместителя генерального секретаря ШОС Джанеша Кейна, страны ШОС разрабатывают систему, которая позволит ее участникам использовать национальные валюты не только для расчетов между собой, но и в качестве резервной валюты. Потому крайне важно предложить концепцию цифрового регионального платежного средства. Разработка цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) ряда стран ШОС идет полным ходом, но пока не сформированы принципы и механизмы их хождения на международном рынке и совершения трансграничных платежей. Это действительно важно, особенно ввиду высокого потенциала ЦВЦБ по купированию рисков от применения финансовых (и иных) санкций.
В целом то, как деньги движутся по всему миру, зависит от множества посредников, что, в свою очередь, увеличивает временные затраты и стоимость транзакции. Одна из главных сложностей заключается в том, что традиционные платежные системы в большей степени предназначены для использования внутри страны и часто оказываются несовместимы с аналогичными системами в других странах (различия в законодательстве, техархитектуре и рабочих часах).
ЦВЦБ — это лишь начало решения проблемы, поскольку также необходим «узел», направляющий платежи и позволяющий национальным системам взаимодействовать, несмотря на то что они основаны на различных технологиях. В этом случае разные технологии распределенного реестра, которые могут использоваться каждой страной, получат возможность присоединения к «узлу», разбивающему платеж от субъекта А к субъекту В на два платежа: например, один проходит в белорусских ЦВЦБ от субъекта А к обменнику в Беларуси, а другой — в российских ЦВЦБ от обменника в России до субъекта В. Эти два платежа координируются с помощью цифрового контракта (с временной блокировкой кэша — HTLC). Платеж от субъекта А до обменника в Беларуси будет выполнен только в том случае, если обменник в России заплатит субъекту В. Если ни один обменник не сможет обменять белорусские ЦВЦБ на российские ЦВЦБ, то «узел» найдет промежуточную валюту по наиболее выгодному для плательщика курсу.
Предложенная концепция позволит преодолеть ограничения традиционных платежных систем и систем передачи финансовых сообщений, иначе говоря, не допустит повторения ситуации со SWIFT — когда ресурс централизованной системы используется в политических или внеэкономических целях.
По сути, новая конфигурация региональных финансов должна стать теми рельсами, по которым поедет локомотив конкретных научных проектов, технологий, инвестиций и торговых потоков, усиливая БРИКС, ЕАЭС и ШОС и позволяя странам — участницам интеграционных объединений на справедливой основе и наиболее полно реализовать свой экономический потенциал.
Виталий ДЕМИРОВ, аналитик Белорусского института стратегических исследований
От торговли к финансам
Основной функционал по обеспечению экономического сотрудничества в ШОС выполняют совещания руководителей министерств и ведомств, занимающихся соответствующими вопросами: экономикой, торговлей, транспортом, промышленностью, сельским хозяйством, таможенным регулированием и так далее. При этом совещания министров, которые отвечают за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, проводятся ежегодно и готовят как фундаментальные документы, так и дополнительные меры (создание экспертных групп, сайта регионального экономического сотрудничества и др).По сравнению с сотрудничеством в области торговли пока медленно и малопродуктивно идет процесс взаимодействия в области финансов. Количество встреч министров финансов и председателей центральных (национальных) банков пока невелико. По сути, за последнее время удалось договориться только о том, чтобы продолжать работу по созданию Фонда развития (Специального счета) и Банка развития. При этом по-прежнему отсутствует согласие в определении механизмов сопровождения и поддержки проектной деятельности Банком развития ШОС и Специальным счетом ШОС. Можно отметить, что расхождение точек зрения, прежде всего между Китаем и Россией, вызывает сама модель формирования этих финансовых структур.
Недостаточную эффективность пока демонстрируют также неправительственные структуры — Деловой совет и Межбанковское объединение. Несмотря на то что Деловой совет концентрирует наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран ШОС, а Межбанковское объединение стремится к обеспечению финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, отдача этих структур пока недостаточна для расширения связей между предпринимателями и инвесторами.
