Андрей Мохор: мы на стороне правды
04.05.2023 08:11:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Поклонники снукера помнят нынешнего директора дирекции информационного вещания ОНТ Андрея Мохора еще по комментаторской работе. Хотя ему самому, признается Андрей Константинович, ближе все же русский бильярд. Впрочем, с тех пор как он комментировал на ОНТ турниры по снукеру, много воды утекло. Сегодня его профессиональная жизнь состоит исключительно из новостей.
— Андрей Константинович, совсем недавно вы возглавили дирекцию информационного вещания ОНТ, но продолжаете быть редактором отдельных проектов. Не можете делегировать?
— Телевидение — это командная работа. Не важно, директор ты или репортер, мы делаем общее дело, которое у всех на виду. И если на каком‑то этапе кто‑то ошибся, не до конца сделал свою работу, это влияет на итоговый результат. И его никуда не спрячешь. У нас публичная профессия. Оценить ее может каждый зритель. Здесь не скажешь, мол, этот человек не разбирается в телевидении… У всех есть глаза. Но не у всех есть возможность взглянуть на то, что происходит, с разных сторон экрана. У меня есть. И мне это нравится. Я люблю свою работу. И люблю делать ее качественно, добиваться результата. Думаю, в нашей профессии невозможно стать руководителем и прекратить заниматься журналистикой. Так не бывает. Можно быть хорошим менеджером, управленцем. Но если ты не практикуешь, ничего не получится. Это что‑то типа «я видел, как маэстро играет на скрипке, — ничего сложного, я тоже смогу». Нет. Нужно играть, писать, читать… и учиться. Я делаю это постоянно. Запоминаю идеи и ощущения. Учусь. Даже у тех, кто только делает первые шаги в профессии. Сегодня молодые ребята, приходящие на телевидение, не те, что были еще пять лет назад. И у них есть чему поучиться. И, надеюсь, мне тоже есть что им передать. Подсказать, направить, где‑то скорректировать. Просто «включить начальника» сработает, наверное, на заводе. У нас — нет.
— После событий 2020 года на ОНТ появилось много авторских проектов, громких интервью, фильмов‑расследований. А что дальше? Есть ли у вас как у директора дирекции стратегия, как окончательно выиграть эту информационную войну?
— У нас и до 2020‑го были расследования и авторские программы. Просто сейчас они воспринимаются острее, звучат актуальнее, открывают новые смыслы. Сегодня мы часто говорим об авторской журналистике как о некоем новом понятии. Но ведь она всегда была авторской: каждый материал делает определенный журналист, выражающий свою точку зрения. Да, есть задание, но как в итоге оно будет реализовано, зависит от конкретного автора. Дайте одно и то же задание разным людям — и вы получите совершенно разный результат. Я рад, что меня окружают единомышленники, с которыми мы смотрим в одном направлении. Можно поспорить о способе достижения цели, но не о самой цели. Сейчас, когда у каждого есть доступ в интернет, сложно что‑то скрывать или пытаться убедить в чем‑то. И от того, насколько убедительными мы будем, зависит, на чьей стороне зритель окажется. Не всегда самый громкий голос самый убедительный. Но говорить сегодня приходится громче, хотя бы для привлечения внимания. Не уверен, что в этом сражении может быть победитель. Чтобы выиграть, как вы говорите, информационную войну, нужно чтобы кто‑то замолчал. Так не бывает. Вчера мы обсуждали события в Украине, сегодня курс доллара, завтра что‑то еще. Стратегия в этом случае одна: честно делать свою работу. Находить нужные слова, приводить аргументы, подкреплять слова фактами. И мы будем заниматься этим дальше. Важно понять, что мы на стороне правды.
— Знаю, что в эти дни в дирекции информационного вещания формируется отдел по производству документальных фильмов. Чем он конкретно будет заниматься?
— У нас хорошая школа документалистики — это факт. На ОНТ собралась команда профессионалов, им есть что сказать и показать. И мы умеем это делать эффектно. Иногда даже осветитель на площадке может подсказать идею, которая повлияет на конечный результат. Я рад, что в нашей команде нет равнодушных. Вообще, сейчас мы на том этапе, когда пришло понимание, что делать документальное кино время от времени — это неправильно. Этим нужно заниматься постоянно. Темы, материал подсказывает, уж извините, сама жизнь. Мы хотим поставить это направление на профессиональную постоянную основу. Для этого есть ресурсы, база, возможности, творческий потенциал.
— Давайте на минутку вернемся к новостям. Какие темы больше всего интересны зрителям ОНТ? Предположу, что это сюжеты с участием Главы государства и международная повестка. А что еще?
