От концепции и раскадровки до детальной прорисовки и визуализации в 3D: мы посмотрели, как создаются современные мультфильмы
16.07.2021 22:15:00
Матроскин и Шарик, Том и Джерри, Заяц и Волк, Малыш и Карлсон — мы росли вместе с персонажами любимых мультиков и не представляли, как выдуманные персонажи оживают на экране, какой колоссальный труд стоит за кадрами. Почему мы симпатизируем кролику-полицейскому из «Зверополиса»? Почему вымышленная история рыбки Дори из «Поисков Немо» заставляет нас переживать за нее больше, чем за себя? Умение погрузить зрителя в картину, зацепить его — настоящее искусство. Именно этим занимается большая команда опытных и креативных специалистов «Беларусьфильма» — от сценаристов до художников-аниматоров. Корреспондент «Р» побывала на студии и увидела, как создаются белорусские мультики.
Команда скрупулезно работает над тем, чтобы каждая деталь помогала восприятию фильма, а не спорила с ним.
Картинки с персонажами из фильма «Звезды седьмого неба».
Режиссер игрового и анимационного кино Елена Турова на киностудии «Беларусьфильм» более 30 лет. Она охотно рассказывает о новом проекте:
— Работа долгоиграющая, рассчитана на четыре года. Будем делать ее в коллаборации со студией, которая использует технику 3D. Это своего рода эксперимент для нас, потому что таких анимационных фильмов полного метра мы еще не создавали.
Подготовительный этап займет около года. За это время команде нужно проработать персонажей, продумать раскадровку, аниматик, стилевые эскизы… Одним словом, дел вагон.
Елена Турова демонстрирует раскадровку — множество небольших картинок, расположенных рядами и чем-то напоминающих комиксы.
Создание анимационного фильма, как и любого произведения искусства, начинается с идеи. Затем формируется синопсис (этим термином мультипликаторы называют краткое линейное изложение сценария фильма). Определяется целевая аудитория и хронометраж…
— Иногда за базу берется известная сказка или легенда, — акцентирует внимание Елена Турова. — В основе картины «Звезды седьмого неба», например, книга Геннадия Давыдько, написанная для детей, чтобы они могли делать театральные представления в детских садах. Мы изучили материал, адаптировали его… Все-таки анимационный фильм и театральная постановка — это разные вещи. Плюс ко всему наш фильм был музыкальный. Приходилось на основе сюжета писать либретто, то есть часть диалогов и сцен уводить в музыкальные номера. Поэтому при написании сценария важно еще учитывать жанр, в котором будет картина.
— Они дают четкое представление, как будут выглядеть картинки из фильма. По ним понятен стиль, в котором все отрисуют, на них обозначены персонажи. Стилевые эскизы нужны для того, чтобы рабочая группа, грубо говоря, понимала друг друга. Ведь даже того же кота каждый представляет по-своему.
Замечаю на стене множество небольших картинок, расположенных рядами. Мне они чем-то напомнили комиксы. Это раскадровка — первая визуализация проекта. Стори-артисты, они же раскадровщики, точно знают, что происходит в каждой сцене, насколько динамично развивается действие, какие эмоции испытывают персонажи. На раскадровке «Песни Сирин» уже можно увидеть, какой крупности план, в какой части кадра находятся герои, где режутся монтажные планы, в какую сторону движутся участники событий…
Следующий шаг — отсканировать все картинки и собрать их в таймлайн в нужной последовательности. На этом этапе к визуальной части добавляется звуковая: начитываются реплики из сценария и накладывается музыка. Собранные в один видеоролик кадры сториборда вместе с черновым звуком формируют аниматик — черновик фильма. Дальше команда устраивает групповые просмотры, после которых решает, что работает, а что нужно переделать или убрать вовсе.
