Бассейн для крокодилов, династии артистов, профессиональные травмы и приметы — корреспондент «Р» заглянула за кулисы Белгосцирка
10.11.2018 10:41:00
Вероника УЛАСЕВИЧ
В цирке не бывает угрюмых лиц. Здесь все без исключения артисты улыбаются друг другу и здороваются, хоть и приехали из совершенно разных уголков мира. Здесь за долю секунды исчезает коммуникационный барьер и с полуслова или полужеста — как кому удобнее — наступает понимание. К сожалению, мало кто осознает, насколько изнурительным трудом становится работа в цирке не только для артистов, но и для всех остальных причастных к функционированию этой огромной системы и скрытых от глаз зрителя лиц — хозработников, билетеров, униформистов и многих других. Мы решили приоткрыть таинственную завесу и заглянули за кулисы Белорусского государственного цирка.
— Вы даже представить себе не можете, насколько сложно в цирке провести элементарную уборку. Тут недостаточно просто время от времени пройтись с мокрой шваброй. Только с купола пыль стряхнуть чего стоит: рабочим приходится подниматься на огромную высоту, как тем же воздушным гимнастам и скалолазам, — посвящает в закулисные тайны Анастасия Николаевна, пока идем в следующее помещение. — Недавно у нас была уборка репетиционного манежа, так для этого использовали специфическое оборудование — оно раскрывалось, как трансформер, и могло добраться до любой точки зала.
Цирк только снаружи кажется зданием архитектурно простым и незамысловатым — стены да купол. Если бы нас не сопровождал опытный сотрудник цирка, мы бы уже давно заблудились во множестве внутренних входов и выходов. Через пару минут скитаний мы оказываемся в том самом репетиционном манеже. Он в точности повторяет основной зал. Единственное отличие — отсутствие зрительных мест. Как правило, артисты здесь разминаются перед выступлением, репетируют долгосрочные проекты и разучивают новые трюки. А вообще, ни один цирк мира, за исключением нашего, не может похвастаться наличием целых пяти сменных манежей.
На импровизированном подиуме для репетиций видим, как дрессировщик пытается уговорить макаку повторить трюк. Но обезьянка, видно, совсем утомилась, раз мирно сидит на месте, безобидно уставившись на хозяина. За всей картинкой внимательно наблюдает служащий по уходу за животными. Он выполняет функцию ассистента артиста, знает номер до мелочей и, в случае чего, помогает напарнику.
— Начал я выступать с 12 лет вместе с родителями, они дрессировали верблюдов. Часто бывал у старшего коллеги и часами возился с его обезьянами. Спустя три года во время гастролей в Казани родители купили мне свою макаку, — вспоминает детство Айдын. — В Минске я уже около четырех лет живу, сам родом из Москвы.
С приятным впечатлением прощаюсь с дрессировщиком и его подопечной, а обезьянка мне в ответ выдает злобное шипение. Видно, я ей не очень понравилась. Потом меня просветили знающие люди: нельзя смотреть макаке прямо в глаза, для них это знак угрозы. Ну и откуда мне это было знать?
осматривает зверей по мере необходимости. То есть дрессировщики или служащие по уходу за животными замечают основные симптомы болезни — отсутствие аппетита, тошноту, сыпь, отечность — и сразу же зовут на помощь специалиста.
— Животные болеют отчасти человеческими болезнями — простуда, кашель, аллергия. Но есть у них и масса своих, специфических. Котам, собакам и обезьянам лекарства даем чаще всего в таблетках. А вот с крупными животными не обходится дело без уколов — им требуется доза побольше, — объясняет принцип лечения четвероногих артистов Ольга Анатольевна. — Чтобы дать укол, к примеру, льву, дрессировщики фиксируют его в специальной большой клетке и зажимают с разных сторон железными держателями. Конечно, проблемы с зубами и когтями устраняем только под наркозом.
По дороге в конюшню я не смогла пройти мимо кухни, где готовят еду для животных. Здесь как раз дрессировщик собак и кошек Евгений Комисаренко колдовал над обедом для своих подопечных. Вообще, готовкой может заниматься и служащий по уходу за животными, задача артиста — проконтролировать процесс, поднести корм животному и проследить, как тот съест.