— Судя по рейтингам, нашим зрителям интересно все. Не сочтите это хвастовством, но цифры не врут, тем более медиаизмерения проводятся постоянно. И мы сегодня конкурируем, по сути, сами с собой. Что я имею в виду? На нашем телерынке, где велико влияние российских каналов, производящих качественный продукт, мы боремся за внимание зрителя с ними. Не с коллегами из Беларуси, а с коллегами с больших российских каналов. С бюджетами, опытом и мощной школой. И даже на этом фоне мы выглядим достойно. Всегда неприятно, когда проигрывает твоя любимая спортивная команда. Иногда предсказуемо, но в любом случае обидно. А мы не любим проигрывать.
— К 2023 году телеканал пришел с журналистикой, которую можно назвать по именам. Авторитетные спикеры — это по‑прежнему тренд?
— Сильные авторы, они же лидеры мнений, — наша лучшая сторона. Уверен, многие зрители выбирают телеканал по именам. Темы ведь в большинстве на поверхности. Но есть один момент: важно, кто это делает, кому вы доверяете. Марат Марков, Дмитрий Бочков, Глеб Лавров или Игорь Тур — это те люди, мнение которых действительно важно услышать. Есть известная шутка о разговорах с телевизором. Но лучше же разговаривать и спорить с умными собеседниками, верно? Нашим авторам есть что сказать. Они убедительны, не голословны, каждый сам по себе яркая и харизматичная личность. Именно такие люди и делают телевидение. И если вы внимательно следите за телепрограммой, наверняка обратили внимание: мы даем возможность зрителю ОНТ каждый день поспорить с кем‑то из авторитетных авторов.
— А что насчет конкуренции? Работаете с коллегами с других телеканалов на опережение или сила сегодняшнего информационного пространства в сплоченности? Все‑таки все сотрудники госСМИ понимают: мы делаем общее дело.
— Конкуренция помогает нам развиваться, не стоять на месте. Сделать лучше, сделать интереснее, найти нетривиальный взгляд. Мы хотим, хотят коллеги. Но я повторюсь: цифры решают. Это лучший показатель, их нельзя обмануть. Рейтинги телесмотрения и доли показывают, что конкурировать нам нужно только с самими собой. Однако я смотрю на то, что делают коллеги на других каналах. В плане творчества да, мы конкуренты. Мы делим один медийный рынок, мы боремся за одну и ту же аудиторию. Но, когда дело касается государственных интересов, здесь не может быть конкуренции. То, что происходит у нас в стране, — это наше дело. И советчикам, и критикам, «кому со стороны виднее», мы способны все вместе дать аргументированный ответ.
Давайте приведу пример. Вот у нас есть проект «Как посмотреть». Его ведь тоже можно назвать примером авторской журналистики? Нам есть куда расти. Ниши на телерынке есть. Допустим, в США на каждом канале есть вечернее шоу. Это необязательно смешная передача. Это программа, у которой есть имя, узнаваемый ведущий, и там вы гарантированно услышите все самое интересное. Еще и с авторским комментарием. У нас был успешный опыт создания чего‑то похожего. Не в чистом виде late night show, но мы использовали элементы этого жанра. Получилось. И теперь, когда запустили «Как посмотреть», я не сомневаюсь, что мы сделали правильный выбор. У программы есть свой стиль, свое лицо. В прямом и переносном смысле. Спасибо Анне Пыж, которая сознательно пожертвовала для этого одним выходным.
— Помню, что, помимо снукера, вы еще увлекались диджейством. А сейчас как дела обстоят и с первым, и со вторым?
— В снукер, кстати, играю плохо. Но комментировать было интересно, спасибо телеканалу за предоставленную возможность. Сейчас мне по‑прежнему любопытно наблюдать за тем, как мастера выстраивают стратегию и побеждают. Меня все еще можно встретить в бильярдном клубе, правда, на это катастрофически не хватает времени. Но пока бильярд не бросаю. И диджеинг не бросил. Давно не играю на публике, скорее для себя. Это правильно, когда только ты знаешь, как, в каких пропорциях и что именно соединить, чтобы получилась та самая песня. А что касается свободного времени, провожу его с семьей, на рыбалке и в путешествиях.
leonovich@sb.by
— Андрей Константинович, совсем недавно вы возглавили дирекцию информационного вещания ОНТ, но продолжаете быть редактором отдельных проектов. Не можете делегировать?