— Параллельно разрабатываются локации, — Елена Турова демонстрирует мне эскизы. — Каждая сцена где-то происходит. Лес, улица, квартира или некое фантастическое место… Все нужно продумать. Если лес, то какой? Березовый или еловый, летний или осенний, веселый или страшный… Зритель должен комфортно воспринимать картинку, быстро считывать информацию и следить за сюжетом, а не отвлекаться, пытаясь понять: «А что это было? Зачем это здесь?..» То есть команде нужно построить кадр так, чтобы история развивалась на экране максимально внятно, каждая деталь должна помогать восприятию фильма, а не спорить с ним. Когда зритель задумывается, как это сделано, уже что-то не то.
В одной секунде мультика — 25 картинок.
Пока мы общаемся с Еленой Туровой, Даниил Жюгжда с командой художников трудятся за компьютерами над образом обезьянки для романтической сказки про Новый год с техническим названием «Где качались тихо ели». Персонажа нужно сделать стильно, в едином ключе, чтобы нравилось зрителю. Когда обезьянка будет готова, ее передадут художникам-аниматорам, которые оживят ее на экране.
Даниил Жюгжда — о сложностях работы художником анимационных фильмов:
— Порой нужно придумать персонажу какую-то деталь, которая придаст ему характер, чтобы герой не казался пустым, плоским. Эта деталь может быть незначительной, но без нее образ разваливается. Долго ломаешь голову — не идет. А потом едешь из одного города в другой, дремлешь, и бам — она приходит во сне.
Тем временем разговор заходит о драматургии.
— Это то, чему научить невозможно, надо чувствовать. Сейчас существует масса учебников по драматургии, но суть в том, что, если следовать предлагаемым в них правилам буквально, может получиться поделка, материал-схема. Смотрите, как рассказывают анекдоты, — проводит параллель Елена Турова. — Все люди делают это по-разному. Пять человек расскажут — слушатели слегка улыбнутся, а шестой зайдет и расскажет пусть даже всем известный анекдот, но аудитория будет лежать от смеха. Потому что шестой нашел некие крючки, которые поймали сознание слушателя и заставили старую историю услышать по-новому.
Ни один мультфильм невозможно создать без художников-аниматоров. По сути, их деятельность находится на стыке двух профессий — непосредственно художника и актера. Им нужно не только сыграть картину у себя в голове, но и перенести ее на планшет так, чтобы чувствовалась динамика, чтобы те, кто занимается технической сборкой, уловили ритм. Это высший пилотаж!
Художники-аниматоры работают в разных техниках. До прихода на студию я была убеждена, что пластилиновые мультфильмы типа «Пластилиновой вороны» остались в далеком советском прошлом. Оказалось, многие именитые киностудии до сих пор не спешат отказываться от пластилина. Уверена, многие из вас следили за приключениями Барашка Шона — творения французско-британской команды современных аниматоров. Для человека по-настоящему творческого и креативного не так уж важно, из чего создавать шедевр. Достаточно всего лишь включить фантазию и изобретательность.
— Мультфильм можно сделать из чего угодно, хоть из гвоздей. Главное — хорошая идея в основе, цепляющая эмоции, — акцентирует собеседница. — Зритель сейчас очень избалованный, техническими эффектами его сложно удивить. Все всё видели. Превзойти Disney или DreamWorks сложно, поэтому заинтересовывать надо чем-то другим. Мы делаем ставку на идею.
Наконец переходим к тому этапу, который лучше всего заметен в финальном продукте, — к движениям и жестам. Каждый взмах руки персонажа — это десятки кадров, за которыми стоит кропотливая работа целой команды художников. Чем быстрее герой должен махнуть рукой, тем меньше картинок нужно отрисовать. С этим напрямую связан вопрос, почему так долго делаются мультфильмы. Картина продолжительностью 10–13 минут создается около года. Судите сами. В одной секунде мультика — 25 картинок. И это только чистовых без учета сделанных в процессе подготовки, которые позже отправятся в корзину. То есть средний по времени мультфильм в 70 минут состоит примерно из 100 тысяч картинок!