— С 12 лет я занимался цирковой самодеятельностью. Позже, во время учебы в вузе, подрабатывал униформистом, — делится своей историей Евгений. — В Минск приехал из России, все здесь очень нравится. А главное, зритель у вас очень отзывчивый.
В конюшне знакомимся с белоснежными лошадками. Эти звезды будут выступать в вечерней программе. По соседству местятся загоны с милыми и очень любопытными ламами — так и подставляют носы под нежные человеческие ладони. Гвоздем экскурсии по «зверинцу» становятся три верблюда — Саид, Аиша и Минск. Горбатые так мощно фыркают, что волосы разлетаются в разные стороны.
Что ж, артисту позволено все. А перед представлением — даже душ. Летом верблюдов моют чаще — практически через день. Причем с умыванием такого гиганта один человек справляется всего за 10—15 минут.
К сожалению, добраться до тигров и львов у нас не получается. Увидели их мы только через небольшое окошко в железной двери: звери мирно спали, запасаясь силами перед вечерним представлением — для них это дело привычное. Просто доступ к таким животным имеют только дрессировщики и приставленные к ним служащие, никто посторонний внутрь без особого разрешения пробраться не может. Это не только безопасность, но и вопросы воспитания животных.
Вообще, в Белгосцирке нет своих экзотических зверей, за исключением разве что обезьян и верблюдов. Зато с гастролями к нам частенько приезжают носороги, бегемоты, слоны. Здание приспособлено даже для приема крокодилов. В одном из помещений имеется специальный бассейн, где при необходимости поддерживается нужная температура воды.
Небольшой анонс: к нынешней новогодней программе к нам должен доехать цирк из Якутии. На самом деле олени, которых артисты привезут с собой, — настоящая диковинка для цирка, их совсем непросто дрессировать.
Прошу продемонстрировать световые возможности цирка, но мужчина наотрез отказывается: стоимость одной лампы — около тысячи рублей, а одно включение всего светового оборудования обходится в 200 рублей. Мощность каждой такой лампы — 2,5 киловатта, а ресурс ее рассчитан на 750 часов работы. Всего в цирке около четырех десятков подобных приборов.
— Здесь, на круговой галерее, у нас разместились бегущая строка и световые пушки. Во время представления на балконе находятся четыре человека, которые управляют пушками, чтобы артист не убежал с арены, — шутит Эдуард Викторович. — И еще один человек управляет светом за пультом. Я ответственный и за смену манежей. В этой программе во время представления манежи не сменяются, так как и в первом, и во втором отделениях работают крупные животные. Вообще, наш цирк обладает уникальной возможностью для постановки воздушных номеров — ряд зрительских мест сворачивается и выдвигается специальное телескопическое оборудование для гимнастов.
За безопасность артистов во время репетиций и выступлений отвечает инженер по охране труда. У любого циркового реквизита имеется технический паспорт, в соответствии с которым его тестируют и используют. Например, те же гимнастические тросы неоднократно проверяются грузами, пока на них начнет заниматься артист.
— Самые новые костюмы я вам показать не смогу, — смущается костюмер с 25-летним стажем Валентина Ротова. — Они задействованы в вечерней программе. Зато можете взглянуть на все остальные. Наиболее яркие и затратные костюмы шьются для наших танцоров балета.
Образ артиста совместно подбирают режиссер-постановщик и художественный руководитель. В дальнейшем этот образ детально разрабатывает в эскизах художник-дизайнер.
— У нас очень много костюмов со световыми элементами, поэтому нередко приходится обращаться за помощью к электрикам. А вот эти головные уборы с перьями для танцоров очень дорогостоящие и тяжелые — около двух кило, — посвящает в закулисные тонкости заведующая художественно-постановочной частью Наталья Шовгур. — На этих костюмах использована вышивка в форме васильков, а сверху на нее наложены кристаллы от Сваровски. Представьте себе, насколько это трудоемкая ручная работа. В этих костюмах вечером будут выступать наши наездники.