При этом в условиях действия различного рода международных санкций и приближения к рецессии в ряде развитых стран ШОС придает динамизм российской экономике, активизируя взаимную торговлю и открывая широкий доступ к материальным, валютно-финансовым, торговым, инвестиционным и прочим ресурсам. Значительные экономические выгоды могут получить также страны — члены ШОС с меньшими валовыми экономическими показателями, в первую очередь за счет снижения их сырьевой ориентации благодаря импорту высокотехнологичной продукции.
Новые возможности в экономической плоскости появляются у Индии и Ирана в контексте интенсификации внутрирегионального разделения труда, повышения инвестиционной привлекательности стран, улучшения транспортно-логистической сети, участия в крупных инфраструктурных проектах, стимулирования развития отрасли высоких технологий, медицинских и образовательных услуг.
По треку высоких технологий
Как видно, большинство стран — участниц ШОС нацелены на то, чтобы использовать возможности организации в целях развития собственной высокотехнологичной отрасли, обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Как для России, так и стран Центральной Азии превалирование сырьевой ориентации своих национальных экономик так или иначе ведет к убыткам при волатильности на рынках и турбулентности экономической ситуации в регионе. При этом Китай, напротив, заинтересован в сохранении сырьевой направленности экономик соседних стран, что позволит ему получить дополнительную прибыль и укрепить свои позиции в регионе.Не менее острым остается вопрос сопряжения ШОС и ЕАЭС. В последнем между государствами функционирует зона свободной торговли, идет тенденция к построению полноценного единого экономического пространства с согласованной макроэкономической политикой. Но именно она в некоторой степени ограничивает возможности для интеграции членов ЕАЭС с остальными членами ШОС.
Несмотря на то что полноформатного экономического взаимодействия между ЕАЭС и ШОС пока не наблюдается, происходит последовательное расширение связей между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями (реализуются совместные научно-исследовательские программы и проекты), а также усиление защиты интересов в таможенных отношениях путем обмена информацией о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах.
В экспертной среде начинает формулироваться мнение, что ШОС, учитывая санкционное давление на Россию и торговые войны Китая с США, сможет уже в не столь отдаленной перспективе послужить фундаментом интеграции ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Выстраивая взаимодействие с Экономическим поясом Шелкового пути, страны ЕАЭС и другие евразийские государства свой интерес на данный момент видят преимущественно в транспортно-логистическом секторе. Примером является создание транспортного коридора «Север — Юг», соединяющего Россию через Азербайджан с Ираном, а в перспективе и с Индией. На базе проекта оформилось трехстороннее стратегическое партнерство России, Ирана и Азербайджана, которое подкреплено сотрудничеством в рамках Организации прикаспийских государств.
Кроме того, достаточно четкие посылы на разрешение противоречий между Россией и Китаем исходят из их намерения работать над подготовкой проекта соглашения об экономическом евразийском континентальном партнерстве. Данное соглашение предусмотрит свободу движения товаров, содействие товарообороту и свободу движения капиталов, а работа по подготовке соглашения будет вестись в рамках ШОС, ЕАЭС и двусторонних контактов между КНР и Россией. ЕАЭС и ШОС уже начали работу над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнерстве, и еще в декабре 2015 года на совете глав ШОС была предложена концепция о зоне свободной торговли ШОС.
Резюмируя результаты проведенного анализа, можно отметить следующее. ШОС открывает широкие возможности для практического применения новых методов и форм экономического сотрудничества. Ключевые экономические выгоды стран-членов связаны с торговлей, энергетическим сотрудничеством, созданием благоприятного инвестиционного климата, региональным разделением труда. Однако неравномерность экономического потенциала стран-членов порождает диспропорции и способствует возникновению убытков вследствие их сырьевой ориентации, низкого финансового запаса прочности, неразвитости институтов современного рынка, а также в результате ослабления интереса лидера организации — Китая — к узкому евразийскому сотрудничеству.
Возможности и приоритеты
Основной тренд, в контексте которого ШОС развивалась в начале своего становления, был связан с углублением процессов глобализации. На данном этапе, напротив, на первый план выступают вопросы противоборства между однополярным и многополярным подходами к мировому развитию. Благоприятным фоном для превалирования многополярного подхода является становление и ряда других региональных интеграционных объединений (Таможенный союз, ЕАЭС, БРИКС).Несмотря на то что ШОС представляет собой региональную азиатскую международную площадку, с которой наша страна географически никак не связана, становление многополярной конфигурации международных отношений подталкивает нашу небольшую открытую экономику участвовать в различных интеграционных форматах.