Большие западные студии действуют иначе. Проделав подготовительную работу, на этапе подключения к проекту художников-аниматоров они рассылают материал по разным студиям мира и потом собирают полученные картинки. Мультфильм рождается быстрее, но его продакшен обходится в разы дороже.
— Из детства помню, что рисованные мультики всем нравились больше, — ностальгирует Елена Турова. — Чебурашку и Незнайку, конечно, все равно любили, но «Ну, погоди!» и «Бременские музыканты» были в фаворитах. Когда я пришла на студию, здесь еще оставался небольшой кукольный цех, но уже тогда создавали в основном рисованные мультфильмы. Набиваешь на штифтовую линейку контурный рисунок, чтобы зафиксировать, и давай прорисовывать каждый элемент… Краски возились из Москвы со студии «Союзмультфильм». Они очень долго сохли, и волокиты с ними было уйма. Сейчас никто не таскает килограммы красок, не дышит вредным ацетатом… Мы просто сканируем контурный рисунок и разрисовываем его в Photoshop.
Сотрудники студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» люди хоть и взрослые, но мультики до сих пор смотрят. Впрочем, признаются, что в кинотеатре им приходится непросто: постоянно отвлекаются на технические моменты, берут на заметку классные идеи, вдохновляются. Среди картин, на которые хочется равняться, аниматоры называют анимационный сериал «Гравити Фолз» и широко известные «Мадагаскар», «В поисках Немо», «Зверополис».
— Благодаря голосу второстепенный персонаж может стать любимчиком публики, — говорит Елена Турова и в подтверждение своих слов приводит пример. — Для игрового фильма «Кентервильское привидение» по книге Оскара Уайльда мы прорисовали образ кота-призрака Амадея. Дмитрий Пустильник, который его озвучивал, два часа подбирал нужную интонацию, хотя у персонажа в картине всего 20 предложений. В итоге артист сделал реплики так виртуозно, что мультипликаторы шли за голосом Амадея при дальнейшей работе над фильмом. Еще один кот, но уже из «Звезд седьмого неба», заговорил голосом певца Тео. Реплика музыканта про кисель оказалась такой удачной, что мы даже изменили настроение персонажа в моменте, пустив по его щеке слезу.
Напоследок разговор заходит о будущем мультфильмов. Елена Турова уверена, что реалистичнее не значит лучше:
— Недавно ученые, занимающиеся робототехникой, выяснили, что люди воспринимают стилизацию машин под человеческое тело лишь до определенной степени. Роботы, которые слишком походят на нас, начинают раздражать и даже пугать. С анимацией так же. Чем больше реалистичности в персонаже, тем меньше он нравится зрителю. Даже если технологии продолжат развиваться в том же молниеносном темпе, это не значит, что крафтовое кино канет в Лету. Иногда сила в простоте, хенд-мейд, пусть и с компьютерной поддержкой, всегда будет в цене, в нем есть некий шарм. Разумеется, компьютерное кино тоже будет развиваться. У технологии 5D, например, есть все шансы выстрелить. Сейчас это всего лишь некий аттракцион в кинотеатрах. Но ведь когда-то и кино было не более чем развлечением. Вспомните знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Тогда никто не верил, что кино дорастет до искусства. С технологией 5D в мультипликации может случиться нечто подобное.
Кстати, технология просматривания мультфильма в обзорности 360 градусов непосредственно на экране компьютера уже использовалась. Первый подобный VR-мультфильм Pearl, созданный независимым режиссером из США Патриком Осборном, даже был номинирован на премию «Оскар».
gorbatenko@sb.by
Команда скрупулезно работает над тем, чтобы каждая деталь помогала восприятию фильма, а не спорила с ним.