Совсем рядом с костюмерной расположилась столярная мастерская. Отсюда уже за версту пахнет деревом. Вся цирковая бутафория — на плечах Александра Шахрая. Здесь он работает около восьми лет, раньше занимался установкой жалюзи.
— Сейчас мы уже вовсю занимаемся подготовкой к 60-летнему юбилею цирка. Мастерю необходимый реквизит, — показывает свою работу столяр-бутафор с запоминающимися русыми кучерявыми волосами. — Вообще, скучать мне здесь не приходится. Бывает, и животные забегают, правда нецирковые. Летом вот дверь была во двор открыта, так собачка заглянула. А месяца два назад залетела летучая мышь, еле выловили.
А еще, как оказалось, в цирке есть множество негласных правил, которые очень чтят сами артисты. Это приметы. Например, нельзя сидеть спиной к манежу: это считается неуважением к арене. Также не стоит перебегать выход на манеж и переступать реквизит, а еще хуже — брать в руки чужой реквизит.
Как думаете, артисты долго готовятся к выступлению? Вот я предполагала, что на это уходит около двух часов. Однако воздушная гимнастка Наталья Егорова рушит мою иллюзию: на подготовку идет минут 30—40, не больше. К слову, чаще всего из косметики у артистов заканчивается пудра.
— Сын всегда путешествует с нами. Вы только представьте себе, сколько он уже повидал за свою жизнь стран, — делится своей историей Наталья. — А вообще, во время выступлений бывало всякое. Однажды полностью вырубилось электричество. Не обошлось в моей цирковой карьере и без травм — хорошо, что пострадали ноги: у нас, воздушных гимнастов, все-таки основная нагрузка приходится на верхнюю часть тела.
А вот единственный и неповторимый конферансье Дмитрий Александров подходит к гриму и подбору костюма еще более серьезно. В повседневной жизни он работает радиоведущим: там нужно уметь красиво говорить и правильно ставить ударения в словах. В цирке все намного сложнее: здесь важны не только голос, но и внешний вид, и артистизм, и харизма.
— Здесь на меня зрители смотрят со всех сторон, поэтому идеальной должна быть каждая мелочь. Я в этом плане перфекционист, — признается Дмитрий Александров. — Ведь цирк — это не профессия и даже не хобби, это целая жизнь. Тем, кто сюда попадает, больше никуда дороги нет.
Галина Николаевна признается, что артисты никогда не обращаются к ней по пустякам — только в случаях, когда беспокоят сильные боли. Чаще всего для лечения цирковых артистов используется биоптрон — специализированный аппарат, который посредством светового излучения устраняет болевой синдром. С наибольшим трепетом врач вспоминает привозную программу по мотофристайлу. Тогда не обошлось без многочисленных травм.
— Работать с артистами очень просто. Они все без исключения очень живые, искренние и добродушные, как дети, — с улыбкой на лице делится впечатлениями от работы в цирке Галина Николаевна. — Недопонимания из-за языкового барьера у нас с иностранцами никогда не возникало: иногда жесты используем, а порой и одной улыбки достаточно.
На огонек к врачу заходит помощник художественного руководителя цирка артистка Варвара Овчарова. Специализация девушки обширна — девочка на шаре, жонгляж и эквилибр. Цирковым искусством она занимается с 6 лет.
— Пару лет назад я репетировала воздух на шарике, и неожиданно оборвался трос. Я упала головой вниз. Как сейчас помню, врач кричала: «Лежи, не вставай». А я как ни в чем не бывало поднялась и пошла к ней. Это был болевой шок, — вспоминает о травме Варвара. — Потом я неделю отходила, как пьяная была. Конечно, присутствовал страх снова возвращаться в воздух, но я его переборола на репетициях. А в программе выступала с сотрясением мозга. На самом деле все цирковые в этом плане сдвинутые: если что-то болит, они до последнего переносят это на ногах.
Сейчас количество девушек в балетной группе варьируется от 8 до 10 человек. В планах циркового балетмейстера на скорое будущее — набирать танцоров-парней.
— Мы с девчонками репетируем практически каждый день. Особенно перед премьерой. Приходим на работу в 9 утра и танцуем до 10 вечера. Репетиции у нас очень изнуряющие и интенсивные. Плюс ко всему периодически примеряем и тестируем костюмы, это тоже занимает много времени, — рассказывает о рабочих буднях артистка балета Юлия Жизневская.