— Телевидение — это командная работа. Не важно, директор ты или репортер, мы делаем общее дело, которое у всех на виду. И если на каком‑то этапе кто‑то ошибся, не до конца сделал свою работу, это влияет на итоговый результат. И его никуда не спрячешь. У нас публичная профессия. Оценить ее может каждый зритель. Здесь не скажешь, мол, этот человек не разбирается в телевидении… У всех есть глаза. Но не у всех есть возможность взглянуть на то, что происходит, с разных сторон экрана. У меня есть. И мне это нравится. Я люблю свою работу. И люблю делать ее качественно, добиваться результата. Думаю, в нашей профессии невозможно стать руководителем и прекратить заниматься журналистикой. Так не бывает. Можно быть хорошим менеджером, управленцем. Но если ты не практикуешь, ничего не получится. Это что‑то типа «я видел, как маэстро играет на скрипке, — ничего сложного, я тоже смогу». Нет. Нужно играть, писать, читать… и учиться. Я делаю это постоянно. Запоминаю идеи и ощущения. Учусь. Даже у тех, кто только делает первые шаги в профессии. Сегодня молодые ребята, приходящие на телевидение, не те, что были еще пять лет назад. И у них есть чему поучиться. И, надеюсь, мне тоже есть что им передать. Подсказать, направить, где‑то скорректировать. Просто «включить начальника» сработает, наверное, на заводе. У нас — нет.
— После событий 2020 года на ОНТ появилось много авторских проектов, громких интервью, фильмов‑расследований. А что дальше? Есть ли у вас как у директора дирекции стратегия, как окончательно выиграть эту информационную войну?
— У нас и до 2020‑го были расследования и авторские программы. Просто сейчас они воспринимаются острее, звучат актуальнее, открывают новые смыслы. Сегодня мы часто говорим об авторской журналистике как о некоем новом понятии. Но ведь она всегда была авторской: каждый материал делает определенный журналист, выражающий свою точку зрения. Да, есть задание, но как в итоге оно будет реализовано, зависит от конкретного автора. Дайте одно и то же задание разным людям — и вы получите совершенно разный результат. Я рад, что меня окружают единомышленники, с которыми мы смотрим в одном направлении. Можно поспорить о способе достижения цели, но не о самой цели. Сейчас, когда у каждого есть доступ в интернет, сложно что‑то скрывать или пытаться убедить в чем‑то. И от того, насколько убедительными мы будем, зависит, на чьей стороне зритель окажется. Не всегда самый громкий голос самый убедительный. Но говорить сегодня приходится громче, хотя бы для привлечения внимания. Не уверен, что в этом сражении может быть победитель. Чтобы выиграть, как вы говорите, информационную войну, нужно чтобы кто‑то замолчал. Так не бывает. Вчера мы обсуждали события в Украине, сегодня курс доллара, завтра что‑то еще. Стратегия в этом случае одна: честно делать свою работу. Находить нужные слова, приводить аргументы, подкреплять слова фактами. И мы будем заниматься этим дальше. Важно понять, что мы на стороне правды.
— Знаю, что в эти дни в дирекции информационного вещания формируется отдел по производству документальных фильмов. Чем он конкретно будет заниматься?
— У нас хорошая школа документалистики — это факт. На ОНТ собралась команда профессионалов, им есть что сказать и показать. И мы умеем это делать эффектно. Иногда даже осветитель на площадке может подсказать идею, которая повлияет на конечный результат. Я рад, что в нашей команде нет равнодушных. Вообще, сейчас мы на том этапе, когда пришло понимание, что делать документальное кино время от времени — это неправильно. Этим нужно заниматься постоянно. Темы, материал подсказывает, уж извините, сама жизнь. Мы хотим поставить это направление на профессиональную постоянную основу. Для этого есть ресурсы, база, возможности, творческий потенциал.
— Давайте на минутку вернемся к новостям. Какие темы больше всего интересны зрителям ОНТ? Предположу, что это сюжеты с участием Главы государства и международная повестка. А что еще?
— Судя по рейтингам, нашим зрителям интересно все. Не сочтите это хвастовством, но цифры не врут, тем более медиаизмерения проводятся постоянно. И мы сегодня конкурируем, по сути, сами с собой. Что я имею в виду? На нашем телерынке, где велико влияние российских каналов, производящих качественный продукт, мы боремся за внимание зрителя с ними. Не с коллегами из Беларуси, а с коллегами с больших российских каналов. С бюджетами, опытом и мощной школой. И даже на этом фоне мы выглядим достойно. Всегда неприятно, когда проигрывает твоя любимая спортивная команда. Иногда предсказуемо, но в любом случае обидно. А мы не любим проигрывать.