От живых картинок до 3D-миров
Будучи ребенком, наверняка вы тоже пытались нарисовать на полях тетради персонажа, который двигался при перелистывании страниц. Чем не мультик? Современные технологии позволяют создавать более серьезную анимацию. Мы заходим в кабинет, в котором, можно сказать, рождаются мультфильмы. Здесь команда устраивает мозговые штурмы, определяясь с ключевыми моментами будущей картины. Сейчас специалисты трудятся над анимационным фильмом полного метра — «Песня Сирин». Это довольно сложный формат. В истории белорусской мультипликации есть пока единственный пример подобной картины — «Звезды седьмого неба». Премьера анимированного мюзикла состоялась весной и собрала массу положительных отзывов у зрителей.Картинки с персонажами из фильма «Звезды седьмого неба».
Режиссер игрового и анимационного кино Елена Турова на киностудии «Беларусьфильм» более 30 лет. Она охотно рассказывает о новом проекте:
— Работа долгоиграющая, рассчитана на четыре года. Будем делать ее в коллаборации со студией, которая использует технику 3D. Это своего рода эксперимент для нас, потому что таких анимационных фильмов полного метра мы еще не создавали.
Подготовительный этап займет около года. За это время команде нужно проработать персонажей, продумать раскадровку, аниматик, стилевые эскизы… Одним словом, дел вагон.
Елена Турова демонстрирует раскадровку — множество небольших картинок, расположенных рядами и чем-то напоминающих комиксы.
Создание анимационного фильма, как и любого произведения искусства, начинается с идеи. Затем формируется синопсис (этим термином мультипликаторы называют краткое линейное изложение сценария фильма). Определяется целевая аудитория и хронометраж…
— Иногда за базу берется известная сказка или легенда, — акцентирует внимание Елена Турова. — В основе картины «Звезды седьмого неба», например, книга Геннадия Давыдько, написанная для детей, чтобы они могли делать театральные представления в детских садах. Мы изучили материал, адаптировали его… Все-таки анимационный фильм и театральная постановка — это разные вещи. Плюс ко всему наш фильм был музыкальный. Приходилось на основе сюжета писать либретто, то есть часть диалогов и сцен уводить в музыкальные номера. Поэтому при написании сценария важно еще учитывать жанр, в котором будет картина.
Step by step
Мы перемещаемся в кабинет, где трудится команда художников. Они подключаются к работе на этапе, когда сценарий уже готов. Перед ними стоит не менее ответственная задача: создать стилевые эскизы. Что это такое, объяснил художник-постановщик Даниил Жюгжда:— Они дают четкое представление, как будут выглядеть картинки из фильма. По ним понятен стиль, в котором все отрисуют, на них обозначены персонажи. Стилевые эскизы нужны для того, чтобы рабочая группа, грубо говоря, понимала друг друга. Ведь даже того же кота каждый представляет по-своему.
Замечаю на стене множество небольших картинок, расположенных рядами. Мне они чем-то напомнили комиксы. Это раскадровка — первая визуализация проекта. Стори-артисты, они же раскадровщики, точно знают, что происходит в каждой сцене, насколько динамично развивается действие, какие эмоции испытывают персонажи. На раскадровке «Песни Сирин» уже можно увидеть, какой крупности план, в какой части кадра находятся герои, где режутся монтажные планы, в какую сторону движутся участники событий…
Следующий шаг — отсканировать все картинки и собрать их в таймлайн в нужной последовательности. На этом этапе к визуальной части добавляется звуковая: начитываются реплики из сценария и накладывается музыка. Собранные в один видеоролик кадры сториборда вместе с черновым звуком формируют аниматик — черновик фильма. Дальше команда устраивает групповые просмотры, после которых решает, что работает, а что нужно переделать или убрать вовсе.
Как рождаются герои
Разработка персонажей — тема обширная. На каждого заводят своего рода личное дело. В него включают внешний вид персонажа, виды в полный рост и в профиль, вариации экстремальной мимики — как он смеется, удивляется, пугается, а также как меняется его лицо при произношении звуков «а», «э», «у»… Это нужно для понимания того, как трансформируется герой в зависимости от ситуации, какой у него темперамент.— Параллельно разрабатываются локации, — Елена Турова демонстрирует мне эскизы. — Каждая сцена где-то происходит. Лес, улица, квартира или некое фантастическое место… Все нужно продумать. Если лес, то какой? Березовый или еловый, летний или осенний, веселый или страшный… Зритель должен комфортно воспринимать картинку, быстро считывать информацию и следить за сюжетом, а не отвлекаться, пытаясь понять: «А что это было? Зачем это здесь?..» То есть команде нужно построить кадр так, чтобы история развивалась на экране максимально внятно, каждая деталь должна помогать восприятию фильма, а не спорить с ним. Когда зритель задумывается, как это сделано, уже что-то не то.