В лоб спрашиваю о сладостях. Оказывается, вкусности девушки тоже себе позволяют. Но здесь главное — знать меру. Каждый следит за своей фигурой самостоятельно: не дети уже.
Оркестр — заряжен, балет — готов, артисты с лохматыми напарниками и без них — в ожидании, конферансье — на старте. Сейчас рутинный повседневный труд каждого работника цирка предстанет во всей красе перед избалованными зрителями. Что ж, поехали!
Пять манежей
У служебного входа Белгосцирка нас с фотографом встречает изящная женщина. Анастасия Туманова около тридцати лет жизни посвятила любимому делу: раньше работала воздушной гимнасткой, а позже, когда время стало брать свое, переквалифицировалась в экскурсовода.— Вы даже представить себе не можете, насколько сложно в цирке провести элементарную уборку. Тут недостаточно просто время от времени пройтись с мокрой шваброй. Только с купола пыль стряхнуть чего стоит: рабочим приходится подниматься на огромную высоту, как тем же воздушным гимнастам и скалолазам, — посвящает в закулисные тайны Анастасия Николаевна, пока идем в следующее помещение. — Недавно у нас была уборка репетиционного манежа, так для этого использовали специфическое оборудование — оно раскрывалось, как трансформер, и могло добраться до любой точки зала.
Цирк только снаружи кажется зданием архитектурно простым и незамысловатым — стены да купол. Если бы нас не сопровождал опытный сотрудник цирка, мы бы уже давно заблудились во множестве внутренних входов и выходов. Через пару минут скитаний мы оказываемся в том самом репетиционном манеже. Он в точности повторяет основной зал. Единственное отличие — отсутствие зрительных мест. Как правило, артисты здесь разминаются перед выступлением, репетируют долгосрочные проекты и разучивают новые трюки. А вообще, ни один цирк мира, за исключением нашего, не может похвастаться наличием целых пяти сменных манежей.
На импровизированном подиуме для репетиций видим, как дрессировщик пытается уговорить макаку повторить трюк. Но обезьянка, видно, совсем утомилась, раз мирно сидит на месте, безобидно уставившись на хозяина. За всей картинкой внимательно наблюдает служащий по уходу за животными. Он выполняет функцию ассистента артиста, знает номер до мелочей и, в случае чего, помогает напарнику.
Айдын ИСРАФИЛОВ: «Во время гастролей в Казани родители купили мне первую макаку».
— Рони, покажи язык! — дает команду дрессировщик Айдын Исрафилов, и свинохвостая макака без долгих уговоров начинает позировать для фото. Вообще, Рональд путешествует по разным циркам мира с того времени, как хозяину стукнуло 18 лет. Айдын приобрел животное в питомнике возле Сочи, где обезьян разводили для лабораторных исследований. Макаке 21 год, и она умеет самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде, что считается большой редкостью, и перебрасываться несколькими предметами — этого больше не повторит ни одна макака в мире. — Начал я выступать с 12 лет вместе с родителями, они дрессировали верблюдов. Часто бывал у старшего коллеги и часами возился с его обезьянами. Спустя три года во время гастролей в Казани родители купили мне свою макаку, — вспоминает детство Айдын. — В Минске я уже около четырех лет живу, сам родом из Москвы.
С приятным впечатлением прощаюсь с дрессировщиком и его подопечной, а обезьянка мне в ответ выдает злобное шипение. Видно, я ей не очень понравилась. Потом меня просветили знающие люди: нельзя смотреть макаке прямо в глаза, для них это знак угрозы. Ну и откуда мне это было знать?
Изобилие невиданных зверей
Прежде чем знакомиться с животными цирка, наведываемся в ветеринарный кабинет. За лохматыми артистами нужен глаз да глаз. Ветврач Ольга Кускова
— Животные болеют отчасти человеческими болезнями — простуда, кашель, аллергия. Но есть у них и масса своих, специфических. Котам, собакам и обезьянам лекарства даем чаще всего в таблетках. А вот с крупными животными не обходится дело без уколов — им требуется доза побольше, — объясняет принцип лечения четвероногих артистов Ольга Анатольевна. — Чтобы дать укол, к примеру, льву, дрессировщики фиксируют его в специальной большой клетке и зажимают с разных сторон железными держателями. Конечно, проблемы с зубами и когтями устраняем только под наркозом.