Да, вы правильно заметили: события с участием Главы государства вызывают неподдельный интерес. Это практически всегда номер один! Заявления, решения, от которых зависит наша жизнь, что может быть важнее? За этим внимательно следят наши зрители.На втором месте по популярности — истории о людях. Новости — это в первую очередь истории о людях. Простой пример: мы как‑то сделали сюжет о мальчике, который «купил» велосипед за 3 рубля. По сути, владелец магазина в Бобруйске велосипед ему подарил. Так вот, этот сюжет посмотрело более 2,5 миллиона человек на нашем YouTube‑канале и на канале героя этого сюжета, который сделал репост. Два с половиной миллиона, только вдумайтесь! Для Беларуси это огромная аудитория. Кроме того, в тройке лидеров зрительского интереса — актуальные события. Да, это может быть международная повестка. Но все же она уступает нашей родной. Людям интересно то, что рядом.
— К 2023 году телеканал пришел с журналистикой, которую можно назвать по именам. Авторитетные спикеры — это по‑прежнему тренд?
— Сильные авторы, они же лидеры мнений, — наша лучшая сторона. Уверен, многие зрители выбирают телеканал по именам. Темы ведь в большинстве на поверхности. Но есть один момент: важно, кто это делает, кому вы доверяете. Марат Марков, Дмитрий Бочков, Глеб Лавров или Игорь Тур — это те люди, мнение которых действительно важно услышать. Есть известная шутка о разговорах с телевизором. Но лучше же разговаривать и спорить с умными собеседниками, верно? Нашим авторам есть что сказать. Они убедительны, не голословны, каждый сам по себе яркая и харизматичная личность. Именно такие люди и делают телевидение. И если вы внимательно следите за телепрограммой, наверняка обратили внимание: мы даем возможность зрителю ОНТ каждый день поспорить с кем‑то из авторитетных авторов.
В этом смысле авторская журналистика, о которой мы говорили выше, это скорее про доверие и авторитет. Марат Марков или Глеб Лавров очень много и долго работали над тем, чтобы их мнение было важным.Сейчас мы вернули в эфир программу «ПолитStandUp». Вообще, по‑хорошему, это и есть та самая авторская журналистика, о которой вы говорите. Один спикер. Один на один с большой телевизионной аудиторией. Крутая студия. Хлесткий текст. Это смотрят и это обсуждают. В этом смысл нашей работы — разбудить умы, если хотите.
— А что насчет конкуренции? Работаете с коллегами с других телеканалов на опережение или сила сегодняшнего информационного пространства в сплоченности? Все‑таки все сотрудники госСМИ понимают: мы делаем общее дело.
— Конкуренция помогает нам развиваться, не стоять на месте. Сделать лучше, сделать интереснее, найти нетривиальный взгляд. Мы хотим, хотят коллеги. Но я повторюсь: цифры решают. Это лучший показатель, их нельзя обмануть. Рейтинги телесмотрения и доли показывают, что конкурировать нам нужно только с самими собой. Однако я смотрю на то, что делают коллеги на других каналах. В плане творчества да, мы конкуренты. Мы делим один медийный рынок, мы боремся за одну и ту же аудиторию. Но, когда дело касается государственных интересов, здесь не может быть конкуренции. То, что происходит у нас в стране, — это наше дело. И советчикам, и критикам, «кому со стороны виднее», мы способны все вместе дать аргументированный ответ.
Давайте приведу пример. Вот у нас есть проект «Как посмотреть». Его ведь тоже можно назвать примером авторской журналистики? Нам есть куда расти. Ниши на телерынке есть. Допустим, в США на каждом канале есть вечернее шоу. Это необязательно смешная передача. Это программа, у которой есть имя, узнаваемый ведущий, и там вы гарантированно услышите все самое интересное. Еще и с авторским комментарием. У нас был успешный опыт создания чего‑то похожего. Не в чистом виде late night show, но мы использовали элементы этого жанра. Получилось. И теперь, когда запустили «Как посмотреть», я не сомневаюсь, что мы сделали правильный выбор. У программы есть свой стиль, свое лицо. В прямом и переносном смысле. Спасибо Анне Пыж, которая сознательно пожертвовала для этого одним выходным.
— Помню, что, помимо снукера, вы еще увлекались диджейством. А сейчас как дела обстоят и с первым, и со вторым?
— В снукер, кстати, играю плохо. Но комментировать было интересно, спасибо телеканалу за предоставленную возможность. Сейчас мне по‑прежнему любопытно наблюдать за тем, как мастера выстраивают стратегию и побеждают. Меня все еще можно встретить в бильярдном клубе, правда, на это катастрофически не хватает времени. Но пока бильярд не бросаю. И диджеинг не бросил. Давно не играю на публике, скорее для себя. Это правильно, когда только ты знаешь, как, в каких пропорциях и что именно соединить, чтобы получилась та самая песня. А что касается свободного времени, провожу его с семьей, на рыбалке и в путешествиях.
leonovich@sb.by