В контексте жесткого противостояния с Западом России выгодны полноценное участие Беларуси в ШОС и опора на данную организацию как элемент международной поддержки. Так или иначе, взаимодействие со странами ШОС представляет собой канал снижения эффекта санкций и возможность для замещения западных поставщиков и рынков.
При этом нашей стране с учетом новых санкционных реалий необходимо переосмыслить стратегию участия в ШОС, поскольку стать связующим звеном единого экономического пространства в Евразии (своего рода «западными воротами» или транспортным хабом, соединяющим ШОС и ЕС) будет достаточно затруднительно.
С учетом «урезания» западного вектора внешней торговли мы исходим из того, что после вступления Индии и Пакистана в ШОС ее пространство расширилось практически до четверти территории суши, на которой проживает около 3,4 млрд человек, а значит, сможет выступить гигантским рынком, способным проглотить практически всю нашу продукцию.Появление новых видов электронной торговли обещает значительное повышение эффективности торгово-экономического взаимодействия в ШОС. Имеется и положительный пример — создание Национального павильона Беларуси на китайских платформах Jingdong и Douyin. Можно значительно сократить транзакционные издержки трансграничной торговли и время установления контактов с белорусскими поставщиками в рамках ШОС. На сегодняшний день с момента тестового запуска общее число подписчиков Национального павильона Беларуси превысило 210 тысяч человек, а доход достиг более 1,1 млн юаней.
Сейчас китайскому потребителю доступны товары белорусских кондитерских фабрик, и ассортимент будет постоянно расширяться. Но выстраивая экспорт, необходимо опираться на структуру спроса, особенно в Китае.
В частности, учитывая информацию из открытых источников, в ближайшие пять лет Китай будет импортировать товары и услуги на сумму 10 трлн долларов. Исходя из данных за 2019 год, почти четверть всего объема китайского импорта приходилась на электрооборудование, более 16 процентов — на нефть и нефтепродукты. Потому логично в среднесрочной перспективе двигаться по пути масштабирования экспортных проектов в области электротехнического оборудования, инновационной нефтехимической продукции и экологически чистых синтетических материалов.
Учитывая то, что Китай, несмотря на рост объемов импорта, останется экспортно ориентированной страной и будет концентрировать большое количество финишных производств для реализации продукции, в том числе и на внутреннем рынке, целесообразно сконцентрироваться на поставках инновационной продукции промежуточного импорта в области электрооборудования. Речь идет преимущественно о ключевых узлах и компонентах с высокой добавленной стоимостью. В дальнейшем — идти по пути развития элементной базы микроэлектроники, выбирая необходимый баланс между функциональным усложнением, повышением надежности и срока службы, уменьшением габаритных размеров и массы, стоимости и потребляемой энергии. С учетом ожидаемой цифровизации экономики и производств ряда стран ШОС, а также того, что для обеспечения функционирования устройств определенного сегмента (5G и магистральные сетевые коммутаторы, устройства умного дома) не нужно быть на мейнстриме техпроцесса, следует ускоренными темпами двигаться по пути создания инновационной инфраструктуры и максимальной поддержки белорусских предприятий высокотехнологичного сектора.
Курс на поставки собственных сырьевых ресурсов целесообразен, но его недостаточно. Ставка на специализацию в области сельскохозяйственного экспорта рискованна, поскольку отрасль подвержена влиянию ценовой конъюнктуры, имеет невысокие пороги входа и тяготеет к установлению совершенной конкуренции.
Ориентируясь на высокотехнологичный сектор, необходимо учитывать изменение, связанное со снижением значимости индустриального уклада в чистом виде. Сегодня проблема не в том, чтобы произвести продукцию, а в том, чтобы ее продать. Не имея доступа к внешним рынкам, дешевому финансированию и влиянию на потребительские мотивации, даже при самом эффективном производстве предприятие будет обречено (если, конечно, условное предприятие производит стандартную продукцию в конкурентном сегменте). И наоборот, для успеха на рынке вовсе не нужно быть лучшим. Достаточно не пустить туда других. Поскольку на данный момент мы не относимся к основным центрам силы в рамках ШОС, таких рычагов у нас нет. Единственным выходом в данном случае является использование рыночной власти, которую дает инновационная продукция, а также современных платформенных инструментов ее продвижения.