По дороге в конюшню я не смогла пройти мимо кухни, где готовят еду для животных. Здесь как раз дрессировщик собак и кошек Евгений Комисаренко колдовал над обедом для своих подопечных. Вообще, готовкой может заниматься и служащий по уходу за животными, задача артиста — проконтролировать процесс, поднести корм животному и проследить, как тот съест.
— С 12 лет я занимался цирковой самодеятельностью. Позже, во время учебы в вузе, подрабатывал униформистом, — делится своей историей Евгений. — В Минск приехал из России, все здесь очень нравится. А главное, зритель у вас очень отзывчивый.
В конюшне знакомимся с белоснежными лошадками. Эти звезды будут выступать в вечерней программе. По соседству местятся загоны с милыми и очень любопытными ламами — так и подставляют носы под нежные человеческие ладони. Гвоздем экскурсии по «зверинцу» становятся три верблюда — Саид, Аиша и Минск. Горбатые так мощно фыркают, что волосы разлетаются в разные стороны.
Наталья КОЗЛОВСКАЯ: «Когда верблюды злятся, могут и плюнуть. Настоящим артистам позволено все».
— Они у нас вегетарианцы. На завтрак — овсянка и овес. Вечером овощи кушают: картошку, свеклу, капусту и морковку. Постоянно подбрасываем в загоны сено. Пьют наши верблюды не так, как в пустыне, а каждый день, — рассказывает об особенностях питания жвачных служащий по уходу за животными Наталья Козловская. А потом предупреждает наш вопрос ответом: когда они злятся, могут и плюнуть. Сначала начинают нажевывать, а затем может хорошенько прилететь, обдав специфическим запахом. Смывается плевок плохо.Что ж, артисту позволено все. А перед представлением — даже душ. Летом верблюдов моют чаще — практически через день. Причем с умыванием такого гиганта один человек справляется всего за 10—15 минут.
К сожалению, добраться до тигров и львов у нас не получается. Увидели их мы только через небольшое окошко в железной двери: звери мирно спали, запасаясь силами перед вечерним представлением — для них это дело привычное. Просто доступ к таким животным имеют только дрессировщики и приставленные к ним служащие, никто посторонний внутрь без особого разрешения пробраться не может. Это не только безопасность, но и вопросы воспитания животных.
Вообще, в Белгосцирке нет своих экзотических зверей, за исключением разве что обезьян и верблюдов. Зато с гастролями к нам частенько приезжают носороги, бегемоты, слоны. Здание приспособлено даже для приема крокодилов. В одном из помещений имеется специальный бассейн, где при необходимости поддерживается нужная температура воды.
Небольшой анонс: к нынешней новогодней программе к нам должен доехать цирк из Якутии. На самом деле олени, которых артисты привезут с собой, — настоящая диковинка для цирка, их совсем непросто дрессировать.
Ближе к куполу
Поднимаемся на несколько этажей выше и заходим в аппаратную. Отсюда открывается поистине чудесный вид: и зрительские места, и оркестровая площадка, и арена — все как на ладони. Начальник отдела эксплуатации манежа Эдуард Иванов показывает многофункциональный пульт управления светом. Такое оборудование стоит около 60 тысяч рублей. Прошу продемонстрировать световые возможности цирка, но мужчина наотрез отказывается: стоимость одной лампы — около тысячи рублей, а одно включение всего светового оборудования обходится в 200 рублей. Мощность каждой такой лампы — 2,5 киловатта, а ресурс ее рассчитан на 750 часов работы. Всего в цирке около четырех десятков подобных приборов.