В одной секунде мультика — 25 картинок.
Пока мы общаемся с Еленой Туровой, Даниил Жюгжда с командой художников трудятся за компьютерами над образом обезьянки для романтической сказки про Новый год с техническим названием «Где качались тихо ели». Персонажа нужно сделать стильно, в едином ключе, чтобы нравилось зрителю. Когда обезьянка будет готова, ее передадут художникам-аниматорам, которые оживят ее на экране.
Даниил Жюгжда — о сложностях работы художником анимационных фильмов:
— Порой нужно придумать персонажу какую-то деталь, которая придаст ему характер, чтобы герой не казался пустым, плоским. Эта деталь может быть незначительной, но без нее образ разваливается. Долго ломаешь голову — не идет. А потом едешь из одного города в другой, дремлешь, и бам — она приходит во сне.
Тем временем разговор заходит о драматургии.
— Это то, чему научить невозможно, надо чувствовать. Сейчас существует масса учебников по драматургии, но суть в том, что, если следовать предлагаемым в них правилам буквально, может получиться поделка, материал-схема. Смотрите, как рассказывают анекдоты, — проводит параллель Елена Турова. — Все люди делают это по-разному. Пять человек расскажут — слушатели слегка улыбнутся, а шестой зайдет и расскажет пусть даже всем известный анекдот, но аудитория будет лежать от смеха. Потому что шестой нашел некие крючки, которые поймали сознание слушателя и заставили старую историю услышать по-новому.
Ни один мультфильм невозможно создать без художников-аниматоров. По сути, их деятельность находится на стыке двух профессий — непосредственно художника и актера. Им нужно не только сыграть картину у себя в голове, но и перенести ее на планшет так, чтобы чувствовалась динамика, чтобы те, кто занимается технической сборкой, уловили ритм. Это высший пилотаж!
Художники-аниматоры работают в разных техниках. До прихода на студию я была убеждена, что пластилиновые мультфильмы типа «Пластилиновой вороны» остались в далеком советском прошлом. Оказалось, многие именитые киностудии до сих пор не спешат отказываться от пластилина. Уверена, многие из вас следили за приключениями Барашка Шона — творения французско-британской команды современных аниматоров. Для человека по-настоящему творческого и креативного не так уж важно, из чего создавать шедевр. Достаточно всего лишь включить фантазию и изобретательность.
— Мультфильм можно сделать из чего угодно, хоть из гвоздей. Главное — хорошая идея в основе, цепляющая эмоции, — акцентирует собеседница. — Зритель сейчас очень избалованный, техническими эффектами его сложно удивить. Все всё видели. Превзойти Disney или DreamWorks сложно, поэтому заинтересовывать надо чем-то другим. Мы делаем ставку на идею.
Наконец переходим к тому этапу, который лучше всего заметен в финальном продукте, — к движениям и жестам. Каждый взмах руки персонажа — это десятки кадров, за которыми стоит кропотливая работа целой команды художников. Чем быстрее герой должен махнуть рукой, тем меньше картинок нужно отрисовать. С этим напрямую связан вопрос, почему так долго делаются мультфильмы. Картина продолжительностью 10–13 минут создается около года. Судите сами. В одной секунде мультика — 25 картинок. И это только чистовых без учета сделанных в процессе подготовки, которые позже отправятся в корзину. То есть средний по времени мультфильм в 70 минут состоит примерно из 100 тысяч картинок!