Учитывая то, что на данный момент механизмом продвижения отечественной продукции являются преимущественно выставки, критически важны производство и демонстрация качественных презентационных материалов и видеороликов (на всех языках стран — участниц ШОС), отражающих не только спектр применения продукции, ее качество и инновационные свойства, но и в том числе возможные в ближайшее время финансовые инструменты, облегчающие доступ к белорусской продукции на рынках стран ШОС (факторинг, банковская гарантия и другие).
Замена долларизации интеграцией
К системным условиям улучшения качества нашей торговли, если говорить о финансах, относится, конечно, дедолларизация. Так, замглавы МИД Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари заявил, что ШОС должна преследовать дедолларизацию и использование национальных валют в торговле. Он также отметил, что торговля в национальных валютах с рядом стран может стать основой для своповой торговли.В целом структура и механизм реализации свопов при расчетах имеют определенные особенности, которые позволяют участникам рынка эффективно управлять рисками при осуществлении различных, в том числе и финансовых операций. По сути, своп представляет собой временный обмен активами в ходе торговли на бирже. Стороны могут обмениваться ценными бумагами, валютами и платежами. Кроме того, они обязуются через определенное время вернуть друг другу эти же бумаги либо делать обратные платежи по заранее определенным условиям.
По заявлению заместителя генерального секретаря ШОС Джанеша Кейна, страны ШОС разрабатывают систему, которая позволит ее участникам использовать национальные валюты не только для расчетов между собой, но и в качестве резервной валюты. Потому крайне важно предложить концепцию цифрового регионального платежного средства. Разработка цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) ряда стран ШОС идет полным ходом, но пока не сформированы принципы и механизмы их хождения на международном рынке и совершения трансграничных платежей. Это действительно важно, особенно ввиду высокого потенциала ЦВЦБ по купированию рисков от применения финансовых (и иных) санкций.
В целом то, как деньги движутся по всему миру, зависит от множества посредников, что, в свою очередь, увеличивает временные затраты и стоимость транзакции. Одна из главных сложностей заключается в том, что традиционные платежные системы в большей степени предназначены для использования внутри страны и часто оказываются несовместимы с аналогичными системами в других странах (различия в законодательстве, техархитектуре и рабочих часах).
ЦВЦБ — это лишь начало решения проблемы, поскольку также необходим «узел», направляющий платежи и позволяющий национальным системам взаимодействовать, несмотря на то что они основаны на различных технологиях. В этом случае разные технологии распределенного реестра, которые могут использоваться каждой страной, получат возможность присоединения к «узлу», разбивающему платеж от субъекта А к субъекту В на два платежа: например, один проходит в белорусских ЦВЦБ от субъекта А к обменнику в Беларуси, а другой — в российских ЦВЦБ от обменника в России до субъекта В. Эти два платежа координируются с помощью цифрового контракта (с временной блокировкой кэша — HTLC). Платеж от субъекта А до обменника в Беларуси будет выполнен только в том случае, если обменник в России заплатит субъекту В. Если ни один обменник не сможет обменять белорусские ЦВЦБ на российские ЦВЦБ, то «узел» найдет промежуточную валюту по наиболее выгодному для плательщика курсу.
Предложенная концепция позволит преодолеть ограничения традиционных платежных систем и систем передачи финансовых сообщений, иначе говоря, не допустит повторения ситуации со SWIFT — когда ресурс централизованной системы используется в политических или внеэкономических целях.
По сути, новая конфигурация региональных финансов должна стать теми рельсами, по которым поедет локомотив конкретных научных проектов, технологий, инвестиций и торговых потоков, усиливая БРИКС, ЕАЭС и ШОС и позволяя странам — участницам интеграционных объединений на справедливой основе и наиболее полно реализовать свой экономический потенциал.
Виталий ДЕМИРОВ, аналитик Белорусского института стратегических исследований