— Здесь, на круговой галерее, у нас разместились бегущая строка и световые пушки. Во время представления на балконе находятся четыре человека, которые управляют пушками, чтобы артист не убежал с арены, — шутит Эдуард Викторович. — И еще один человек управляет светом за пультом. Я ответственный и за смену манежей. В этой программе во время представления манежи не сменяются, так как и в первом, и во втором отделениях работают крупные животные. Вообще, наш цирк обладает уникальной возможностью для постановки воздушных номеров — ряд зрительских мест сворачивается и выдвигается специальное телескопическое оборудование для гимнастов.
За безопасность артистов во время репетиций и выступлений отвечает инженер по охране труда. У любого циркового реквизита имеется технический паспорт, в соответствии с которым его тестируют и используют. Например, те же гимнастические тросы неоднократно проверяются грузами, пока на них начнет заниматься артист.
Стразы, перья, мишура
Как вы догадались, следующую остановку мы делаем в костюмерной. Именно здесь хранится то, без чего не обойдется ни один цирковой номер. В небольшом помещении несколько тысяч костюмов — на все цвета, фасоны и размеры. — Самые новые костюмы я вам показать не смогу, — смущается костюмер с 25-летним стажем Валентина Ротова. — Они задействованы в вечерней программе. Зато можете взглянуть на все остальные. Наиболее яркие и затратные костюмы шьются для наших танцоров балета.
Образ артиста совместно подбирают режиссер-постановщик и художественный руководитель. В дальнейшем этот образ детально разрабатывает в эскизах художник-дизайнер.
— У нас очень много костюмов со световыми элементами, поэтому нередко приходится обращаться за помощью к электрикам. А вот эти головные уборы с перьями для танцоров очень дорогостоящие и тяжелые — около двух кило, — посвящает в закулисные тонкости заведующая художественно-постановочной частью Наталья Шовгур. — На этих костюмах использована вышивка в форме васильков, а сверху на нее наложены кристаллы от Сваровски. Представьте себе, насколько это трудоемкая ручная работа. В этих костюмах вечером будут выступать наши наездники.
Совсем рядом с костюмерной расположилась столярная мастерская. Отсюда уже за версту пахнет деревом. Вся цирковая бутафория — на плечах Александра Шахрая. Здесь он работает около восьми лет, раньше занимался установкой жалюзи.
— Сейчас мы уже вовсю занимаемся подготовкой к 60-летнему юбилею цирка. Мастерю необходимый реквизит, — показывает свою работу столяр-бутафор с запоминающимися русыми кучерявыми волосами. — Вообще, скучать мне здесь не приходится. Бывает, и животные забегают, правда нецирковые. Летом вот дверь была во двор открыта, так собачка заглянула. А месяца два назад залетела летучая мышь, еле выловили.
За полчаса до представления
Что ж, до выхода артистов осталось меньше часа, а значит, за кулисами идет подготовка. Прослушиваем короткую инструкцию по технике безопасности здесь, по другую сторону арены: держаться на расстоянии нескольких метров от выхода артистов, не маячить при открытии и закрытии занавеса и, самое главное, не фотографировать со вспышкой львов и тигров. А еще, как оказалось, в цирке есть множество негласных правил, которые очень чтят сами артисты. Это приметы. Например, нельзя сидеть спиной к манежу: это считается неуважением к арене. Также не стоит перебегать выход на манеж и переступать реквизит, а еще хуже — брать в руки чужой реквизит.
Как думаете, артисты долго готовятся к выступлению? Вот я предполагала, что на это уходит около двух часов. Однако воздушная гимнастка Наталья Егорова рушит мою иллюзию: на подготовку идет минут 30—40, не больше. К слову, чаще всего из косметики у артистов заканчивается пудра.
Наталья ЕГОРОВА и Сампион БУГЛИОН отправляются на гастроли вместе с 7-летним сыном: только представьте, со сколькими странами уже знаком мальчик.