Большие западные студии действуют иначе. Проделав подготовительную работу, на этапе подключения к проекту художников-аниматоров они рассылают материал по разным студиям мира и потом собирают полученные картинки. Мультфильм рождается быстрее, но его продакшен обходится в разы дороже.
— Из детства помню, что рисованные мультики всем нравились больше, — ностальгирует Елена Турова. — Чебурашку и Незнайку, конечно, все равно любили, но «Ну, погоди!» и «Бременские музыканты» были в фаворитах. Когда я пришла на студию, здесь еще оставался небольшой кукольный цех, но уже тогда создавали в основном рисованные мультфильмы. Набиваешь на штифтовую линейку контурный рисунок, чтобы зафиксировать, и давай прорисовывать каждый элемент… Краски возились из Москвы со студии «Союзмультфильм». Они очень долго сохли, и волокиты с ними было уйма. Сейчас никто не таскает килограммы красок, не дышит вредным ацетатом… Мы просто сканируем контурный рисунок и разрисовываем его в Photoshop.
Сотрудники студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» люди хоть и взрослые, но мультики до сих пор смотрят. Впрочем, признаются, что в кинотеатре им приходится непросто: постоянно отвлекаются на технические моменты, берут на заметку классные идеи, вдохновляются. Среди картин, на которые хочется равняться, аниматоры называют анимационный сериал «Гравити Фолз» и широко известные «Мадагаскар», «В поисках Немо», «Зверополис».
Важен каждый голос
Фонограммой можно испортить видеоряд, а можно его вытащить. Важно и то, какими голосами говорят герои. Иногда мультипликаторы сразу в персонаже слышат конкретного актера и просят его начитать текст. И голос ведет за собой характер, помогает развить героя. Так было с актрисой Кларой Румяновой — она озвучивала в свое время на «Союзмультфильме» и зайца из «Ну, погоди!», и Чебурашку, и Крошку Енота. Ее голос знали все советские дети.— Благодаря голосу второстепенный персонаж может стать любимчиком публики, — говорит Елена Турова и в подтверждение своих слов приводит пример. — Для игрового фильма «Кентервильское привидение» по книге Оскара Уайльда мы прорисовали образ кота-призрака Амадея. Дмитрий Пустильник, который его озвучивал, два часа подбирал нужную интонацию, хотя у персонажа в картине всего 20 предложений. В итоге артист сделал реплики так виртуозно, что мультипликаторы шли за голосом Амадея при дальнейшей работе над фильмом. Еще один кот, но уже из «Звезд седьмого неба», заговорил голосом певца Тео. Реплика музыканта про кисель оказалась такой удачной, что мы даже изменили настроение персонажа в моменте, пустив по его щеке слезу.
Напоследок разговор заходит о будущем мультфильмов. Елена Турова уверена, что реалистичнее не значит лучше:
— Недавно ученые, занимающиеся робототехникой, выяснили, что люди воспринимают стилизацию машин под человеческое тело лишь до определенной степени. Роботы, которые слишком походят на нас, начинают раздражать и даже пугать. С анимацией так же. Чем больше реалистичности в персонаже, тем меньше он нравится зрителю. Даже если технологии продолжат развиваться в том же молниеносном темпе, это не значит, что крафтовое кино канет в Лету. Иногда сила в простоте, хенд-мейд, пусть и с компьютерной поддержкой, всегда будет в цене, в нем есть некий шарм. Разумеется, компьютерное кино тоже будет развиваться. У технологии 5D, например, есть все шансы выстрелить. Сейчас это всего лишь некий аттракцион в кинотеатрах. Но ведь когда-то и кино было не более чем развлечением. Вспомните знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Тогда никто не верил, что кино дорастет до искусства. С технологией 5D в мультипликации может случиться нечто подобное.
Кстати, технология просматривания мультфильма в обзорности 360 градусов непосредственно на экране компьютера уже использовалась. Первый подобный VR-мультфильм Pearl, созданный независимым режиссером из США Патриком Осборном, даже был номинирован на премию «Оскар».
gorbatenko@sb.by