Наталья познакомилась с французом Сампионом Буглионом десять лет назад на гастролях, чуть позже они поженились. Сегодня уже вдвоем прихорашиваются в гримерке, а с диванчика за родителями наблюдает светловолосый мальчик 7 лет. Совсем скоро влюбленные поднимутся в воздух на ремнях и всколыхнут сердце каждого зрителя своим грациозным танцем. А в первом отделении представления Сампион устроит мастер-класс по жонглированию. — Сын всегда путешествует с нами. Вы только представьте себе, сколько он уже повидал за свою жизнь стран, — делится своей историей Наталья. — А вообще, во время выступлений бывало всякое. Однажды полностью вырубилось электричество. Не обошлось в моей цирковой карьере и без травм — хорошо, что пострадали ноги: у нас, воздушных гимнастов, все-таки основная нагрузка приходится на верхнюю часть тела.
А вот единственный и неповторимый конферансье Дмитрий Александров подходит к гриму и подбору костюма еще более серьезно. В повседневной жизни он работает радиоведущим: там нужно уметь красиво говорить и правильно ставить ударения в словах. В цирке все намного сложнее: здесь важны не только голос, но и внешний вид, и артистизм, и харизма.
— Здесь на меня зрители смотрят со всех сторон, поэтому идеальной должна быть каждая мелочь. Я в этом плане перфекционист, — признается Дмитрий Александров. — Ведь цирк — это не профессия и даже не хобби, это целая жизнь. Тем, кто сюда попадает, больше никуда дороги нет.
Под звуки громкого оркестра
Еще один человек, который все представление не сводит глаз с артистов, — врач. Галина Шах устроилась в цирк пять лет назад, до этого работала спортивным врачом. Галина Николаевна признается, что артисты никогда не обращаются к ней по пустякам — только в случаях, когда беспокоят сильные боли. Чаще всего для лечения цирковых артистов используется биоптрон — специализированный аппарат, который посредством светового излучения устраняет болевой синдром. С наибольшим трепетом врач вспоминает привозную программу по мотофристайлу. Тогда не обошлось без многочисленных травм.
— Работать с артистами очень просто. Они все без исключения очень живые, искренние и добродушные, как дети, — с улыбкой на лице делится впечатлениями от работы в цирке Галина Николаевна. — Недопонимания из-за языкового барьера у нас с иностранцами никогда не возникало: иногда жесты используем, а порой и одной улыбки достаточно.
На огонек к врачу заходит помощник художественного руководителя цирка артистка Варвара Овчарова. Специализация девушки обширна — девочка на шаре, жонгляж и эквилибр. Цирковым искусством она занимается с 6 лет.
— Пару лет назад я репетировала воздух на шарике, и неожиданно оборвался трос. Я упала головой вниз. Как сейчас помню, врач кричала: «Лежи, не вставай». А я как ни в чем не бывало поднялась и пошла к ней. Это был болевой шок, — вспоминает о травме Варвара. — Потом я неделю отходила, как пьяная была. Конечно, присутствовал страх снова возвращаться в воздух, но я его переборола на репетициях. А в программе выступала с сотрясением мозга. На самом деле все цирковые в этом плане сдвинутые: если что-то болит, они до последнего переносят это на ногах.
История создания белорусского циркового коллектива начинается с 1959 года.
Первый — пошел
Напоследок заглядываем в самую многолюдную гримерку. Здесь готовятся к выступлению длинноногие красотки из балета. Они уже облачились в броский макияж и пестрые костюмы. Осталась последняя мелочь — нацепить громоздкий головной убор. Все, готовы к выходу… Сейчас количество девушек в балетной группе варьируется от 8 до 10 человек. В планах циркового балетмейстера на скорое будущее — набирать танцоров-парней.
— Мы с девчонками репетируем практически каждый день. Особенно перед премьерой. Приходим на работу в 9 утра и танцуем до 10 вечера. Репетиции у нас очень изнуряющие и интенсивные. Плюс ко всему периодически примеряем и тестируем костюмы, это тоже занимает много времени, — рассказывает о рабочих буднях артистка балета Юлия Жизневская.
В лоб спрашиваю о сладостях. Оказывается, вкусности девушки тоже себе позволяют. Но здесь главное — знать меру. Каждый следит за своей фигурой самостоятельно: не дети уже.
Оркестр — заряжен, балет — готов, артисты с лохматыми напарниками и без них — в ожидании, конферансье — на старте. Сейчас рутинный повседневный труд каждого работника цирка предстанет во всей красе перед избалованными зрителями. Что ж, поехали!